Найти в Дзене
Ксения Пахоменко

Роль стендапа в жизни современного общества

Из чего состоит статья

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕНДАПА В ЖИЗНИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 История стендапа и становление его как юмористического течения

1.2. Основная проблематика роли стендапа для молодежи

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время люди всѐ чаще ставят под вопрос свой досуг, как его провести и где найти новые места для его проведения. Посещение театров, выставок, различных концертов и ярмарок свидетельствует о том, что сейчас уровень культуры возвысился в наши дни и ему придается достаточно важное значение. К культуре относятся язык и литература, обычаи и традиции, образование, массовая культура и т.д. Также в культуру входит и юмор, который также активно развивается и освещается. Именно сейчас юмор является неотъемлемой частью досуга у людей. В повседневной жизни без юмора сейчас сложно представить обычную компанию, без шуток и анекдотов.

В частности молодежь очень интересуется юмористическими течениями, которые сейчас находятся на слуху у многих. Юмористические течения чаще всего затрагивают многие общественной проблемы и обсуждаемые темы. Юмор имел значимое место в жизни человечества на всем пути его существования и развития, но общество развивается дальше и больше с каждым днем, и юмор вместе с ним, переходя в комедию. Комедия - это древний вид искусства. В любой период времени ей уделялось много внимания, и это абсолютно не зря. Ведь комедия выполняет функцию высмеивания жизненных проблем, показывает, как выбраться из различных сложных ситуаций более позитивными подходами. Одним из таких жанров является и стендап. Стендап - жанр в юморе, где объектом выступления является человек, т.е. комик, который рассказывает заранее подготовленные текст, совмещенный с импровизацией, и также направлен на поднятие актуальной темы, чтобы вызвать эмоции у зрительского зала.

История стендапа достаточно интересна и начинается она в Греции в 400 гг. до н.э., там оно приобретало образ обычного ораторского искусства с элементами комедии. Этот жанр применялся, чтобы рассказать людям о реальности, преодолев цензуру, которой в те времена не придавали такого сильного значения, чего нельзя сказать о сегодняшнем стендапе.

В силу своей молодости, как юмористического течения, стендап является одним из уникальных жанров комедии, который дается не каждому. На Западе данный жанр развился быстрее всего, на слуху было много звезд, которые в последующем стали невероятными артистами, которых знал весь мир. К ним относятся Луи Си Кей, Билл Бѐрр, Джимми Карр и многие другие.

В Россию данный жанр стал пробираться позже. В 60-е годы стали появляться такие комедианты как Аркадий Райкин и Роман Карцев, которые смогли впечатлить публику своим дуэтом, это было одно из первых выступление комедийного жанра в СССР. Не менее известными также были Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов, Михаил Евдокимов, Михаил Задорнов, Евгений Петросян и многие другие. Именно эти лица положили начало юмору в России.

Сейчас же, в настоящее время, существует огромное количество комиков, с собственными стилями подачи материала, которые впечатляют зрителей. Алексей Щербаков, Нурбан Сабуров, Руслан Белый, Азамат Мусагалиев и др. стали звездами российского шоу-бизнеса, начиная с малых выступлений и участием в КВН. Клуб Весѐлых и Находчивых существует с 1961 года и это стало настоящим прорывом в области юмора в СНГ. Он помог многим артистам и комедиантам выйти на успешную дорогу и построить свою карьеру.

Сейчас по всему миру проводятся стендап-концерты, и каждый концерт отличается от другого, как и каждый комик старается сделать что-то новое и вложить многое в свое выступление. В больших городах этот вид досуга сейчас является достаточно распространенным и билеты на концерты раскупаются с невероятной скоростью. В маленьких городах с этим есть небольшие проблемы. Актуальность стендапа в таких городах гораздо ниже, не развита стендап-сцена и это достаточно невыгодно для самого комика, выступать на маленькую аудиторию. В мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург очень развита стендап-сцена и аудитория там больше осведомлена о различных концертах, которые проводят комики.

Старшее поколение не до конца понимает значимости этого комедийного движения для общества, ведь для них это очень острый вид юмора, с острыми высказываниями на какую-либо тему. Именно поэтому чаще всего стендап помещается молодежь от 18 до 35 лет.

Есть много причин для посещения стендапа, такие как развлечение и отдых, поиск новых знакомств, раскрепощение, рассуждение о важной теме и высмеивание ее благодаря комику.

В стендапе много интересных аспектов, о которых стоит знать каждому, кто интересуется этой темой.

