Они ехали и смеялись, считая метры до того, как расправятся с частником в районе гавани. Подобравший этих мужчин частник и не подозревал, что жить ему оставалось недолго…
Опытные оперативники понимали, что банда, которая начала с ограбления квартир в Ленинграде, готовится к чему-то большему. Вот только к чему? К диверсии, к ограблению века, к угону самолета?
Беспощадные расправы
В январе 1982 года жительница Ленинграда Наталья Морозова поспешила к своим родителям. Ее родные не отвечали на телефонные звонки с Рождества. Что-то определенно случилось.
Войдя в квартиру, где выросла, Наталья практически сразу истошно закричала. В полубредовом состоянии она выскочила в подъезд и переполошила всех соседей. Приехавшие на вызов милиционеры, обнаружили в квартире Морозовых три тела. Злоумышленники расправились не только с отцом и матерью Натальи, но и с ее бабушкой, которая была лежачей больной. Старушка не представляла для бандитов никакой опасности, но они и ее не пощадили.
По обстановке на месте происшествия сыщики решили, что грабителей было трое. Оружие, из которого расправились с семьей Морозовых, было экспертам неизвестно. Калибр 7,62, вес 6,8 — что за пистолет стрелял такими патронами? Самодельный?
Отец Натальи трудился директором комиссионного магазина. Мотивом посчитали ограбление ради наживы. Из дома пропали кожаные пиджаки, транзистор, столовое серебро, колечко с бриллиантом.
Жесткую расправу над Морозовыми взяло на контроль МВД. Но преступников по этому делу долго не могли поймать.
Затем через несколько месяцев странный мужчина долго гулял по одному из ленинградских дворов-колодцев. Когда немолодая женщина прошла в подъезд, он шмыгнул за ней. Спустя пару дней этот же маршрут за женщиной повторило трое мужчин. Мужчины поднялись к квартире той женщины и замерли возле нее. К счастью, из-за двери раздались лай собаки и гул голосов. Это спугнуло тех мужчин. Они ушли, так и не позвонив в дверь.
Супругам Захаренко повезло меньше, чем той немолодой женщине. Тела хозяев нашли в их же квартире. Хозяйка дома работала в большом магазине, а ее супруг был на пенсии. Пули, что нашли в жилище Захаровых, тоже были самодельными, но они отличались от тех, что обнаружили у Семеновых. Второе самодельное оружие?
Перед расправой военного пенсионера Захаренко подвергли измывательствам. Захаренко связали веревками. Узлы на этих веревках представляли для следствия особый интерес. Такие морские узлы умели вязать только те, кто работал в порту либо иным образом был связан с морским делом.
После этого открытия стали проверять портовых работников. Но проверка была очень долгой и до поры результата не давала. У Захаренко бандиты разжились ценностями на 5 тысяч рублей. Тогда сыщики попросили вольного художника составить для них “фоторобот” пропавших вещей. Живописец тщательно отрисовал каждую пропавшую вещицу по ее описанию. С фотографиями рисунков сыщики ринулись в ломбарды.
Из-за того, что стволы, использованные при грабеже, были самодельными, оперативники стали проверять все воинские части, заводы и общества охотников. Там были тысячи людей. Обработать информацию обо всех можно было лишь за пару лет, но сыщики не сдавались.
Везение кассира
Дважды в месяц в Ленинградский порт женщина-кассир привозила зарплату для работников. Она везла 200 тысяч наличными в простых сумках. Эта женщина и вообразить не могла, что за ней следят очень внимательные глаза.
Ограбление кассира злоумышленники готовили уже месяц. По пути следования возившей ее машины два преступника под видом рабочих начали рыть яму. Другой неотступно следовал за женщиной-кассиром, изучая ее маршрут.
Начальство порта было в курсе того, что творилось в Ленинграде. Поэтому они предусмотрительно поменяли маршрут кассира и приставили к ней дополнительную охрану. Это спасло женщине жизнь. Бандиты отступились от нее и от идеи ограбления.
С кассира группа преступников переключилась на инкассаторскую машину. Они узнали, где находился конечный пункт работы инкассаторов. Когда те туда доезжали, их машина уже была заполнена мешками с деньгами, собранными в других местах.
