Мой канал продолжает публикацию романа Татьяны Чекасиной «Канатоходцы». Сегодня публикую главу «Мельде» (часть романа «3 февраля, понедельник»).
В этот будний день молодой слесарь-наладчик обувной фабрики Мельде переживает значимые для него события. А, подходя к дому обнаруживает на калитке записку, которая его пугает. И его сестра Эльза, и другие люди в городе знают, что убийцы еврейской семьи Хамкина оставили у них на калитке записку с угрозой дальнейших убийств людей этой национальности.
Мельде немец, но и ему, и его сестре неприятны чьи-то националистические проявления.
Напоминаю читателям этого романа о том, что в нём нет ни единого случайного, не связанного прочно с главной идеей эпизода. Динамика характеров персонажей этого большого произведения выстроена с такой чёткостью, что в итоге мы имеем не только полностью отработанные идеи, но и самих этих людей видим во всей жизненной правде поступков, но и тонких движений души.
Натали Конюшая, автор канала «Советские писатели»
Сон. Какое-то дно. И на этом дне… И на дне ангела… Черти с ангелами у одного «лакейского» стола. Много неприятного. С ехидным Эдькой диалог. Артур: «…утопишь меня?» Иван Захарович, бандеровец…
И Лоры нет. Бывало, вдвоём до трамвая, но ей – в одну сторону, ему – в другую. Он выходит, она едет… Её варежка вытрет от инея уголок окна, и – улыбка. Этим утром никто не глядит на него из трамвая. Другой набит. Как на работе, в кольце мотористок цеха летней обуви:
– Мельдé! Иди к нам! Согреем.
На девок шипят культурные. Отрывается он от этого коллектива на улице Профессорской. Балконы, будто комнатки. Но у профессоров нет порядка: бельё на верёвках, хлам… Когда в недалёком будущем купит квартиру, на балконе разведёт маленький огородик, цветы.
Вот и фабрика…
– Привет, сынок!
«Сын» (дер Зон) и «солнце» (дие Зооне), как четвертинка ноты и целая.
– Здорово, Панфилыч.
Обходит цех: дие Орднунг. В наладке – на «диван», и – плотнее в байковое одеяло. Пахнет новой кожей, клеем. Гремит конвейер, работницы кричат (нормальный тон в грохоте станков). Увидеть бы опять древний город, каменные розовые домики… Наверняка, там когда-то жил… Переселение души из тела в тело. Так говорит Мишель.
«Дорожка ледяная,
неси меня, неси…
А жизнь моя такая:
и горькая, и злая.
Дорожка ледяная,
спаси меня, спаси…»
Неприятные стихи. К таким не идёт музыка. А вот к этим минорная, для трубы:
«Застыли слёзы в глазах…
И где-то за окном
Тихо и нежно гитара играет.
Гитара поёт серебром»
Где-то не гитара, а подшипник. Надоело! Одна пьянка у глухонемых, – а денег! Так бы каждый день, ходил бы в золоте…
– Золота у них! Паша-мент балакает: охрана в доме!
– А где оно?
Напильник Панфилыча утих.
– В тайнике, наверное. Евреи умеют прятать! Хитрая национальность!
– В слитках?
– Нет, кольца, ювелирные украшения.
Неверная нота про хитрую национальность! Вот Андрей русский… Трудовик в детдоме – татарин: подзатыльники, как дюймовой доской. А Белла Абрамовна на уроке биологии яблоки, конфеты: «Тебе, Генечка, тебе Юрочка…» «Поздравь её с Восьмым марта», – говорит Эльза. В детдоме ему дают адрес. А там он видит тётеньку эту в гробике. На другой день на кладбище «Аве Мария». И как ему благодарна её еврейская родня! Целых пять рублей.
«Надо знать слово “надо”», – наука детдома. Выйдя из наладки, ткнул аварийную кнопку. Работницы, болтая громко, теряют аккомпанемент. Обходит с маслёнкой…
Вновь на «диване»:
– Данный цех имеет давление на волокна в голове и вреден для ума.
На это напарнику не ответить, и он пилит железом по железу…
Как будет «конвейер»? В словарике: «das Fließband». Но не дадут выучить. В отворённую дверь крик:
– Не пробивает! – Опять барахлит перфоратор для дырок в летней обуви.
Ерыкалова, главная в цехе: «Готовь сани летом, а сандалии зимой».
Идёт ремонт, Надька Палаткина рядом. В турпоходе они в палатке… С мужем никакой гайки с контргайкой… Виноват Мельде. Коллективу – мотив, как в туалете обувного училища, когда бегали за линейкой. Роза, тронутая и до него морозом, не родившая. Там другая мелодия: вытравленный мёртвый младенец копия Мельде… Как такое определить в неполноценном индивиде?!
Только Панфилыч на склад за металлическим прутом, – новенькая. Не Лора, у которой отдельная комната в трёхкомнатной квартире. У этой дома целый детдом на тридцати двух квадратных метрах. Кроме отца сапожника, матери портнихи, дети: Роша, Моня, Нюма и Эстер. Непонятные имена. Немцы? А вдруг евреи? Обувь и куртки дети донашивают друг за другом. Вон на Нагорной… Золота полно… Обнял.
