Поговорим сегодня о необычных рифмах, а конкретнее – о внутренних рифмах.
Из названия понятно, что такая рифма возникает внутри строки. Сложный прием, надо сказать, «высший пилотаж». Если вы им овладеете, внутренняя рифма придаст вашему стихотворению
► жесткую ритмическую композицию,
► звучность, выразительность,
► мелодичность, напевность,
► облегчит запоминание стиха.
Внутренняя рифма делится на разные виды, давайте на них посмотрим.
1️⃣ Совпадающая с конечной:
Струйки вьются, песни льются,
Вторит эхо вдалеке…
(А. Фет)
2️⃣ Простая
внутри строки слова рифмуются друг с другом:
Семья – ералаш, а знакомые – нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
(Саша Черный)
3️⃣ Полустрочная
четкое обозначение границы и связи между полустишиями, то есть создающая фонетический словораздел:
В дорожной тесноте кареты я въехал в сумрачный Париж.
Его соборов силуэты; гнездовья бедные — жилищ;
И центра блеск, к реке зовущий, где через Сену — строй мостов;
Парижский пыл толпы орущей и тихий цокот каблучков;
Его печальные сурдинки в старинной прелести своей;
И лавки, и большие рынки; в тени изысканных аллей
Фонтаны — пышные, как груди; среди роскошества дворцов
Его измученные люди с глазами умных стариков;
И проституток разноцветье в витринах красных Мулен Руж, —
Париж! Париж – пример бессмертья и очищенья падших душ.
Всё бередит, волнует, мучит! Здесь, в перекрёстках чердаков
Философ нищий паству учит под фальшь парижских огоньков…
(А. Ладо)
Примечание: я попрошу Алексея опубликовать это произведение. Это не просто стихи, это маленькая поэма, которая вся написана при помощи этого приема. Прекрасный образец полустрочной внутренней рифмы.
4️⃣ Неравная
то есть она не совпадает с делением строки на два равных полустишия, внутренняя рифма совпадает с конечно1 в раной последовательности, создавая "узор" стихотворения:
Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, теплой неги полн,
И челн не чует змеиной зыби волн,
Когда мой дух все о тебе говеет?
(М. Кузьмин)
5️⃣ Начальная
рифма первых слов в строках:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
(К. Чуковский)
6️⃣ Панторифма
все слова в строке рифмуются между собой, создавая панторифмические цепи:
Стал и сел. Взял и съел...
(В. Маяковский)
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
7️⃣ Смешанная
разные виды внутренней рифмы в одном стихе:
Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,
Над старинными томами я склонялся в полусне,
Грезам странным отдавался, – вдруг неясный звук раздался,
Будто кто-то постучался – постучался в дверь ко мне.
(К. Бальмонт, перевод «Ворона» Эдгара По)
У него же:
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Вообще именно К. Бальмонт считается виртуозом внутренней рифмы.
8️⃣ Облегчающая декламацию длинной строки
зависит от объема вдоха и выдоха (по учению русского лингвиста В. М. Жирмунского):
До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон…
(В. Жуковский)
На мой взгляд, замечательный прием, а вы как думаете?
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.