Найти тему

Как выглядел средневековый дом?

Оглавление

Картинки и рисунки взяты из главы «Средневековый дом» раздела «Монастырская и гражданская архитектура Средневековья» книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899), издания Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г., которая находится в открытом доступе.

Средневековый дом отличается от античного тем, что не сохраняет четкого разграничения между внутренней жизнью семьи и внешними контактами, как это видно в помпейских жилищах. Последнее упоминание о гинекее (женской половине) встречается у Сидония Аполлинария в V веке; христианское общество Запада не окружает себя тайнами. Античные дома не имели окон, выходящих на улицу, тогда как в средние века стены жилых домов остаются глухими лишь в тех случаях, когда это необходимо для безопасности.

Планировка

Начиная с романской эпохи (например, дома в Клюни), центральным помещением в жилом доме становится большой зал, который служит центром домашней жизни и где собираются не только хозяева и их семьи, но и ученики, прислуга — все, что тогда называли «весь дом» (la maisonnee).

Рисунок В иллюстрирует типичное распределение помещений: на нижнем этаже располагается лавка, выходящая на улицу, и комната, обращенная во двор; с одной стороны здания находится лестница, к которой ведет коридор, и которая может быть защищена даже если лавка уже занята; на втором этаже находится большой зал — просторный и хорошо освещенный; на третьем этаже — спальни; во дворе иногда располагаются кухни и сараи для экипажа, почти всегда есть колодец и туалеты.

При необходимости в каждом этаже могут использовать одну комнату (как видно на рисунке А), что характерно для большинства домов в Шомоне. Благодаря удачной планировке лестницы, соединяющей разные этажи независимо друг от друга, такие небольшие дома оказываются весьма удобными для проживания.

В одном доме обычно проживает только одна семья; в южных городах (например, в Монпазье) каждый дом отделен от соседних переулками для предотвращения распространения огня при пожаре.

Внутреннее убранство дома

Внутреннее оформление в основном состояло из тканей и деревянных панелей, узоры которых при необходимости могли быть восстановлены по миниатюрам из рукописей.

Окна были застеклены выпуклыми или матовыми стеклами, которые пропускали свет и одновременно защищали внутренние помещения от любопытных взглядов; по краям располагались цветные бордюры, а в центре — гербы.

Потолочные балки, как продольные, так и поперечные, имели срезанные края и обычно окрашивались; консоли были скульптурно оформлены или хотя бы профилированы. В некоторых домах, особенно в Реймсе, под потолками сохранились кессоны из дерева, вставленные между поперечными балками.

Главным элементом декора зала был большой камин с колпаком, украшенным скульптурными фигурами. Филенчатые ставни с закругленными краями и скамьи, встроенные в откосы окон, завершали архитектурное оформление комнат.

Внешний вид

рис. 346
рис. 346

Для сравнения на рисунках 346 и 347 представлены: на первом — фасады домов во Франции, расположенные хронологически, на втором — фасадные композиции, адаптированные к различным климатическим условиям.

рис. 347
рис. 347

Чертеж А (рис. 346) демонстрирует дом романского периода в Клюни; угол наклона крыши здесь еще незначителен. Примечательно несоответствие в размерах, вызванное неуверенностью в безопасности: широкая арка окна лавки контрастирует с входом в коридор, ведущий в жилые помещения. Второй этаж представляет собой сплошную решетку из окон. Дома подобного типа опровергают распространенное мнение о том, что жилища этой эпохи были лишены света и воздуха.

На чертеже В изображен дом в Провансе, один из лучших образцов архитектуры XIII века. Этот дом отличается гармонией пропорций, схожей с сельскохозяйственными постройками в Меслэ. Крутые скаты крыши обозначены на фасаде линиями щипца, а прямоугольные оконные проемы оформлены в простых и строгих стрельчатых арках.

Дом в Сент-Ириё (C) датируется концом XIII века и обладает легкостью церковных зданий той эпохи: два верхних этажа имеют сплошной ряд окон. На нижнем этаже вдоль улицы расположен портик.

Портики встречаются не только в домах Южной Франции, но также и в Реймсе и даже севернее, вплоть до Доля. Иногда аркады опираются на устои; в этих случаях, опасаясь распора, пяты арок переносили до самого уровня земли.

-4

На углах фасада часто можно увидеть нависающую башенку, поддерживаемую выступающими рядами кладки; стены башенки имеют оконные проемы, обеспечивающие широкий обзор.

В группе фасадов на рисунке 347 пример М соответствует климату Италии: это один из старинных домов в Пизе. На верхнем уровне расположена крытая терраса, идеально подходящая для летних ночей. Окна оборудованы навесами. В Италии на некоторых фасадах сделаны гнезда для установки навесов, защищающих от прямых солнечных лучей. Крыши плоские, что соответствует условиям страны с редкими дождями.

Пример N (Мюнстер) адаптирован к климату регионов с частыми снегопадами и дождями: это типичный дом Северной Германии и Фландрии. Основным декоративным элементом здесь служит щипец крыши, крутые скаты которой скрыты рядом уступов с орнаментальными вырезками. К этому типу фасадов относятся щипцы ратуши на побережье Балтийского моря.

На чертеже R представлен дом, адаптированный к климату Англии (Гластонбери). Здесь использовано расположение оконных проемов в эркерах, что увеличивает площадь освещения и наполняет помещение светом, оживляя фасад.

Обладать жильем с башнями было привилегией дворян; однако известно, что в эпоху вольностей в Везлэ такие башни возводились и над домами простых граждан.

-5