Найти тему

Тайна «Марии Целесты»: взгляд психолога и писателя. Часть 2

*Далее по тексту будут выдержки из рассказа. Полная версия выложена в ЛитРес.

Загадки притягивают или жажда определенности

История «Марии Целесты» зацепила меня так сильно, что я провела сомнамбулическую неделю, изучая все возможные теории. Наш мозг буквально одержим поиском ответов и закрытием гештальтов. Это эволюционный механизм, который помогал нашим предкам выживать, но в современном мире часто приводит к навязчивым мыслям и тревожности.

Эта неутолимая жажда ответов заставляет нас погружаться в исторические тайны, конспирологические теории и даже в собственные фантазии. Мы создаем целые миры, чтобы заполнить пробелы в нашем понимании. В случае с «Марией Целестой» отсутствие явных ответов создало идеальную почву для спекуляций и творчества.

Я обнаружила, что чем глубже погружалась в исследование, тем сильнее становилось мое эмоциональное вовлечение. Каждая новая деталь, каждая теория вызывала во мне целую гамму чувств: от возбуждения при мысли о возможном разгадывании тайны до глубокой тревоги, когда я представляла возможные сценарии судьбы экипажа.

Этот опыт заставил меня задуматься о том, как неопределенность влияет на наше психологическое состояние. Мы часто недооцениваем, насколько сильно наш мозг стремится к ясности и завершенности. Это стремление может быть источником как творческого вдохновения, так и глубокого стресса.

К счастью для меня, мой надежный «психологический якорь» давал мне хорошее заземление и, в моём случае, все закончилось всего лишь интересным исследованием и неплохим рассказом😊 

Теперь поговорим предметно… далее я буду чередовать выдержки из рассказа со своими мыслями и выводами.

Море наших страхов или зеркало души

««Мария Целеста» рассекала волны Атлантического океана, её паруса наполнял свежий бриз. Капитан Бенджамин Бриггс стоял на капитанском мостике, вглядываясь в горизонт. Его лицо, обветренное и загорелое, выражало беспокойство. Уже третью неделю они находились в море, и удача, казалось, отвернулась от них. И хуже всего было то, что он впервые взял с собой в плавание жену и дочь. Может не зря говорят, что женщина на корабле к несчастью?

Жизнь на корабле становилась всё тяжелее. Запасы провизии быстро истощались. Команда, измученная однообразной пищей и тяжелым трудом, начинала роптать. Матросы жаловались на червивые сухари и прогорклую воду. Каждый день начинался с проверки запасов и латания парусов, истрёпанных штормами. Вечерами люди собирались на палубе, чтобы отвлечься игрой в карты или слушанием историй старого боцмана. Но даже эти моменты отдыха не могли снять растущее напряжение…….

…………

- Капитан! Там что-то в воде! - внезапно раздался крик впередсмотрящего. 

Бриггс схватил подзорную трубу и направил её в указанном направлении. То, что он увидел, заставило его сердце забиться чаще. В волнах мелькало что-то, похожее на человеческое тело, но чуждое. Неестественное. 

- Боже, помилуй нас… - прошептал он, не веря своим глазам……….

……………….

Существо не могло ходить, и матросы забросили его в трюм в той же сети, в которую его поймали. Никто не хотел касаться его. Оно пугало своей неестественностью. Взгляд искал в нём сходство с обычным человеком, но всё время натыкался на отклонения. В нем была отвратительная смесь привычных очертаний с искусственностью. И даже смотреть на него было неприятно, но и оторвать взгляд никак не получалось……..»

Представьте себе бескрайний океан, темный и непредсказуемый. Именно так выглядит наше подсознание. Работая над рассказом, я временами ощущала, как мои собственные страхи всплывают на поверхность сознания. 

А теперь в глубину: команда и без того уже ропщущая и впавшая в уныние во время долгого и тягостного плавания сталкивается с чем-то пугающим. Жуткое существо из глубин — это не просто элемент хоррора. Это воплощение страха перед «неестественным», инородным. Какую брезгливость мы можем испытывать смотря на то, что выбивается из нормы… Но в то же время, это нечто завораживает и дает фундамент для игр разума. Команда оживает с появлением существа. 

Паника заразна или эффект домино в человеческой психике

«………Матросы слышали «пение», доносившееся из трюма. Нежная, завораживающая мелодия проникала в самую душу, вызывая тоску по дому и желание броситься в объятия океана. Что угодно, только бы не оставаться здесь, в этом отчаянии и томлении. Сам этот звук пугал своей непознанной природой. Его невозможно было интерпретировать или осознать обычными, человеческими способами. Он будто дребезжал в сознании и раскатывался по нервам не давая заснуть или даже думать.