1.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕНДАПА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 История стендапа и становление его как юмористического течения

Современное общество шло стремительными шагами к совершенству, было проделано множество уникальных вещей, сейчас данный прогресс только растѐт, и происходят великие открытия в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Духовной сфере хочется выделить большее повествование, в рамках исследования, а именно о культуре. В нашем современном мире всегда присутствовал и присутствует прогресс в сфере культуры. В целом, наше общество трудно представить без понятия культуры и его специфики.

Стоит начать с самого основного, с понятия культуры. Культура - это сформировавшиеся общностью людей ценности, познания, традиции, навыки, обряды и обычаи, язык, религия и искусство. Следует обратиться к исследователям культуры, которые, однозначно, внесут ясность в тему развития культуры. Можно выделить некоторые яркие фигуры в области русской культуры как Чаадаев, Данилевский, Леонтьев, Соловьев, Бердяев. Часто их идеи могли не совпадать, на что появлялось ещѐ больше разных мнений и высказываний, стремление к более углубленному изучению культуры. Все старались выделить и возвысить значимость самой культуры у всего народа, а именно русского. Например, Чаадаев, хоть его и приписывали к стороннику Запада, но он всѐ равно «отстаивает идею об особой миссии русского народа».

Также Данилевский в своѐм много кому знакомом труде «Россия и Европа». выделяет впервые понятие культурно-исторических типов, каждый из которых имеют свою уникальность, и автор рассуждает о примерном времени их существования, и как оказалось оно одинаково для всех.

Соловьѐв В.С размышлял над ответами на поставленные вопросы, о смысле существования России, развития культурной динамики, поиск нравственности среди людей.

Это лишь малая часть исследователей, которые приложили немало усилий для изучения и распространения темы культуры, еѐ развития, значимости.

На сегодняшний день культура содержит в себе различную творческую деятельность среди людей. К этому относятся, и театры, и кино, и различные творческие направления узкой направленности. Одним из таких направлений, который известен ещѐ с давних времѐн, и применяется. по сей день, в разных театральных постановках, в написании произведений, это комедия. Этот жанр достаточно интересен и часто применялся в литературе писателей XIX - ХХ веков. Это такие произведения как «Ревизор» Н. Гоголь, более известна своей сатирической направленностью, «Горе от ума» А. Грибоедов, здесь были представлены нравы дворянства в сатирической форме. «Вишнѐвый сад» А. Чехов, достаточно смысловое произведение с трагизмом, но юмористически направленное. Данные работы были в первую очередь направлены на поучительны лад, но и с целью развлечь читателя, для более лѐгкого понимания и раскрытия глубокой и важной проблемы того периода.

Но литература это лишь малая часть, где может быть использована комедия. В рамках социологического исследования автор рассмотрит достаточно новое комедийное течение, которое полюбилось уже множеству людей, это стендап. Рассмотрение и исследование данного жанра тяжело строить на какой-то определѐнной, уже установленной теоретической базе, ведь этот жанр достаточно уникален в наше время и как таковых работ по теме стендапа проведено немного. Начать стоит с того, что такое стендап, откуда он пришѐл в постсоветское пространство и каковы его возможности.

Стендап – вид комедийного, сатирического повествования, который происходит путѐм подготовленного монолога комика перед живой публикой, которая может не только наблюдать и слушать выступление, но и активно участвовать в диалоге с выступающим. Комик или стендапер – это выступающий, который и является основным объектом выступления, от которого отчасти зависит всѐ настроение концерта. Главной задачей комика – рассмешить и получить обратную реакцию от публики в виде смеха и аплодисментов. Шутка – оружие, которым должен грамотно владеть и правильно применить в нужный момент, при написании текста или в ответ гостю. Комик не профессиональный артист сам по себе, это обычный человек из народа, который имеет определѐнные качества, которым он может покорить публику. Не у всех это может получиться. Главным ориентиром комика для понимания смешная ли шутка или стоит доработать – публика. Проверить заготовленный материал можно лишь путѐм проверки его на живую аудиторию, а главной оценкой удавшиеся шутки – смех зрителей.

Если окунаться в историю развития стендапа, то своѐ начало он берѐт из далѐкой древности. В Греции, примерно в 400 годах до н.э., было достаточно развито ораторское искусство с моментами комедии, такой жанр использовали греки, чтобы рассказать о реальности без цензуры. Дальше течение стендапа перешло в Европу, примерно в начале 18 века. Были открыты театры, где происходили разные музыкальные постановки и фарсы. Как отдельное комедийное течение стендап возник в Англии, в 18-19 веках. Данный жанр активно распространялся на английский рабочий класс и уже в то время стал брать свои начала и развивать свой собственный стиль, становясь народным жанром. В 50-60-ых годах был «взрыв» стендап-комедии в США. Тогда уже стендап стал похожим на современный. Появились первые звѐзды юмора, по телевидению было множество юмористических шоу, открывалось большое количество клубов и стендап-сцен. Но в 90-е годы «бум» стендапа прошѐл, так как стало огромное количество желающих комиков и множество клубов, что и привело к упадку интереса и популярности комедии в целом.

