Найти тему
Обзоры от Сэлфа

Обзор аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» и «Исчезновение Харухи Судзумии» (Suzumiya Haruhi no Yuuutsu/Shoushitsu)

С этим произведением у меня связаны противоречивые эмоции. С одной стороны, есть ностальгия, есть комфортное погружение в повествование, есть — до сих пор — даже некоторый восторг от определённых аспектов. С другой, какие-то моменты вызывают фрустрацию, а фоном сохраняется тихая, но глубокая печаль от осознания, что финал истории может так никогда и не попасть на бумагу. Когда-то давно я, в том числе, читал 11 томов оригинальных новелл, после чего года 3-4 очень ждал продолжения — но его, по сути, так и не случилось. Вышедший спустя почти десяток лет 12-й том я не могу воспринимать в таком ключе, потому что он просто объединяет три отдельных рассказа. Я не стал его даже читать, но подозреваю, что основной сюжет там не продвигается вперёд.

Полагаю, что среди моих читателей определённо есть те, кто не знаком с произведением, поэтому начну со вступления. Есть обычная старшая школа, есть обыкновенный японский школьник по кличке Кён. Он парниша несколько меланхоличный и, для своего возраста, достаточно циничный — в сверхъестественное не верит, грандиозные мечты не лелеет. Но с первого года старших классов его жизни суждено перевернуться, ведь он знакомится с новой одноклассницей по имени Судзумия Харухи, сидящей позади него. Хоть та ещё во время общего представление и заявляет недоумевающему классу, что ей неинтересны обычные люди — а только инопланетяне, экстрасенсы или путешественники во времени, — Кён каким-то образом находит подход к девушке. И невольно наталкивает на мысль о создании собственного кружка по поиску паранормальных вещей!

-2

Надо ли говорить, что, помимо протагониста, участниками этой "бригады" в итоге оказываются весьма необычные личности? А самой особенной среди них является сама Харухи — правда, она об этом даже не подозревает. И среди всей кутерьмы, возникающей благодаря чересчур энергичной натуре предводительницы кружка и выходящим далеко за рамки привычного мистическим ситуациям, Кён пытается удержать некий баланс нормальности, а также приглядывать за Судзумией — ведь от этого может зависеть ни много ни мало судьба всего мира!

Это произведение, несомненно, занимает особенное место в индустрии. На мой взгляд, это происходит благодаря весьма ловкому сочетанию комедийной школьной повседневности с запредельно фантастическими элементами. И, конечно, я бы сказал, что история, по большей части, держится на Кёне. Это один из моих любимых персонажей в аниме вообще, особенно среди школьников. То, как он стоически проходит через многочисленные сумбурные ситуации, не переставая при этом постоянно ворчать — это искусство 😅 Пожалуй, ему бы не повредило быть несколько умнее, это облегчило бы часть его (и не только его) страданий. Но, что есть, то есть.

-3

Остальные персонажи являются, в широком смысле этого слова, шаблонными. Они не деревянные, они все постепенно меняются, раскрываются и развиваются, но остаются всю дорогу легкоузнаваемыми типажами. Пышущая энергией Судзумия Харухи, которая как бульдозер ломится к своим целям, какие бы дикие идеи ей ни пришли в голову, таща за собой всех остальных. Застенчивая, даже плаксивая и несколько неуклюжая милашка Асахина Микуру. Отстранённая и немногословная Нагато Юки, проделывающая много закулисной работы. И скрытный и маскирующий свои реальные эмоции за вечной вежливой улыбкой и манерами Ицки Коидзуми. За два сезона «Меланхолии» мы узнаём о них немало, но многое продолжает быть окутано тайной.

Сильной стороной повествования в тайтле является внимание к мелочам. Я предполагаю, что при первоначальном просмотре я многие из них упустил, но сейчас однозначно обратил внимание на то, какой важной частью атмосферы они являются — атмосферы такой затягивающей, несмотря на глупость многих ситуаций.

-4

К примеру, момент, когда Кён перестаёт называть главную героиню "Судзумия" и переключается на "Харухи". Очень конкретное событие, которое случается вроде и в реальности, а вроде и во сне. Но следствием оного становится не только разница в форме обращения, отношение со стороны Харухи тоже меняется — увы, по задумке автора, это выражается в тонкостях, которые замечает зритель, но игнорирует недостаточно проницательный Кён. Их взаимоотношения, по современным меркам, развиваются невыносимо долго, они не достигают кульминации и в 11 томе новелл, не то что в адаптации. Так что приходится довольствоваться мелкими деталями и отдельными яркими моментами.

Но не лишён сюжетный аспект произведения и минусов. Самым ярким из них является арка "Бесконечная восьмёрка". Она, как можно догадаться из названия, занимает целых 8 эпизодов... вы скажете — ну и что? А то, что, не вдаваясь в детали, по набору событий эти эпизоды практически не отличаются друг от друга. И тут не спасает даже то, что визуально они достаточно разные, смотреть эту часть истории, ничего не пропуская, довольно сложно. Когда я увидел её впервые, на оригинальной скорости, процесс был мучительным, и я думал, что в следующий раз гляну только первый, второй и последний эпизод арки.

-5

Но, естественно, когда дошло до дела, я опять ничего не стал пропускать. Благо, в этот раз я был вооружён ускорением, коэффициент которого в процессе повысился с 1.25x до 1.75x. И это было не так болезненно, как впервые – особенно с учётом того, что я концентрировался на работе художников и актёров. Но, всё равно, вывод касательно этой арки у меня следующий: её можно было безболезненно сократить раза в два. Некоторые зрители считают её гениальной в силу её бескомпромиссности, но я не согласен. Она затянута, и для ненапряжного просмотра всё ещё будет достаточно ограничиться первым, вторым и последним эпизодом. При желании, можно ещё добавить в процесс шестой. Ещё, конечно, в ней максимально раскрывается недалёкость (и специфичность) некоторых персонажей, в других произведениях подобные ситуации были обыграны более ловко.

