Найти тему

Обеззараживание воздуха в московском метрополитене при помощи ультрафиолетового излучения

Более 14 млн пассажиров ежедневно проходят че­рез сооружения и подвижной состав Московского метрополитена. Метро связывает между собой же­лезнодорожные вокзалы, является центральным транспортным узлом столичного региона и отно­сится к объектам массового сосредоточения людей.

Такие объекты требуют повышенного внимания со стороны органов и учреждений Роспотребнадзора для обеспечения профилактики массовых инфек­ционных и паразитарных заболеваний.

В химическом составе воздушной среды подзем­ных станций метро иногда наблюдается превышение предельно допустимых концентраций двуоки­си азота, окиси и двуокиси углерода, пыли. Эти факторы в сочетании с агробиологической состав­ляющей выводят проблему обеспечения экологи­ческой и эпидемиологической безопасности воз­душной среды и создания комфортных условий пассажироперевозок в метрополитене в ряд важ­нейших социально-экономических задач. Решая эту задачу, службы Московского метрополитена используют всю совокупность известных техниче­ских и организационных мероприятий и активно участвуют в поиске новых современных техноло­гий и средств, повышающих качество и безопас­ность подземного городского транспорта.

Одной из наиболее перспективных технологий, принятых в мировой и отечественной практике для обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия, является обеззараживание воды, возду­ха и поверхностей при помощи ультрафиолетового (УФ) излучения [1, 4]. Основными преимущества­ми данного метода дезинфекции являются: высо­кая эффективность воздействия на все виды мик­роорганизмов, возможность постоянного примене­ния в условиях действующих объектов, отсутствие химических реагентов и иных расходных материа­лов, простота интегрирования в системы автомати­зированного управления процессами.

Высокая бактерицидная эффективность УФ- технологий основана на воздействии излучения на внутренние структуры облучаемых микроорганиз­мов. При достаточной экспозиции это приводит к деструктурированию ДНК микроорганизма и его инактивации. УФ-обработка оказывает летальное действие на все известные виды микроорганизмов благодаря одинаковой спектральной чувствитель­ности ДНК всех микроорганизмов к УФ-излучению бактерицидного диапазона [2] (рис. 1).

Рис. 1. Кривая бактерицидной эффективности воздейст¬вия УФ-излучения на микроорганизмы
Рис. 1. Кривая бактерицидной эффективности воздейст¬вия УФ-излучения на микроорганизмы

Однако производственные условия метрополи­тена (особенности состава воздушной среды, спе­цифический характер биологического загрязнения поверхностей, напряженный режим работы под­вижного состава, эскалаторов, объемы помещений и необычная архитектура) делали неэффективным применение существовавшего до последнего вре­мени УФ-оборудования для решения задачи обез­зараживания.

Созданные в последние годы амальгамные лампы нового поколения — мощные и надежные источники бактерицидного излучения — обеспечили распространение УФ-технологий обеззараживания на новых направлениях и, в том числе позволили успешно решать задачу УФ-дезинфекции в условиях метро.

Возможность применения современных УФ- технологий на объектах метрополитена была иссле­дована в ходе проведения НИР с ВНИИ Железнодорожной гигиены (ЖГ) Роспотребнадзора в 2004—2005 гг. На первом этапе во ВНИИ ЖГ и Институте медицинской паразито­логии и тропической медицины им. Е. И. Марци- новского (проф., доктор мед. наук Романенко Н. А., канд. мед. наук Новосильцев Г. И.) были проведены серии экспериментов по определению значений бактерицидных и паразитоцидных УФ- доз, необходимых для гарантированного уничтоже­ния микроорганизмов и возбудителей кишечных паразитозов в условиях близких к реальным усло­виям метрополитена.

В результате работ была выявлена необходи­мость существенного увеличения УФ-доз, обеспе­чивающих полное уничтожение микроорганизмов и гельминтов, находящихся на поверхностях обо­рудования и поверхностях подвижного состава метрополитена, имеющих эпидемическое значение по сравнению со стандартными значениями ле­тальных УФ-доз.