Первопроходцами в американском стендапе были Ленни Брюс, Вуди Аллен, Джордж Карлин, Билл Косби, Ричард Прайор. На своѐм пути у них было достаточно трудностей, много ограничений для выступлений. Именно они смогли преобразовать стендап в тот, который он есть сейчас, ими восхищаются множество современных стендаперов и берут у них знания стендап-мастерства. А после вышесказанного «бума» звѐздами того времени в США стали Эдди Мѐрфи, Родни Дженжерфилд, Вупи Голдберг и другие. Эти люди много внесли в современный стендап, различные подходы к изучению юмора, работы с залом и показали пример настоящих смелых и рискующих людей.

Также позднее стендап развивался и в СНГ пространстве. Начиная с СССР затрагивались темы того времени в юмористической форме, но полноценным стендапом это назвать сложно. Шло продвижение и популяризация юмористических телепередач, которые предавали советскому телевидению разнообразия, на фоне достаточно ужесточѐнной цензуры. К таким шоу можно отнести «Кабачок 13 стульев», которое полюбилось больше старшему поколению, «Вокруг смеха», где были показаны различные выступления артистов. Также более поздней передачей стал «Аншлаг, аншлаг», который также помог проявить себя множеству артистов, которые в итоге стали звѐздами того времени.

Но всѐ же это отличалось от юмора, который известен сейчас. И юмористов того времени сложно назвать комика. Они больше являлись профессиональными юмористами, которые читали свой заготовленный дома текст с бумажки. К таким юмористам относились Ян Арлазоров, Роман Карцев, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Евгений Петросян и многие другие.

Немалое влияние на становление стендапа в России повлияли такие передачи как: «Кривое зеркало», «КВН», «Comedy Club», «Убойная Лига» и другие. Хоть они и не несли в себе задачу, которую выполняет стендап, но всѐ же сильно помогли сформировать отечественный юмор, выделить ярких звѐзд, которые сейчас у всех на слуху, привнести какую-то базу в построение юмора, поднять важные для общества темы (алкоголизм, коррупцию, взаимоотношения между людьми).

На этапе становления классического, привычному сегодняшнему зрителю стендап, стали появляться настоящие профессионалы в этом жанре, которые и по сей день продолжают юмористическую деятельность. Такие как Руслан Белый, Павел Воля, Игорь Меерсон и многие другие. Например, Руслан Белый вложил большой труд в создание многих стендап-шоу. В 2013 году на телеэкраны постсоветского пространства вышло шоу «Stand-Up». Эта передача стала некой базой для начинающих комиков, через которую должен пройти каждый, чтобы выйти на более успешный путь. Она подразумевала живое выступление комика, то есть открытый микрофон. Это были абсолютно обычные люди, которые просто рассказывали свой материал, но не у всех получалось завоевать славу среди зрителей. Уже позже был сформирован определѐнный состав комиков, которые благодаря своему опыту делились шутками со зрителями и были достаточно популярны.

Сегодня же стендап это достаточно уникальный жанр комедии, кому-то он очень полюбился, а кто-то не понимает его суть, но всѐ же с такой довольно интересной и нелѐгкой историей, этот жанр продолжает стремительно набирать обороты. Сейчас комиков знает большое количество людей, которые, так или иначе, влияют на его становление в обществе. Комик должен быть готов к частой критики со стороны зрителя, и также должен опираться на его вкус и поднимать много кому известные темы. Харизма, хорошо выученный текст, улыбка, коммуникабельность: всѐ это должно быть у комика, чтобы зритель его точно запомнил и был доволен его проделанной работой.

-2

1.2 Основная проблематика роли стендапа для молодежи

Современное общество идѐт в ногу с развитием культуры и юмора в частности. Многие учѐные, социологи, культурологи, философы выделяют особое значение культуры в жизни общества, и описывают присущие ей функции. К таким учѐным относятся А.А Радугина, Э.В Соколов, В.Б Александрова и другие. В их научных работа подробно описываются классификации культуры, с еѐ подробным анализом и структурой элементов.