С каждым днём влияние «пения» существа становилось всё сильнее. Кто-то видел тени, мелькающие за бортом, кто-то слышал звуки, которым не мог найти объяснения. И каждый чувствовал... присутствие. Неведомое зловещее присутствие. Казалось, нечто наблюдало за ними отовсюду……..

………

Бриггс запретил команде приближаться к трюму, но «пение» становилось всё громче и настойчивее. Оно мешало спать, думать, разговаривать, делать привычную работу. Мысли всё время сбивались, а тревога выбивала дрожь в мускулах. Рассудок туманился и пришла агрессия.

Драки вспыхивали по малейшему поводу, а некоторые матросы просто застывали, глядя в никуда, будто заворожённые. Один за другим, они начали совершать странные поступки - вырезать на досках палубы загадочные символы, разговаривать с пустотой, пытаться пробраться в трюм к существу.

Даже самые стойкие члены экипажа не могли противостоять зову. Старый боцман, всю жизнь проплававший по морям, однажды ночью просто шагнул за борт с блаженной улыбкой на лице. Юнга, самый молодой член команды, начал утверждать, что у него растет чешуя, и часами скоблил кожу до крови………….»

Как вы ощущаете сцены, где паника охватывает команду? Я основывала их на реальных случаях массовой истерии, которые все мы имели удовольствие наблюдать на протяжении всей истории (танцевальная чума в Страсбурге, Салемский процесс, COVID-19). Это явление настолько сильно, что может превратить рациональных людей в неуправляемую толпу за считанные минуты. Даже в менее экстремальных ситуациях, работая с группами во время обучения и тренингов, я не раз наблюдала, как одна тревожная мысль может стремительно заразить всех присутствующих.

Подробнее об этом феномене можно почитать у Роберта Бартоломью и Саймона Уэссели. 

Трудный выбор и этика в экстремальных условиях

«……Они были одни на всём корабле. Существо всех забрало. Больше никого не осталось, никто их не спасёт. И сейчас ОНО нашло их. Бриггс это знал. Знал, что корабль их не защитит. Он только держит их до момента, когда тварь наиграется и придет за ними. Дверь каюты затряслась. Послышался скрежет. Существо забиралось по ней, как в свое время по бочке с водой.

- Я не позволю. Не позволю… - Шептал капитан, как заведённый.

Он выхватил саблю и посмотрел на жену. Она была с ним, наконец-то в сознании и тихо плакала, баюкая дочь в руках.

- Сара… - прошептал Бен, ловя её взгляд, - Сара…

Она посмотрела на него, её дыхание сбилось, когда она заметила оголённую саблю. Женщина прижала дочь к себе вплотную и кивнула. Лучше так, чем смерть подобная тем, что он видел пару часов назад. Или наблюдать как его девочки постепенно иссыхают от голода и жажды, запертые в этой каюте. Лучше от его руки и мгновенно, чем в агонии и ужасе. Часами. Днями.

Дверь задрожала. Больше времени нет. Игры закончились, тварь снова голодна.

Капитан погладил дочь по волосам и улыбнулся жене. Она обняла дочь и закрыла глаза. Бен вытер слёзы, нужно видеть очень хорошо, ничто не должно ему помешать. Ошибка будет стоить мук его родным. Капитан судорожно выдохнул и, одним ударом клинка, пробил шею дочери и грудь жене.

Дверь слетела с петель, и ОНО ворвалось…»

Решение капитана Бриггса далось мне нелегко. Я долго размышляла над этической дилеммой, которая стояла перед ним. Это заставило меня задуматься о границах морали и о том, как экстремальные ситуации могут изменить наши ценности. В своей практике я сталкивалась с людьми, оказавшимися перед сложнейшим выбором, и каждый раз это было испытание не только для них, но и для меня как терапевта.

Интересные рассуждения на эту тему можно почитать у Филиппа Зимбардо в его теории «Эффект Люцифера».

Подводя итоги, могу сказать, что этот рассказ стал для меня чем-то большим, чем просто литературное упражнение. Он дал мне богатую пищу для размышлений и уникальную возможность исследовать групповую и личностную динамику в экстремальных ситуациях. 

Я поняла, что иногда нужно погрузиться в темноту, чтобы найти свет. Однако это путешествие требует сохранения осознанности и наличия надежного психологического якоря. Ведь рациональное мышление очень быстро может уступить место иррациональным реакциям без должного заземления.

Надеюсь, я смогла вдохновит вас на небольшое путешествие в глубины своего подсознания. Помните, у каждого из нас есть свои "тёмные воды", но именно они делают нас уникальными и глубокими личностями.