Найти в Дзене
СОТРУДНИЦА

НАРЫШКИНСКИЙ КЛАД.

На выставке «Фамильное серебро дворянского рода. Клад из особняка Нарышкиных» представлены предметы из самого крупного в отечественной истории клада, найденного в 2012 году в потайной комнате особняка Трубецких-Нарышкиных (ул.Чайковского, 29, Санкт-Петербург). Клад можно считать самым крупным в отечественной истории, он включает более 2000 серебряных предметов XIX- начала XX века, выполненных лучшими ювелирами знаменитых российских и европейских фирм. На большинстве экземпляров помещен княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. Постоянное место хранения - Государственный музей-заповедник «Царское село». В экспозицию вошли более 700 предметов из серебра и золота конца XVIII – начала XX века. Они демонстрируют виртуозную и многогранную работу лучших мастеров России и Франции. При изготовлении использовалась разная техника: литье, гравировка, золочение, чеканка, гильошировка, резьба. Главный герой выставки – великолепный парадный столовый сервиз фирмы Игнатия Сазикова

На выставке «Фамильное серебро дворянского рода. Клад из особняка Нарышкиных» представлены предметы из самого крупного в отечественной истории клада, найденного в 2012 году в потайной комнате особняка Трубецких-Нарышкиных (ул.Чайковского, 29, Санкт-Петербург). Клад можно считать самым крупным в отечественной истории, он включает более 2000 серебряных предметов XIX- начала XX века, выполненных лучшими ювелирами знаменитых российских и европейских фирм. На большинстве экземпляров помещен княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. Постоянное место хранения - Государственный музей-заповедник «Царское село».

В экспозицию вошли более 700 предметов из серебра и золота конца XVIII – начала XX века. Они демонстрируют виртуозную и многогранную работу лучших мастеров России и Франции. При изготовлении использовалась разная техника: литье, гравировка, золочение, чеканка, гильошировка, резьба.

Главный герой выставки – великолепный парадный столовый сервиз фирмы Игнатия Сазикова (около 200 предметов). Вещи изготовлены в Москве и Санкт-Петербурге в 1860 – 1870 годах. В этот же комплект входят предметы, выполненные фирмой Ивана Хлебникова (Санкт-Петербург, конец 1880-х годов). Комплект составляют самовар, братина с чарками, сотейники, сухарницы, тарелки, солонки, ножи, вилки, ложки. При их изготовлении мастера использовали шутливые пословицы, поговорки. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам». Предметы выполнены из серебра 875-й пробы.

В другом выразительном комплекте фирмы Сазикова (около 40 предметов, 1880-е гг., Санкт-Петербург) предметы украшены рельефным и растительным декором с птицами и цветами. Сервиз представлен самоваром, сухарницей, сливочником, конфетницей, ложками. Все предметы выполнены из серебра 916-й пробы.

Триумф фирмы Игнатия Сазикова завершают четыре крупных предмета: два основания под фруктовые вазы и два парных канделябра на 11 свечей, все – со сложными многофигурными композициями в основаниях (на канделябрах в ветвях дуба сидят ребенок с гармошкой и крестьянин с балалайкой, вокруг дерева хоровод из крестьян).

-2
-3

-4
-5
-6

Филигранность работы, количество и разнообразие предметов – наглядный пример высочайшего мастерства ведущих русских ювелиров, многие их которых были поставщиками императорского Двора.

Еще один комплект посуды (около 30 предметов, фирма «Keibel», Санкт-Петербург, 1830-1840-е гг.) выполнен с рельефным рокайльно-растительным декором матового и глянцевого золочения. Сами вещи изготовлены из серебра 916-й и 875-й пробы, накладки (монограммы и короны) – из золота. Среди предметов: бульотка, сливочник, чайник, кофейник, сухарница, сахарница.

Русские и французские мастера (компании «Odiot», «Тouron», фирмы братьев Грачевых, Хлебникова) трудились над серебряным сервизом из 50 предметов. Его составили соусники, блюда, супницы, подносы, солонки, ложки, вилки. Временной промежуток изготовления предметов: конец XIX – начало XX века.