Препятствием к ограблению было отсутствие машины у самих преступников. И бандиты вознамерились достать авто любой ценой. Их абсолютно не волновало то, что ценой за машину станет человеческая жизнь.
Таксисты и частники
Такси злоумышленников в качестве машины для налета поначалу не устраивало. Они для своих черных целей выбрали частника. Двое мужчин ввалились в салон “Москвича” и быстро договорились с “бомбилой” о цене поездки.
“Бомбила” — водитель, который оказывал неофициальные услуги по перевозке пассажиров. Название нелегального заработка в Советском Союзе пришло из криминальной среды. “Бомбить” там означало — собирать деньги.
Двое мужчин в салоне частника шутили и смеялись, при этом они прекрасно знали, что до утра их водитель не доживет. Эти мужчины попросили отвезти их в тихое и отдаленное место. А уже утром в Угольной гавани патрульные обнаружили “Москвич” с разбитым окном и еле живого водителя рядом, который дал описание преступников, но до приезда скорой не дожил.
Почему бандиты не забрали машину? Просто, они выстрелом повредили окно. Такое приметное авто им не подходило.
Частник погиб от пуль, которые выпустили из самодельного оружия. Оперативники понимали, что раз преступникам понадобился автомобиль, они готовили что-то зловеще-грандиозное. И в этом предположении сыщики были правы.
Все те же бандиты с частников переключились на таксистов. У Аранова отнять машину они не смогли, но сильно покалечили ни в чем неповинного человека. С другим шофером они расправились быстро и завладели его авто. Но поиски пропавшей машины были безуспешными.
Разговоры под градусом
В 1987 году поздно ночью мужичок под градусом ловил частника, чтобы отправиться домой. “Бомбила” остановился и сказал: “Залезай, о цене договоримся”. Когда машина подъехала к дому ночного гуляки, водитель сказал: “Пятерка!”. Но мужичок под градусом настаивал на трешке. Между водителем и пассажиром возник конфликт. Мужичок вышел из авто и стал пинать его по колесам. Его действия заметил патрульный и подошел спросить, что же произошло.
Когда патрульные попытались скрутить дебошира под градусом, он начал причитать: “Вам бы все невиновных хватать! А у вас бандиты отъявленные по улицам разгуливают, с людьми расправляются!”. Внимательные милиционеры решили выслушать мужичка. И он дал им очень ценную информацию.
Оказалось, приятель мужичка, который работал вместе с ним в троллейбусном парке, во время сабантуя под бутылочку рассказал, что расправился с женщиной, директором магазина.
На следующий же день оперативники проверили информацию и задержали Андрея Николаева прямо возле его дома. После обыска у него обнаружили много вещей, которые принадлежали погибшим семьям.
Николаев быстро начал давать показания. С армии у него было двое неразлучных друзей. И они свято чтили армейскую дружбу. Николаев и его друзья были недовольны тем, что в Союзе никогда не смогут разбогатеть. Ради наживы они сколотили банду. И стали грабить квартиры, расправляясь с их хозяевами. Но одними грабежами они сыты не были. Планировали большое дело. Хотели устроить диверсию в ленинградском метро, чтобы туда стянули всех милиционеров. А сами бандиты хотели в этот момент ограбить инкассаторов.
Николаев был талантливым конструктором-самоучкой. Поэтому он смог переделать простую ракетницу в боевое оружие. Его подельник Крылов трудился докером в порту и отлично вязал морские узлы. Третий бандит Королев жил в Москве. На каждое дело банды он приезжал из столицы.
Постепенно эта преступная группа разрослась до 6 человек. Троица втянула к себе в группу хорошего химика с высшим образованием и еще двоих. Сыщики поражались тому цинизму, с которым все задержанные преступники рассказывали о содеянном. О расправах над людьми они не сожалели. А ведь среди них были ударники коммунистического труда, которые на своих предприятиях “висели” на досках почета. Двуличные злоумышленники многих обвели вокруг пальца. Но разжалобить суд не смогли.
Армейская троица получила расстрел. Остальные получили большие сроки. У большинства людей в Союзе были одинаково низкие доходы. Но грабить они не шли. И уж тем более не расправлялись с людьми ради пресловутой наживы.