К основным функциям культуры относятся: коммуникативная, информационная, функция социализации, адаптивная, нормативная, познавательная.

Коммуникативная функция подразумевает под собой общение между людьми. Благодаря различным средствам общения происходит развитие не только самого человека, но и общества с культурой. Коммуникативная функция позволяет членам общества развить свою социализацию и наладить взаимодействия с другими представителями общества.

Информационная функция, в свою очередь, связана с передачей какой- либо информации, еѐ хранением и накоплением. «Культура выступает как информационное обеспечение общества». Внутри общества происходит множество процессов хранения, передачи и накопления информации, также и благодаря культуре. Передача различных обычаев и традиции влияет на самосознание народов, на передачу их следующим поколениям и накопление различных знаний и навыков – является важным фактором влияния культуры на общество.

Адаптивная функция направлено на уменьшение негативных воздействий на окружающую среду и общество. Также она помогает приспособиться или создать новые условия для более комфортной всем жизни.

Функция социализации достаточно сильно относится и объединяет все функции культуры. Она, конечно, больше относится к самой личности, проживающей в обществе. Помогает личности освоится в общественной жизни, присвоить социальные роли, усвоить черты социального характера.

Нормативная функция определяется правом. Благодаря ей определяются границы жизнедеятельности людей, регулируется поведение граждан. Она помогает людям знать свои права и обязанности, которые на протяжении всей жизни помогут им не совершать проступки.

И познавательная функция, помогает обогатиться людям, пополнить багаж культурологических знаний. Все ранее сохранѐнные знания и опыт помогут в будущем человеку понять и изучить всѐ, что его окружает.

Также, множество функций можно выделить и у юмора. В данной работе рассмотрим несколько, таких как: адаптационная, функция концентрированности, коммуникационная, функция снижения напряженности.

Адаптационная функция подразумевает под собой привыкание к определенным жизненным ситуациям, окружающей среде через изменения взгляда и отношения к происходящему. Научно доказано, что люди, которые могут с юмором относится к различным стрессовым ситуация легче переживают этот период и быстрее выходят из него.

Функция концентрированности предполагает под собой сосредоточение на позитивных моментах в жизни, для более лѐгкого преодоления различных трудностей. Также в эту функцию входит поиск чего-то ценного через саму концентрацию, ведь чем больше позитивных моментов находит человек в жизни, тем ярче кажется жизнь и все трудности сходят на менее стрессовый уровень.

Коммуникационная функция достаточно понятна и ясна. Благодаря юмору и комичному отношению к происходящему улучшаются отношению людей, и благодаря смеху выстраивается достаточно благоприятный и позитивный диалог.

Функция снижения эмоциональной напряжѐнности несѐт в себе идею переживания негативных, угрожающих моментов через смех. Данная функция иногда несѐт в себе не очень положительный момент, ведь многие люди годами выстраивают эту комическую маску, которую в дальнейшем используют постоянно, находясь в трудных ситуациях, и окружающим трудно понять, что именно чувствует человек в данной ситуации, ведь он постоянно отшучивается.

Многие исследователи, так или иначе, придавали значение юмору. Например, Зигмунд Фрейд в своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» писал, что « юмор – это ворота, через которые можно направить внутреннюю бурлящую энергию». То есть, юмор это такое явление, при котором у человека появляется огромная площадка, где он может творчески выражать себя, находить только позитив во всех трудностях, полюбить себя через юмор и принять свои недостатки, уметь направлять только в позитивную и комическую сторону. И помогать, конечно, другим справиться с неумение позитивно и смешно мыслить.

Все выше представленные функции дают четко понять, что в жизни каждого человека юмор должен присутствовать и тогда легче будет искать позитив во всѐм окружающем. Ведь не зря говорят, что одно из важных качеств для человека это юмор. Юмор и в правду помогает справиться с унынием и стрессом.

После всех перечисленных функций культуры и юмора можно поставить знак равно к функциям самого стендапа. Этот достаточно свежий жанр отчѐтливо показывает его переплетение и значимость в культуре и в юморе. Без достаточного развития культуры и юмора стендап не был бы настолько известен и прочно установленным в современном обществе.

Одной из ведущих функций стендапа, конечно, развлекательная. В стенадпе, как в самом живом жанре, комик рассказывает интересные и юмористические истории, будь то просто повседневные истории или любовные, семейные, у людей они вызываются самую яркую эмоцию – смех.

