Всех пришедших на выставку, которая открылась в творческом пространстве бывшего левашовского хлебозавода, встречает огромная копия капители храма Бэла. Выполнена она в натуральную величину и весит почти 7,5 тонн.
В самом зале бывшей котельной представлены не публиковавшиеся ранее фотографии, напечатанные на 3D-принтере макеты храма Бэла и Триумфальной Арки. Оборудование, которое археологи-реставраторы использовали в своей работе и уникальная книга князя Лазарева, который еще в 1900 году совершал экспедицию в Сирию.
Настоящие спасатели
Вход свободный по регистрации.
Выставка «Две Пальмиры», которая открылась в творческом пространстве Левашовского хлебозавода, будет работать ежедневно с 11:00 до 20:00 по 29 августа 2024 года.
Древняя Пальмира — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году территория древнего города была захвачена боевиками и сильно разрушена. С 2016 года проект восстановления Триумфальной арки реализуется Центром спасательной археологии ИИМК РАН. В настоящее время он согласован с ЮНЕСКО, а его документация — передана в дар сирийской стороне.
Справка
В День археолога, который отмечается в России 15 августа, петербургская команда спасателей вечных ценностей снова в дороге. И на вопрос, как будет отмечаться профессиональный праздник, Наталья Соловьева говорит: «В это время мы будем в полете на пути в Сирию».
«Если нам удастся выполнить все достойно, вся наша команда и в целом Петербург, останемся в истории, как те, кто отреставрировал Триумфальную арку Пальмиры. Для архитекторов, реставраторов, археологов, моих коллег, - отреставрировать ее, и можно считать, что жизнь прожита не зря», - подытожила Наталья Соловьева.
«Сейчас в ЮНЕСКО создается научный Комитет по защите объектов культурного наследия в ходе военных действий, которым я буду руководить. К сожалению, в этом смысле Пальмира не одинока. На сегодняшний день около 50 тысяч объектов культурного наследия были навсегда уничтожены только на Ближнем Востоке», - говорит Наталья Соловьева.
По оценкам экспертов, проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры - один из самых знаковых в мире. И хотя обострение конфликта на Ближнем Востоке сказывается и на работе петербургских специалистов, они надеются, что им удастся приступить непосредственно к реставрации до конца этого года и провести её за три года.
«Будем думать, как нам доставить туда станки по вытачиванию каменных блоков для восстановления Триумфальной арки. Съездим на карьер, поговорим с добытчиками камня, разметим место для строительного городка, потому что там везде культурный слой», - рисует круг задач Наталья Соловьева.
Сейчас петербургские ученые вновь готовятся к полету в Сирию.
Остаться в истории
По его мнению, возродить эту потрясающую красоту технически возможно. «Сначала нужно сделать Триумфальную арку, потому что у нее высокое символическое значение. Но в эскизах мы рассмотрели проект восстановления этого храма», - обнадеживает он.
А вот новый трехмерный проект Храма Бэла, причем в двух видах: до того, как его взорвали, и в том виде, в котором его построили. «Это главный памятник древнего города. Именно с него начиналась архитектура всей Пальмиры», - подчеркивает Максим Атаянц.
Эта арка будет немножко отличаться от той, которую все знали в XX веке. «На новой модели появятся считавшиеся утраченными исторические блоки, которые удалось найти и поставить на место нашим специалистам», - уточняет она.
«Вот макет Триумфальной арки, той самой, которая будет теперь на обложке школьного учебника. Так она станет выглядеть после реставрации», - говорит Наталья Соловьева.
А это, пожалуй, самые зрелищные экспонаты выставки.
«У нас была смешная история. Однажды самолет сел на пальму. И, чтобы вернуть его живым и невредимым, нам пришлось ее, к сожалению, спилить. Бывает и так», - рассказала директор.
«Здесь вы видите оборудование, которая нам предоставила компания «Геоскан» - ведущий производитель беспилотников в России для СВО», - объясняет Наталья Соловьева. Здесь, например, есть прибор, позволяющий узнать не только размер трещины, ее глубину и размер, но даже цвет. Или беспилотный самолет.
Петербургские специалисты первыми пришли на помощь Пальмире.
Будут восстановлены
«Во время войн и конфликтов с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни», - напомнил архитектор Максим Атаянц. Он неоднократно бывал в Сирии. Именно его рисунки, сделанные с натуры, и модель храма Бэлы, выполненная в его мастерской, представлены на выставке.
Это арка Главного штаба, чей облик навеян Триумфальной аркой Сирии, архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, который отсылает нас к Большой колоннаде Пальмиры. И, конечно, главные героини двух государств - царица Зенобия, при которой Пальмира достигла наивысшего расцвета. И Екатерина II, при которой российская империя стала одной из ведущих в мире.
«Когда архитекторы строили на болоте Пальмиру северную, они вдохновлялись «невестой пустынь» Пальмирой классической, - говорит Наталья Соловьева. И приводит в пример знаковые места Петербурга.
Идем по выставке, и будто совершаем путешествие во времени.
Связующая нить
«Я лично знаю ребят, которые 300-килограммовую бомбу выносили на руках за западную стену города. У них было 5 литров воды на человека, и они ее делили ее со своей собакой. Это те первые герои, которые сохранили Пальмиру», - рассказывает она. И показывает на фотографии, где в тяжелейшем обмундировании (вес – 45 кг) на невыносимой жаре (+ 52) работали эти люди.
Эта хрупкая и мужественная женщина уже 13 раз была в Сирии. «Я посчитала по прошлогодним визам в паспорте», - улыбается она. Но предпочитает говорит не о себе, а о людях, что спасали Пальмиру.
