Людвиг Байер на Восточном фронте с первых дней войны. До вторжения о России он ничего не знал. В довольно большом интервью, которое он дал уже в наше время, когда ему было почти девяносто лет он поделился своими первыми впечатлениями и особенностями танкистского быта в этой большой стране.
№3 Что поразило гитлеровца на советской земле?
Первое, что очень удивило гитлеровца, так это бедность обычных жителей. Танкисты обходили города и шли, в основном, через маленькие деревушки где крестьяне были по их меркам практически нищими.
Затем поразило нарастающее противодействие. Русское командование бросало в бой большое количество пехоты, но мало танков. Байеру было непонятно, почему пехотинцы без поддержки так упорно и отчаянно сопротивляются.
Бои были очень тяжелые шли, расход боеприпасов такой, что их постоянно не хватало. Первые месяцы русские танки особых проблем не создавали (как он выразился «были неактуальны»), но потом стали все чаще встречаться Т-34. Впрочем, когда он пересел на Pz.III с длинной пушкой, а потом и на Pz.IV с 7,5 см пушкой L-48 с ними тоже можно было уже бороться на равных.
Авиации поначалу практически не встречалось, но русская артиллерия была эффективна. Калибр 152 мм ненавидели больше всего, они стреляли по ним очень хорошо. Опасались и противотанковых пушек калибра 76 мм, впрочем, все танкисты противотанковую артиллерию очень не любят.
Что же касается «Сталинского органа» («Катюши»), с которым пришлось столкнуться немного позже, то танкистам он был не особенно опасен, он не помнит случая, когда танк был бы подбит после их обстрела. От него страдала, в основном, пехота. Много неприятностей танкистам доставляли отсутствие дорог и распутица. Когда зарядили дожди, продвижение стало очень медленным.
№2 Какая была самая большая проблема для оккупантов?
Самой большой проблемой в России Людвиг Байер считает морозы. Это было еще хуже, чем распутица. Он вспоминает, как в конце ноября они ползли по раскисшей грязи. Ночевать разместились в какой-то деревне. Сами спали в доме, танки стояли рядом. Ночью, под утро резко похолодало. Когда они вышли, танки не смогли сдвинуться с места, так как оказались вмёрзшими в грязь. Выдернуть буксиром не удалось, тросы рвались, а если выдерживали, то ломалась подвеска и ходовая часть. Пришлось лить на землю бензин и поджигать его, чтобы грунт оттаял.
Когда вся грязь замерзла окончательно начались другие проблемы. С утра завести танк было невозможно, стартеры не могли прокрутить двигатель. Приходилось ночью его через каждый час заводить и прогревать. Но при этом расходовалось много бензина и тратились впустую моточасы.
Выход был только один, прогревать двигатель перед запуском. Для этого разрезали канистру вдоль, и налив в половинки бензин подсовывали их под днище танка где поджигали. Это категорически запрещали, но другого варианта не было, без прогрева запустить двигатель было невозможно.
Обмундирование было слишком легким. В сорок первом пришлось мерзнуть, зимней формы не выдали. Рекомендовали и даже приказывали под формой обматываться газетами, но это было крайне непрактично, они постоянно съезжали и толка было мало.
У танкистов больше всего мерзли ноги, так как стоять приходилось на промерзшем железе танка. Пробовали плести ботинки из соломы, они помогали, но потом их запретили, воевать в них невозможно. На второй год, когда стали выдавать зимние сапоги все старались взять на пару размеров больше, чтобы ноги можно было еще чем-то обмотать или набить в сапоги соломы.
Водку, как советским бойцам, зимой не выдавали, более того, чтобы солдаты не напились сразу отбирали трофейную. Старались разжиться валенками, снимали их с убитых. От полушубков отказывались, пленного в русских вещах пристрелят не раздумывая. Впрочем, попасть в плен в любом случае боялись больше, чем ранения. Виной всему черная униформа танкистов, русские как правило всех в черной униформе убивали сразу, принимали за эсэсовцев.
Что же касается морозов, то они оставили неизгладимые воспоминания у многих. Гитлеровский ветеран признается, что то рассказывают немцы вранье!
«Когда солдаты рассказывают о морозах в России в 1941-м году, каждый следующий год становится на один градус холоднее. Многие уже говорят, что было 50 градусов мороза!» пошутил Байер.
Тем не менее, именно на морозы Байер списывает поражение под Москвой. По его словам, никто не думал, что это поворотный момент или перелом в войне, считали, что просто не предвидели проблем, которые может принести холод.
№1 В чём были проблемы у Красной Армии по мнение немца?
Кормили хорошо и продуктов хватало. У русских с этим поставлено было гораздо хуже, и они частенько недоедали. За каждой ротой была закреплена кухня, ее возили на полноприводном грузовике. Но в сорок первом, когда шло быстрое наступление, танки иногда уходили за день на полсотни километров вперед, кухни отставали или теряли свою роту. На такие случаи предусматривалось так называемое «холодное питание». Мясные консервы, колбаса. Немецкая как правило в банках, свежая из России. Хлеб ржаной, пекли его прямо на фронте, по штату дивизии предусматривалась рота хлебопеков.
В танке места для запаса этого «холодного питания» места просто не было, поэтому не крыльях гусениц для него монтировали ящики. Плохо было то, что в бою их часто разбивало вражеским огнем, а зимой в них все замерзало. Хлеб, к примеру, приходилось рубить топором и отогревать потом под формой. Кстати хлеб, упакованный в целлофан, который так ругали русские, Байер за всю войну не видел ни разу.
С сигаретами было хуже, выдавали от шести до пятнадцати штук в день, их не хватало. Если приезжали маркитанты сигареты можно было купить и у них. Байер всегда старался взять в экипаж пару некурящих, которые отдавали свои сигареты ему. Он вспоминает, как в сорок четвертом удалось захватить несколько американских грузовиков, один из которых был загружен только сигаретами, тогда они набрали их столько, сколько смогли засунуть в танк. Про курение он вспомнил интересный случай:
«У русских была makhorka, это такой специальный табак, прото-табак, обладавший сильным запахом. Как-то ночью я его учуял и поднял тревогу. Оказалось, что к нам подобрался взвод пехоты 30-40 человек. Если бы я не учуял его, они бы нас убили. После этого я всегда нюхал, русские пахли махоркой, а американцы - ароматизированными сигаретами».
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
На Восточном фронте Байер пробыл до лета сорок четвертого года. После переформирования их дивизию перебросили на Западный фронт, где они воевали уже с американцами. Байер сделал довольно любопытные заключения по поводу отличия русских от американцев, но это отдельная тема и я рассказал об этом в другой своей статье.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, объективен ли гитлеровец в своем интервью?