«Смех – это лучшее лекарство для души». Сложно представить компанию, где не звучит громкий смех, не рассказываются шутки и смешные истории, ведь без чувства юмора людям сложно коммуницировать и не обижаться на сказанные выражения в их сторону. Американский психолог Гордон Олпорт высказался, что хорошее чувство юмора помогает вместе с остальными смеяться над собой. Потому что зрелый и здравый человек не будет воспринимать шутки близко к сердцу, в свой адрес как что-то угрожающее.

Но, не смотря на все позитивные аспекты стендапа, в России, например, есть некоторые проблемы с ним, обсудить которые стоит в этой работе. Стоит начать с того, что в Россию стендап пришѐл достаточно поздно из Запада. Локальность данного жанра, малая распространѐнность на территории России может привести к печальным последствиям для развития стендапа в дальнейшем. Хоть сейчас и появилось огромное количество различных комиков, на которого найдется свой зритель, но всѐ равно старые формы юмора перекрывают стендап.

Для самих комиков, большей степени, большой проблемой в развитии стендапа является цензура. Комик не может противоречить телевидению, где сокращают или вовсе вырезают высказывания комика. В России это является табу, на какие-то определѐнные темы. Хотя стендап подразумевает под собой бурное обсуждение и высмеивание разных тем, актуальных для общества.

Многие люди не видят что-то талантливого и необычного в жанре стендап, где на сцене стоит человек, с микрофон и ничего больше. Такое отношение и приводит к частым разногласиям в обществе. Старшее поколение, которое смотрело в основном КВН и подобные шоу, категорично относятся к стендапу. Но наш менталитет не позволяет распространение и обсуждение острых тем по телевидению.

Стоит понимать, что ничего не стоит на месте и активно развивается - общество, культура, юмор и сам стендап. Исходя из нынешних тенденций, некоторые темы очень нуждаются в освещении их как можно большому количеству людей. Нужно надеется, что стендап и станет этим шансом в затрагивании остросоциальных тем.

В нашем обществе нужно с огромной осторожностью подходить к произношению шуток, которые могут даже в малой части затронуть чьѐ-то достоинство, а ещѐ страшнее государства. Комик не может просто так, без потери репутации, сказать своѐ мнение о чѐм-либо, за что он может получить не просто осуждение со стороны, а даже более строгие меры наказания.

Но всѐ же стендап движется в нужном направлении, даѐт всѐ больше возможностей людям найти, таким образом, себя, раскрепоститься. Бояться не стоит, чтобы стать запоминающимся для зрителей, нужно не быть как все, найти своѐ направление и уверенно рассказывать интересные монологи людям, которые в последующем буду больше любить стендап и получать от него лишь положительные эмоции!

«Большинство людей боится выглядеть глупо. Занимаясь юмором, мы рискуем. Есть только один способ справиться с этим страхом – сделать что-то очень глупое».

Выступление комика Нурлана Сабурова
Выступление комика Нурлана Сабурова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения темы стендапа, о его роли в современном мире, стоит сделать вывод, что данное течение развивается, и по сей день. Появляется всѐ больше новых комиков, которые привлекают публику к просмотру и посещению стендап – концертов, и тем самым поднимая актуальность стендапа как молодое течение в юморе.

История стендапа и его становление на юмористической арене была хорошо раскрыта в работе, что позволяет хорошо углубиться в истоки его создания, затронуть и познакомиться с личностями, которые и стояли у самых начал образования стендапа.

Переход стендапа в Россию это не менее важный этап в его формировании. СНГ со временем смог развить устойчивую платформу для различных юмористических шоу, концертов, появления новых лиц на сценах.

Переход от просто юмористов до стендаперов тоже занял немало времени. Например, Петросян, который был на тот момент звездой телеэкранов, проложил нелегкий путь для многих комедиантов на российскую сцену, подавая значимый пример, как смелого человека, ведь выступление на сцене не каждый человек сможет осуществить. В наши дни на всех юмористических шоу, на ТВ и в интернете много комиков, которые делали большие шаги в становлении самого стендапа в СНГ пространстве. Такие как: Павел Воля, Руслан Белый, Евгений Чебатков и многие другие.

Стендап - комик – это тот человек, который может заменить человеку друга, который может рассказать тебе много личных истории, а над ними ещѐ и смеяться можно и даже нужно! Зритель – главный критик стендапера. Поэтому посещение живых стендап – выступлений это отличное занятие для зрителя и еще очень полезное занятие для комика, для дальнейшего успешного выступления.

«Юмор, по сути, — это лекарство от боли. И мы используем его как

пластырь. Если человек умеет шутить, то вся его жизнь становится проще и

лучше». (Й. Сомерхолдер)

-4

Стендапы
5845 интересуются