Найти тему
наука по-новому

Древний Египет: неисследованное в культе смерти

Оглавление
Рисунок – фрагмент обложки книги Jeffrey S. Carter, Die Geheimnisse des Aegyptischen Totenbuchs, Pfade ins Jenseits, tredition 2024
Рисунок – фрагмент обложки книги Jeffrey S. Carter, Die Geheimnisse des Aegyptischen Totenbuchs, Pfade ins Jenseits, tredition 2024

Почему существовал культ смерти?

Уникальность культуры и религии Древного Египта состояла в её центрированности на теме смерти. Что же здесь установили учёные и что ещё остаётся загадкой?

Ссылаясь снова на Яна Ассманна, выдающегося теоретика культурологии и наук об обществе в целом и, пожалуй, ведущего немецкого исследователя Древного Египта:

«Смерть занимала египтян постоянно - когда они строили пирамиды для царей и огромные погребальные памятники для высших чиновников, когда украшали и обустраивали эти гробницы, кенотафы и поминальные часовни, когда изготавливали статуи, стеллы, жертвенные таблички, саркофаги, деревянные гробы, писали книги мертвых, совершали подношения мёртвым и проводили погребальные обряды (...).» (Jan Assman, Tod und Kultur, Originalveroeffentlichung in: Rainer.-M. E. Jacobi, Peter C. Claussen, Peter Wolf (Hg.), Festschrift für Dieter Janz. Die Wahrheit der Begegnung. Anthropologische Perspektiven der Neurologie, Wuerzburg 2001, S. 399-416).

«Знатный египтянин обычно тратил многие годы своей жизни на строительство и украшение своей монументальной гробницы» (там же).

Получается, египтяне постоянно на протяжении своей жизни инвестировали огромные финансовые и временные ресурсы в смерть. Почему?

Принять незримое, вытесненное, в свою реальность

Объяснение Ассманна, на первый взгляд, парадоксально: египтяне не принимали смерть, потому она и занимала такое центральное место в их мире, они ненавидели смерть, прославляли жизнь и потому и направляли силы своей жизни на строительство и украшение монументальных гробниц, проводили обряды смерти.

Разгадка этого парадокса заключается в том, что мир египетской религии мёртвых являлся своего рода «контрамиром», т. е. проекцией того, что человек вытеснял из реальности, и одновременно, того, что «занимало умы, фантазии, воображение и воспоминания людей.»

Смерть в понимании египетского жречества, которое и брало на себя исполнение всех культов, была скрытой реальностью, которая не проявляла себя в этом мире, но при этом занимала огромное место в воображении и умах людей. Таким образом, египетская религия мёртвых конструирововала то, что существует незримо и вне рамок физического ощущения людей и интегрировала это в реальность. Причём происходило это не только воображением, фантазией, но и «средствами планирования, архитектуры и всех возможных других искусств, включая анатомию, фармакологию, ткачество льна и все остальное, что относится к мумификации, (то есть самым) видимым, осязаемым, массивным до колоссальности и последовательным во всех своих последствиях и сопутствующих явлениях (способом)» (источник: J. Assman, Tod und Kultur).

Контрмир - противоположный мир по отношению к миру живых, - конструировался египетской религией не только в фантазии, но и посредством затрачивания колоссальных материальных резервов. Основой тому служило отрицание необходимости умирать.

Можно предположить, что древние египтяне обладали определёнными практическими возможностями, чтобы и правда извлекать с помощью поддерживаемого ими культа смерти ресурсы для жизни, и главная роль при этом отводилась жрецам. Именно поэтому настолько могущественными были служители древнеегипетской религии.

Загадка смерти и роль жречества

Смерть для египтян была не более чем мягким переходом в еще более прекрасную, полную и богатую жизнь, такое знание о древнеегипетских религиозных верованиях уже давно известно. Но это - теоретическое понимание смерти только как к культурного феномена, по отношению же к пониманию практик перехода от смерти к новой жизни в Древнем Египте наука ещё была недостаточно открыта.

Широко известны и описаны обряды, которые сопровождали переход из смерти в жизнь и выполнялись жрецами. Однако, в этих общеизвестных описаниях присутствует очень любопытный момент, который ещё недостаточно исследован.

Переход (от смерти к новой жизни) «сопровождался множеством обрядов, которые пытались направить его в нужное русло с помощью действий и, прежде всего, декламаций.

В течение 70 дней труп подвергался интенсивной анатомической, химической, фармацевтической, косметической и, прежде всего, лингвистической обработке, ритуалу бальзамирования и мумификации. Затем следовали ритуалы открытия рта и погребения», читаем мы у Ассманна (Totenglaube und Menschenbild im Alten Aegypten, Frobenius-Vorlesung 2001 Jan Assmann Paideuma 48, 2002, S. 33-46, стр. 36).

Что же значит «лингвистическая обработка»? Это воздействие силой слова, которому предписывалось огромное могущество. Об этом, а также и о роли жречества, которое и занималось воздействием словом, преодолевая границы между миром живых и миром мёртвых, нам ещё только предстоит узнать много нового.