-6

«Меланхолия Харухи Судзумии», собственно, является первым из произведений, сделавших студию Kyoto Animation культовой. К этому моменту – в 2006-м году! – они совершили достаточный технологический прыжок, чтобы аниме и сейчас выглядело очень достойно. Да, в нём есть проседающие по качеству сцены, но, в целом, картинка заслуживает уважения. Второй сезон, вышедший в 2009-м, само собой, смотрится ещё более уверенно. И дизайн персонажей для школьного сеттинга довольно впечатляющий, особенно если принять во внимание трансформации, случающиеся в процессе с некоторыми персонажами.

Строго говоря, я не могу сказать, что студия эволюционировала именно к этому тайтлу – на самом деле это произошло ещё летом 2005-го, в сериале «Стальная тревога! Новый рейд» (тоже одна из весьма ностальгических для меня штук). Тем не менее, количество труда, вложенного в «Меланхолию», продолжает поражать.

-7

В рецензии на это аниме я не могу обойти стороной сэйю. Причиной этому служит всего один человек – Томокадзу Сугита, озвучивший Кёна. Один из моих любимых актёров, лучше всего известный по роли Сакаты Гинтоки (из «Гинтамы»), который стал моим фаворитом как раз благодаря истории про Харухи. Идеальный кастинг и идеальное исполнение. Кто-то скажет: но ему на момент первого сезона было 25 лет! И у него довольно низкий голос! А я отвечу: какая разница, когда он так шикарно подходит этому персонажу. Остальные сэйю тоже являются довольно заметными лицами в индустрии, и у меня нет претензий к их работе, но такой любви, увы, не случилось.

Всё это немалое количество текста я посвятил сериалу – так как он является фундаментом. Однако, пора бы сказать и про кульминацию. Я имею ввиду, конечно же, полнометражку «Исчезновение Харухи Судзумии».

-8

Почему кульминацию? А потому, что это лучшая часть всей экранизации, которая, оставив за порогом практически всю комедийную составляющую, погружает протагониста в самую эмоционально сложную ситуацию, для разрешения которой ему придётся ответить себе на нетривиальные вопросы. Да и зрителю будет о чём сожалеть в результате выбора Кёна. Тут, кстати, поначалу придётся созерцать очередное подтверждение того, что нашему герою не всегда хватает мощности соображалки, потому что какое-то время от его поведения испытываешь кринж. Что поделать, был бы он мозговитее, вся история могла бы развиваться несколько иначе.

Само собой, полнометражка представляет из себя и самую красивую часть аниме-адаптации. Да, конечно, среди фильмов последних лет есть и более визуально захватывающие произведения, прогресс не стоит на месте, но «Исчезновение Харухи Судзумии» в 2023-м году смотрится отлично. Помнится, в 2011-м я видел его в кинотеатре, было кайфово – за исключением официальной русской озвучки, от которой у меня чуть кровь из ушей не пошла. В этом плане очень рекомендую оригинальную дорожку.

-9

Вот про что мне особенно нечего сказать, так это про музыку. Саундтрек к аниме настолько обширен, что его сборный диск длится аж почти 5 часов. Отслушать его специально целиком я не готов даже для этого, в некотором смысле, эпохального обзора. Но одну композицию считаю необходимым отметить – это та музыка, которая звучит в начале самого первого эпизода (второго, если брать исходный порядок серий сезона 2006 года) и сопровождает беззаботную часть будней. Один из лучших фоновых треков для сцен повседневности, который очень хорошо запоминается и наполняет слушателя чувством приятного расслабления.

В опенингах и эндингах интересный момент лишь один: всех их исполняет Хирано Ая, сэйю Харухи – либо единолично, либо с коллегами. За исключением данного факта мы с вами имеем совершенно проходные песни. Наверное, первый эндинг можно назвать более удачным треком, чем остальные. Возможно, поэтому его также сделали опенингом к полнометражке. Такой вот непримечательный аспект экранизации. Ну и ладно, на общую оценку не влияет.

-10

Перед завершением адресую вопрос “а в каком порядке всё это смотреть?” Понятно, что фильм идёт в последнюю очередь, а вот эпизоды сериала 2006 года оригинально транслировались не в хронологическом порядке, что, с одной стороны, запутывало зрителя, но, с другой, добавляло некую дополнительную перчинку. Когда я смотрел этот сезон впервые, остальных ещё не существовало, так что я испытал на себе задумку его создателей. Но сейчас я не стал изголяться и выбрал хронологическую последовательность. И скажу так: не вижу особой необходимости заморачиваться с другим порядком. Просто берите и смотрите.

Итак, «Харухи Судзумия». Смотреть или не смотреть? На мой взгляд, если вы относите себя к ценителям аниме как вида искусства, то глянуть стоит. Произведение настолько въелось в культурный код, что отсылки к экранизации или новеллам до сих пор попадаются в разных других аниме и мангах. Да и без этого история вполне заслуживает внимания. Буду ли я это ещё когда-нибудь сам пересматривать? Скорее всего нет, но всё ещё робко надеюсь на то, что автор таки допишет ранобэ в ближайшие лет двадцать.

-11

Что касается оценок, то сериалу (двум сезонам вместе) я поставил 7.5 баллов из 10. Если бы не специфика “Бесконечной восьмёрки”, то была бы 8-ка. 😅 Полнометражка от меня получила 8.5 баллов из 10.