Рис. 2. Спектры поглощения аминокислот, формирую¬щих белковые среды, в диапазоне УФ-излучения
Рис. 2. Спектры поглощения аминокислот, формирую¬щих белковые среды, в диапазоне УФ-излучения

Причина этого явления обусловлена тем, что в большинстве практических случаев при санитар­ной УФ-обработке на объектах железнодорожного транспорта приходится обеззараживать среды и по­верхности, содержащие микроорганизмы, окру­женные естественной средой обитания, например слюна, слизь, фекальные выделения. Основой со­става такой среды является водно-белковая смесь различной концентрации. На рис. 2 приведены спектры поглощения аминокислот, формирующих белковые среды, например трипсина (внизу). Верхняя кривая представляет спектральную эффектив­ность инактивации трипсина под действием УФ- облучения. В области 220 и 280 нм, по данным Ю. А. Владимирова [3], поглощение белка обу­словлено в основном поглощением ароматических аминокислот.

В области 240—260 нм, зоне максимума бакте­рицидного действия, поглощение определяется сульфгидрильными (-5Н) и дисульфидными (-58-) группами цистеина и цистина. Таким образом, вод­но-белковая среда, окружающая микроорганизмы в реальных условиях является своеобразным УФ- протектором, существенно ослабляющим излуче­ние диапазона 240—260 нм еще до попадания на микроорганизм.

Микроструктура поверхности резины (о) и линолеума (б).
Микроструктура поверхности резины (о) и линолеума (б).

Вторым фактором, повышающим выживае­мость микроорганизмов на поверхностях реальных объектов метрополитена, является структура мик­рорельефа данных поверхностей и их отражатель­ная способность в УФ-диапазоне. К наиболее характерным материалам можно отнести кожзамени­тель сидений, линолеум, резина поверхности по­ручня эскалатора, стекло и металл. С увеличением шероховатости поверхности материала и уменьше­нием коэффициента отражения УФ-излучения бактерицидная эффективность падает. На рис. 3 показана микроструктура поверхности резины (а) и линолеума (б), затененные участки неровной по­верхности которых предоставляют микроорганиз­мам своеобразные "УФ-убежища". Ровные метал­лические и стеклянные поверхности повышают эффективность УФ-обработки.

 Экспериментальная зависимость коэффициента пропускания защитной белковой средой УФ-излучения с длиной волны 253,7 нм от степени разведения в дистиллированной воде.
Экспериментальная зависимость коэффициента пропускания защитной белковой средой УФ-излучения с длиной волны 253,7 нм от степени разведения в дистиллированной воде.

щали в специальную среду — своеобразный "бел­ковый щит". Данная среда моделировала условия реальной биосреды, окружающей микроорганизмы в условиях метрополитена. На рис. 4 приведена экспериментальная зависимость коэффициента пропускания такой средой УФ-излучения с длиной волны 253,7 нм от степени разведения в дистилли­рованной воде (У6с/Удв — соотношение объемов белковой среды и дистиллированной воды при раз­ведении).

В качестве тест-микроорганизмов использовали суточную музейная культуру 51арЬу1ососсиз аигеиз (штамм 906). Используемые тест-культуры облада­ли типичными морфологическими и тинкториаль-ными свойствами, а также стандартной устойчиво­стью к дезсредствам. В качестве тест-поверхностей выбирали кожзаменитель, резина, пластик. На рис. 5 показано изменение бактерицидной эффектив­ности УФ-облучения тест-культуры в белковой за­щите на резине и приведены справочные значения бактерицидных доз для микроорганизма в "идеальных условиях".

Для реальных условий, существующих на эпи­демических значимых поверхностях в метрополите­не, характерные значения обсемененности лежат в диапазоне до 1000 КОЕ/см2. Таким образом, видно, что величины УФ-доз для данных обсемененностей с бактерицидной эффективностью более 90% составляют 300—450 Дж/м2. Эти величины в 5—10 раз превышают известные значения для 31арЬу1о- соссизаигеиз [2] (см. рис. 5).

