Найти тему
Из Питера с любовью. Юля

"Конь - символ государственный". Как Клодт получил от императора заказ

Возле них фотографируются! Им заглядывают под брюхо! Пытаются подпрыгнуть, чтобы задеть копыта, потому что городские легенды уже убедили туристов, что любая городская скульптура, если ее коснуться или потереть, исполняет желания! А начиналась история с конями прозаично...

Фото автора
Фото автора

Скульптуры с конями называются на языке профессионалов "гиппопластикой". И их, скульптур, в Петербурге превеликое множество! И самые популярные, профессионально выполненные, вневременные и поражающие воображение появились на свет благодаря барону Петру Карловичу Клодту, скульптору-анималисту, именно ему обожающие город на Неве россияне мысленно кланяются в ноги за такую яркую петербургскую символику!

"Укротители коней" - сами по себе символика. Прирученное, вставшее на дыбы животное - аллегория извечной борьбы человека со стихией! Но он твердо держит в руках поводья, стало быть... додумайте сами!

Итак, пробежимся по хронологии! В 1828-м гениальный Карл Росси разработал проект Дворцовой пристани, украшать которую должны были львы и кони, но последние - под управлением человека.

В 1832-м году Петр Клодт получил от императора Николая I персональный заказ на изготовление и установку по обеим сторонам этой новой пристани скульптур, изображающих коней с возничими. И сказал фразу, которую я вынесла в заголовок. Барон указание принял. Над эскизами работал почти год, и Академия художеств их сразу же одобрила, а вот изготовление затянулось еще на н-ное количество времени - первая группа была отлита в 1836-м! Поэтому Росси ждать не стал, и вместо коней на пристани встали порфировые вазы.

А кони... Кони встали на свое нынешнее место - на Аничковом мосту. Который, впрочем, тоже был обновлен, облагорожен и облицован красным карельским гранитом. Короче, к 1841-му году из абы какого моста была сделана настоящая конфетка, и годом спустя по нему началось интенсивное движение. А кони...

Кстати: для того, чтобы изобразить коней максимально реалистично, Клодту были привезены два чистокровных белых арабских скакуна. У одного из них была кличка Амалатбек, и встать его на дыбы заставляла бесстрашная дочь Клодта, которая запрыгивала ему на спину и ловко держала поводья!

Фото автора
Фото автора

Как всегда бывает, когда исполнитель не успевает выполнить замысел заказчика, первоначально, на момент торжественного открытия в 1841-м, на мосту встали не бронзовые кони, а гипсовые, но замаскированные под бронзу. Годом позже, на момент запуска коммуникаций, Клодт все же отлил скульптуры из бронзы, но... они были подарены императором прусскому королю, который установил их напротив своего королевского дворца! Клодту, который и руководил установкой, вручили две тысячи золотых и бриллиантовую табакерку. А кони... кони простояли рядом с дворцом до 1950-го, пока он не был взорван (как напоминание о ненавистной демократам буржуазии).

Следующая партия коней, бронзовая, уехала в Неаполь. И украсила собой вход в Королевский парк. После чего Клодт, немного подустав клепать скульптуры навынос, так, как это делают не величайшие скульпторы современности, а обычные ремесленники, четвертую группу скульптур коней и людей сделал по абсолютно новому, оригинальному сценарию, и сразу же установил их - в 1850-м! - на восточной стороне моста! Кстати говоря, человек и конь отливались не по отдельности, а целиком! Что было - по тем временам! - архисложно!

Фото автора
Фото автора

В чем их секрет? Те скульптуры, которые смотрят в сторону Адмиралтейства, кони покрыты попонами, закусили удила и подкованы человеком. На одном из коней вместо попоны накинута шкура льва с когтями.

Более того, подобных скульптур нет больше нигде в мире. Они уникальны для мировой истории искусства!

Впечатлились? Вам в помощь книга А.А. Цепляева "Конная скульптура Санкт-Петербурга". Ну, очень увлекательное чтиво!

Не оторваться!