«История разрушения памятников древней Пальмиры не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. Это культурное наследие. Оно утрачивается навсегда. И таким ярким примером как раз и могут служить взорванные памятники Пальмиры», - отвечая на вопрос «Петербургского дневника» о целях выставки, говорит Наталья Соловьева, директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
Приступаем к детальному осмотру.
«История разрушения памятников древней Пальмиры не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. Это культурное наследие. Оно утрачивается навсегда. И таким ярким примером как раз и могут служить взорванные памятники Пальмиры», - отвечая на вопрос «Петербургского дневника» о целях выставки, говорит Наталья Соловьева, директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
Эта хрупкая и мужественная женщина уже 13 раз была в Сирии. «Я посчитала по прошлогодним визам в паспорте», - улыбается она. Но предпочитает говорит не о себе, а о людях, что спасали Пальмиру.
«Я лично знаю ребят, которые 300-килограммовую бомбу выносили на руках за западную стену города. У них было 5 литров воды на человека, и они ее делили ее со своей собакой. Это те первые герои, которые сохранили Пальмиру», - рассказывает она. И показывает на фотографии, где в тяжелейшем обмундировании (вес – 45 кг) на невыносимой жаре (+ 52) работали эти люди.
Связующая нить
Идем по выставке, и будто совершаем путешествие во времени.
«Когда архитекторы строили на болоте Пальмиру северную, они вдохновлялись «невестой пустынь» Пальмирой классической, - говорит Наталья Соловьева. И приводит в пример знаковые места Петербурга.
Это арка Главного штаба, чей облик навеян Триумфальной аркой Сирии, архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, который отсылает нас к Большой колоннаде Пальмиры. И, конечно, главные героини двух государств - царица Зенобия, при которой Пальмира достигла наивысшего расцвета. И Екатерина II, при которой российская империя стала одной из ведущих в мире.
«Во время войн и конфликтов с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни», - напомнил архитектор Максим Атаянц. Он неоднократно бывал в Сирии. Именно его рисунки, сделанные с натуры, и модель храма Бэлы, выполненная в его мастерской, представлены на выставке.
Будут восстановлены
Петербургские специалисты первыми пришли на помощь Пальмире.
«Здесь вы видите оборудование, которая нам предоставила компания «Геоскан» - ведущий производитель беспилотников в России для СВО», - объясняет Наталья Соловьева. Здесь, например, есть прибор, позволяющий узнать не только размер трещины, ее глубину и размер, но даже цвет. Или беспилотный самолет.
«У нас была смешная история. Однажды самолет сел на пальму. И, чтобы вернуть его живым и невредимым, нам пришлось ее, к сожалению, спилить. Бывает и так», - рассказала директор.
А это, пожалуй, самые зрелищные экспонаты выставки.
«Вот макет Триумфальной арки, той самой, которая будет теперь на обложке школьного учебника. Так она станет выглядеть после реставрации», - говорит Наталья Соловьева.
Эта арка будет немножко отличаться от той, которую все знали в XX веке. «На новой модели появятся считавшиеся утраченными исторические блоки, которые удалось найти и поставить на место нашим специалистам», - уточняет она.
А вот новый трехмерный проект Храма Бэла, причем в двух видах: до того, как его взорвали, и в том виде, в котором его построили. «Это главный памятник древнего города. Именно с него начиналась архитектура всей Пальмиры», - подчеркивает Максим Атаянц.
По его мнению, возродить эту потрясающую красоту технически возможно. «Сначала нужно сделать Триумфальную арку, потому что у нее высокое символическое значение. Но в эскизах мы рассмотрели проект восстановления этого храма», - обнадеживает он.
Остаться в истории
Сейчас петербургские ученые вновь готовятся к полету в Сирию.
«Будем думать, как нам доставить туда станки по вытачиванию каменных блоков для восстановления Триумфальной арки. Съездим на карьер, поговорим с добытчиками камня, разметим место для строительного городка, потому что там везде культурный слой», - рисует круг задач Наталья Соловьева.
По оценкам экспертов, проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры - один из самых знаковых в мире. И хотя обострение конфликта на Ближнем Востоке сказывается и на работе петербургских специалистов, они надеются, что им удастся приступить непосредственно к реставрации до конца этого года и провести её за три года.
«Сейчас в ЮНЕСКО создается научный Комитет по защите объектов культурного наследия в ходе военных действий, которым я буду руководить. К сожалению, в этом смысле Пальмира не одинока. На сегодняшний день около 50 тысяч объектов культурного наследия были навсегда уничтожены только на Ближнем Востоке», - говорит Наталья Соловьева.
«Если нам удастся выполнить все достойно, вся наша команда и в целом Петербург, останемся в истории, как те, кто отреставрировал Триумфальную арку Пальмиры. Для архитекторов, реставраторов, археологов, моих коллег, - отреставрировать ее, и можно считать, что жизнь прожита не зря», - подытожила Наталья Соловьева.
В День археолога, который отмечается в России 15 августа, петербургская команда спасателей вечных ценностей снова в дороге. И на вопрос, как будет отмечаться профессиональный праздник, Наталья Соловьева говорит: «В это время мы будем в полете на пути в Сирию».
Справка
Древняя Пальмира — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году территория древнего города была захвачена боевиками и сильно разрушена. С 2016 года проект восстановления Триумфальной арки реализуется Центром спасательной археологии ИИМК РАН. В настоящее время он согласован с ЮНЕСКО, а его документация — передана в дар сирийской стороне.
Выставка «Две Пальмиры», которая открылась в творческом пространстве Левашовского хлебозавода, будет работать ежедневно с 11:00 до 20:00 по 29 августа 2024 года.
Вход свободный по регистрации.