Еще более высокие дозы требуются для обеспе­чения эффективного противопаразитного действия УФ-излучения на патогены: жизнеспособные яйца аскарид , остриц и цисты лямблий . В ходе экспериментов данные организмы по­мещали на тест-поверхности, характерные для объ­ектов метро: кожзаменитель, пластик, дерево, хро­мированный металл, резина и полированное стек­ло и облучали различными дозами УФ-излучения с длиной волны 253,7 нм. Характер материалов су­щественно меняет эффективность действия УФ- излучения. На рис. 6 показано относительное из­менение средних доз, обеспечивающих 90% инак­тивацию исследуемых паразитарных патогенов в зависимости от вида поверхности

Изменение бактерицидной эффективности УФ- облучения тест-культуры 81арЬу1ососси5 аигеш в белко¬вой защите на резине при различных начальных плотно¬стях заражения. По оси абсцисс — бактерицидная доза, Дж/м2. / — по данным [2]; 2 — плотность заражения 5- 102 КОЕ/см2; 3 — плотность заражения 5- 103 КОЕ/см2; 4 — плотность заражения 5 • 104 КОЕ/см2
Изменение бактерицидной эффективности УФ- облучения тест-культуры 81арЬу1ососси5 аигеш в белко¬вой защите на резине при различных начальных плотно¬стях заражения. По оси абсцисс — бактерицидная доза, Дж/м2. / — по данным [2]; 2 — плотность заражения 5- 102 КОЕ/см2; 3 — плотность заражения 5- 103 КОЕ/см2; 4 — плотность заражения 5 • 104 КОЕ/см2
-6

Наибольшую устойчивость приобретают микро­организмы на поверхности черной резины поручня эскалаторов и уплотнений оконных стекол вагонов метро. Бактерицидная доза в этом случае более чем в 2 раза выше, чем для поверхностей стекла и ме­талла. Промежуточное положение занимают пла­стики, дерево и кожзаменитель. В дальнейшем при определении значений УФ-доз, гарантирующих уничтожение микроорганизмов на всех эпидемиче­ски -значимых поверхностях метрополитена, будем ориентироваться на значения, достаточные для инактивации микроорганизмов на черной резине.

На рис. 7 приведены кривые эффективности па- разитоцидного действия доз УФ-излучения для 3 патогенов на поверхности черной резины.

-7

-8

Величина УФ-дозы, требующейся для гарантиро­ванного уничтожения исследуемых патогенных ор­ганизмов на поверхности черной резины с эффек­тивностью более 99%, составила около 4500 Дж/м2.

К основным результатам первого этапа НИР можно в первую очередь отнести:

— установление принципиальной возможности эффективной дезинфекции эпидемически значи­мых поверхностей объектов метрополитена от мик­робного и гельминтного заражения при помощи УФ-излучения с длиной волны 253,7 нм;

— определение значений УФ доз, необходимых для инактивации исследованных патогенов с раз­личной эффективностью.

Вместе с этим из полученных результатов стало ясно, что получение УФ-доз в десятки и сотни раз превосходящих величины доз, используемых для обеззараживания поверхностей и воздуха в меди­цине, практически недостижимо на базе ртутных ламп низкого давления и стандартного УФ-обору- дования.

Всего в метро работает больше 7 тыс. таких устройств — по 2 на вагон.

-9

Для обеззараживания используют безопасные ультрафиолетовые лампы. Облучение работает в закрытом контуре и не проникает в салон, поэтому для пассажиров это абсолютно безопасно. Ещё есть воздушные фильтры — они удерживают мелкие частицы пыли.

Блок обеззараживания сделала российская компания, его производят в нашей стране. Системы есть в поездах новых серий «Ока», «Москва» и «Москва-2020» — почти 3,7 тыс. вагонов. В каждом — две климатические установки с функцией непрерывного обеззараживания. Они очищают до 3300 м3 воздуха за час во всём составе.

В депо кондиционеры проверяют каждый день. Они постоянно обслуживаются сотрудниками завода-изготовителя: устраняются неисправности, очищаются все системы, при необходимости заменяются ультрафиолетовые лампы и воздушные фильтры.

-10