Только дверь настежь, – напарник. Роша обратно на конвейер… Бабы приходят и уходят, а конвейер гремит (лейтмотив от братьев)… Довольно думает: да ну её, эту Лору. Так бы и об Артуре…
Но опять он, непьющий, с работы пиво пить… Народа полно. Доремифасоль! КГБ имеет информацию о тайне дня ангела: тот субъект, явно, наблюдает!
У Артура мало отваги в немолодой голове. Плебеи, которые неправильную революцию, как по нотам разыграли, отправив на свалку правильный режим царя, могли тайные типографии хранить в комнате под койкой! А этот и одну букву боится.
Набрав телефон, докладывает:
– Пьер, наш индивид не доволен доверием.
«Не доволен?»
– Да, мол, для водопроводной трубы у него тесно…
«Генрих, благодарю. Мы обдумаем. Завтра в это время непременно выйди на связь».
Чтобы открыть калитку, надо деревяшку повернуть на гвозде. И вот он туда руку и отдёргивает! Записка! Но добрая. На крепкой бумаге рукой Фредди ноты. И хотя это реквием, но Моцарт говорит в нём, мол, рай впереди.
Бегом обратно к телефону-автомату!
– Елизавета Георгиевна, добрый вечер! – интеллигентка в одном доме с Фредди: – Передайте Данько: я не против играть в его оркестре реквием Моцарта…
С работы Эльза:
– Убийцы евреев нацепляйт записку на калитку…
…Дворец культуры Металлургов. Репетиция Народного театра: «Гамлет». Руководит Мишель. Входят ребята-музыканты. А с ними Курасин: «Какая отличная труба!» Барабанщик Фредди их знакомит: «Это Мельде. Ноты не понимает». «Можешь драйв, можешь всё», – Курасин опытный духовик. Накануне отбытия видный саксофонист опять в ДК. Да, играли… Не на танцах. Не врал девице Эдуарда, erzahlt von seinem Freund, говоря о друге. Улетел тот в Нью-Йорк с оркестром, который вернулся без него. Его брат преподаёт. Удивлён: «Ну, и ну! Ноты учи!» На трубе тренирует. А для нот другого репетитора…
Раиса Евгеньевна пьёт капли Вишневского от нервов. И – тайна: она в тридцать три года девица твёрдокаменная, но верхнее «до» – и баба… У них обмен навыками, плодотворный для обоих. Но её вывод в конфигурации круглой двойки: «Теорию надо знать с ранних лет».
В детдоме на уроке труда такая «теория». Влас Ерофеевич водит напильником: «Вот как правильно: ровнéнько, легонько. А ты как?..» – и, минуя интервал – подзатыльник, равный удару маленькой лопаткой. Оттого и ненавидит Мельде, когда железо о железо.
Увидев хмурую Раису Евгеньевну рядом с училищем, где она так и работает, догадался: капли от нервов удвоены.
На экзамене труба на трояк. И не берут! Мол, теорию выучи к другому году… Но он верит братьям: анкета! Родители-то расстреляны! Уходит улицей Тургенева. Это он – об утоплении Муму, имя которой дают глупые индивиды приблудным дворнягам. Труба – в футляре. Галстук-бабочка. Как они могли бортануть «импортного абитуриента» (ремарка гардеробщицы)? Этот добротный дом мог быть, как родной. Лестница, на ней ковёр. Так и в доме предка (помнит Эльза). Диплома нет. Ни в один оркестр не берут. Но и «халтур» мало. Вот и дудит для мертвецов. А ему бы в лимузине, рядом девушка. Впереди город Энгельс, где никогда не был. Каменные дома, на окнах цветы. Вроде Нидерландов, но никакой ледяной дорожки. Тепло, лёгкий ветерок овевает лица…
Андрею не миновать лагеря. Домик продадут. Новый купят в родных краях. А вдруг его не посадят? Выпилит нож! Как-то говорит обезьяний гамадрил: «Давай на охоту, братишка». А там… Твёрдой рукой бьёт в горло, фонтан крови… Нет интонационно неподходящего гада – гут… Но – горький вывод: и без Артура гут, и без братьев… Без Мишеля… У того новый друг Ильин. «Гитлеровский череп», но не немец. Братья болтают – князь.
(Продолжение следует)
Чтобы вы смогли ближе познакомиться с творчеством писателя, даю другие источники информации.
Каналы на ДЗЕН:
«Татьяна Чекасина писатель»
«Супер-чтец»:
https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link
«Литература-вед»:
https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link
На страницах социальных сетей «ВК», «ОК», «Ютуб»
Ссылки на книги.
В бумажном и в электронном виде:
1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/
2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2
https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/
4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город
5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка
Электронные книги:
1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/
2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/
3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/
4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/
5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/
6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь
7. «Дама в снегах» Дама в снегах
8. «Квартирантка» Квартирантка
Дорогие читатели, любители добротной литературы! Если у вас есть на примете писатель-реалист такого же высокого уровня, срочно обращайтесь на мой канал. Мы должны донести до широкого читателя такую литературу, которую по несчастью никто не рекламирует.
Если вы готовы мне помогать, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делать репосты.