Роскошный комплект, состоящий из емкостей для горячих блюд, соусников, подставок, поддонов, тарелок, менажниц (на выставке представлен более 300 предметами) выполнен парижской фирмой «Aucoc Aîné» из серебра 950-й пробы после 1877 года. Сохранились имена мастеров – L. Aucoc, E. Queillé.

Не менее интересен изящный комплект посуды парижской фирмы «Touron» конца XIX – начала XX века. На предметах имеются именники, принадлежащие известным французским мастерам: E. Queillé, С. Harleux. На некоторых предметах серебро дополнено костяными вставками. На выставке представлено более 50 предметов, в том числе емкости для десерта, сливочник, кофейник, хренницы-горчичницы, тарелки, ложки.

Все вещи в кладе были тщательно упакованы. В экспозицию включен кофр № 24 с комплектом позолоченных столовых приборов (72 единицы хранения) имеет две вкладки по 36 ячеек для столовых приборов. В комплект входят десертные ложки, вилки, ножи. Они выполнены в 1836 году петербургской фирмой «Никольс и Плинке» (мастер Г.А. Лонг; пробирный мастер М. М. Карпинский).

Коллекция цельная, принадлежала одной семье. На большинстве предметов – княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. В комплект входят образцы посуды, столового серебра от ситечек до серебряных пятикилограммовых самоваров, бульотки, предметы быта – от крошечных булавок, расчесок, ювелирных украшений, часов, туалетных приборов до канделябров весом почти в 20 килограммов.

Больше всего среди предметов столовых приборов: роскошные сервизы включают ножи и вилки с фарфоровыми ручками, роспись на которых не повторяется, очаровательные столовые ножики с перламутровыми ручками, золоченые вещи.

Многое Нарышкины заказывали во Франции, на большинстве предметов — фамильный герб. Здесь есть тончайшей работы солонка с клеймом фирмы Карла Фаберже, выдающиеся работы известного мастера Игнатия Сазикова.

Предполагаемый владелец коллекции – поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергея Сергеевича Сомова. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной – дочери владельца особняка на улице Сергиевской (ныне ул. Чайковского), чиновника Министерства иностранных дел Василия Львовича Нарышкина. Имя Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища Сергея Сомова от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия (револьвера, охотничьего ружья); свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте Ордена белого орла).

Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Позже Сомов тоже эмигрировал во Францию. Умер в 1976 году в Париже, а через два года умерла его жена. Наследников у них не осталось.

Волею судеб оказавшись в конце 1917 года в Петрограде, супруги успели спрятать свои семейные реликвии. Драгоценные золотые и серебряные изделия были аккуратно и тщательно упакованы в газеты и пропитанную уксусом ткань. Это позволило избежать коррозии металлов в течении длительного времени и сохранить идеальное состояние произведений искусства до их обнаружения. История распорядилась так, что супруги не смогли вернуть свои вещи, но помогли их сохранить для России.

«Клад Нарышкиных» значим не только материальной составляющей (его стоимость составляет около 4 миллионов евро).

Клад Нарышкиных — самый большой и уникальный из найденных в послереволюционной России. Закономерно, что его обнаружили в доме Трубецких-Нарышниковых, который также имеет большое историческое и культурное значение. Первым хозяином этого особняка был Абрам Ганнибал , прадед великого русского поэта, «нашего всё», Александра Сергеевича Пушкина.

Затем здание переходило поочередно в собственность самых знатных русских семейств. Его владельцами были Неплюевы, Трубецкие, Демидовы и, наконец, Нарышкины. Представители этих громких фамилий на протяжении веков принимали непосредственное участие в исторических событиях. И даже сойдя с «основной сцены», сумели внести огромный вклад в российскую культуру в виде бережно спрятанных сокровищ мирового значения.

Клад Нарышкиных экспонировался в Александровском дворце Царского Села до осени 2021 года. Он вернется туда.

В моем телеграм-канале размещено видео с выставки, поразившей меня своим великолепием и сохранностью экспонатов https://t.me/orlowatan