Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

История подвига пятерых морских пехотинцев, которые отдали жизнь за Севастополь

Оглавление

Подвиг пятерых морских пехотинцев описывался в Краткой иллюстрированной истории войны для юношества «Великая Отечественная», изданной в 1975 году.

«Пятерка отважных моряков, запасшись гранатами и бутылками с горючей смесью, бросилась наперерез танкам. Три были подбиты, остальные повернули назад. Через некоторые время здесь же пытались прорваться уже 15 танков. Моряки смело вступили в неравный бой. А ведь на каждого приходилось по три танка! Меткими бросками гранат они подбили еще семь. Однако и моряки на этот раз понесли потери — Василий Цибулько и Иван Красносельский, подбившие по два танка каждый, погибли. А танки между тем продолжали атаку. Тогда Николай Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под головную машину. Раздался взрыв, и еще один танк остановился. Примеру политрука последовали оба оставшихся в живых моряка — Юрий Паршин и Даниил Одинцов. Потеряв еще два танка, гитлеровцы прекратили атаку и покинули поле боя…».

Да, все пятеро погибли в том бою, но ценой жизней закрыли врагу дорогу к Севастополю. И подвиг они совершили 7 ноября 1941 года, когда в Москве на Красной площади проходил легендарный парад войск, уходящих на защиту столицы. Вот как сказал об этом событии один из участников Алексей Бойко: «Парад 7 ноября 1941 года вселил в души нас, воинов, и всего народа уверенность в наших силах и возможность победы над захватчиками».

Шагнувшие в бессмертие

-2

Политрук Николай Фильченков, начальник клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты, 7 ноября 1941 года был во главе группы из пяти моряков в районе села Дуванкой (ныне Верхнесадовое, — Прим.), отражавшей яростные атаки противника, прорывающегося к Севастополю. Группа вступила в единоборство с двадцатью двумя фашистскими танками и десять из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Николай Фильченков с последними гранатами бросился под головной вражеский танк.

Из листовки Политуправления Черноморского флота, выпущенной сразу, по следам события: «В первой волне шли 7 немецких танков. Подпустив их на дистанцию броска гранаты, Фильченков дал сигнал к бою. Неравный поединок пятерых отважных бойцов против 7 стальных чудовищ длился около двух часов… Три танка запылали, подожженные бутылками с горючей смесью, четыре машины развернулись и пошли назад…

Через несколько часов снова показались фашистские танки. Их было уже 15. Разгорелся беспримерный бой пяти отважных советских людей с 15 стальными машинами. Опять Цибулько бьет по смотровым щелям и первой же очередью подбивает танк. Но вот патроны кончились, и Цибулько хватается за гранаты, ползет навстречу надвигающемуся танку, швыряет две гранаты — второй танк подбит! Бросается к третьему, кидает последние гранаты… Третий танк завертелся на месте с перебитой гусеницей, но сам Цибулько смертельно ранен. Тогда с четырьмя бутылками в руках выбежал вперед Красносельский. Метким ударом он зажег один танк, потом другой… и пал, насмерть сраженный врагом.

Остались трое — Фильченков, Паршин и Одинцов. Пять немецких танков уже в пятидесяти метрах. И тогда Фильченков решается на невиданное — остановить танки собственной грудью. Он прощается с товарищами и подвязывает к поясу гранаты. А танки ползут, сея кругом ливень огня. Вот один уже в сорока метрах, в тридцати, двадцати. Фильченков вскакивает и устремляется навстречу передовому танку, навстречу смерти. Танк надвигается ближе, герой бросается под гусеницы. Раздается тяжелый взрыв, и танк грузно сваливается на бок. Следуя примеру героя-командира, Паршин и Одинцов рванули с гранатами под танки. Взрываются и эти два танка.

И тогда случилось необычное: оставшиеся 8 немецких танков стремительно повернули вспять. Так кончился поединок пяти черноморцев с 22 танками. Ценой жизни герои уничтожили 10 танков и в этот день своими телами закрыли врагу дорогу на Севастополь».

А в 1942 году, корреспондент газеты «Красной звезды» и известный советский писатель Андрей Платонов написал книгу «Одухотворенные люди». Вот что он отметил о политруке Фильченкове.

«Фильченков приподнял голову. Настала его пора поразить этот танк и умереть самому. Сердце его стеснилось в тоске по привычной жизни. Но танк уже сполз с насыпи, и Фильченков близко от себя увидел жаркое тело сокрушающего мучителя, и так мало нужно было сделать, чтобы его не было, чтобы смести с лица земли в смерть это унылое железо, давящее души и кости людей. Здесь одним движением можно было решить, чему быть на земле — смыслу и счастью жизни или вечному отчаянию, разлуке и погибели.

-3

Он поднялся в рост, сбросил бушлат и в одно мгновение очутился перед бегущими сверху на него жесткими ребрами гусеницы танка, дышащего в одинокого человека жаром напряженного мотора. Фильченков прицелился сразу всем своим телом, привыкшим слушаться его, и бросил себя в полынную траву под жующую гусеницу, поперек ее хода. Он прицелился точно — так, чтобы граната, привязанная у живота, пришлась посредине ширины ходового звена гусеницы, и приник лицом к земле с последним вздохом любви и ненависти…

Остальные, еще целые танки приостановились на шоссе и на сходах с него. Потом они заработали гусеницами одна навстречу другой и пошли обратно — через полынное поле, в свое убежище за высотой. Они могли биться с любым, даже самым страшным противником. Но боя со всемогущими людьми, взрывающими самих себя, чтобы погубить врага, они принять не умели. Этого они одолеть не умели, а быть побежденными им тоже не хотелось».

А тогда, когда батальоном была отбита атака, среди горевших немецких танков обнаружили истекавшего кровью Василия Цибулько, который умирая и поведал о бое и героизме боевых товарищей.

Увековечение памяти героев

-4

Всем пятерым доблестным защитникам Севастополя посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 октября 1942 года было присвоено звания Героев Советского Союза.

На месте их подвига 7 ноября 1945 открыли памятник.

-5

Имя политрука Николая Фильченкова носят улицы в городе-герое Севастополе, Нижнем Новгороде и Дальнем-Константинове, а в родном селе установлен бюст, и к нему не зарастает народная тропа. В 1969 году в серии «Навечно зачислен в списки воинской части» выпущена почтовая марка, посвященная Фильченкову. На Черноморском флоте его именем был назван большой десантный корабль (БДК).

-6

И поневоле приходят на ум слова Владимира Маяковского:

«В наших жилах — кровь, а не водица.

Мы идем сквозь револьверный лай,

Чтобы, умирая воплотиться

В пароходы, в строчки и другие долгие дела».

Николай Фильченков и его боевые друзья до конца исполнили свой долг, сделали свое дело по защите Отечества ценой жизней.

Всегда ли мы, потомки, достойно отдаем долг памяти их подвигу?

Автор статьи: Владимир Касьянов