Предисловие переводчика на английский содержит первое описание жизни Ринпоче. Из него мы узнаём, что в возрасте 19 лет он отправился из области, что находится в современной Индии в Тибет для обучения. Первое время в Тибете он учился грамматике, поэзии и искусству сочинительства, а также изучал санскрит.
ст.111 - «Бодхичитта приглашает всю эту вселенную, вместе с богами, стать гостями на пиршестве преходящих мирских удовольствий и наивысшего полного пробуждения».
ст.177 - «Практику бодхичитты поймёшь, читая Махаянские сутры, «Шикшасамуччаю», «Бодхичарья-аватару», «Махаяна-сутра-аламкару», «Бодхичитта-виварану», «Абхисамая-аламкару», «Бодхисаттва-бхуми» и другие труды».
ст.253 - «Знание, что простирается до границ познаваемого, любовь, что достигает всякого существа, и сила, подобная молнии: всё это в бодхичитте берёт начало».
Каждый может сам выбрать, как именно ему читать стихи этой книги. Можно и по стиху в день, мне же было удобно по десять. Чтение по 50 стихов сразу позволяет полностью погрузится в прочтение, как будто начинаешь жить и дышать прочитанным. Ну а чтение сразу всех 356 стихов я пока не пробовал, должны быть сильные ощущения.
Подробная биография, начиная с описания самого детства, его братьев, описания его первого учителя - дяди, который был ламой и помог ему в изучении алфавита и последующем заучивании наизусть очень важных сутр. В пятнадцать лет Ринпоче отправился в свой первый монастырь, а через 4 года из Индии в Тибет. Он получал учения по Хеваджра-тантре, Калачакре, медицинским трактатам, астрологии, Дзогчен. А также по ламриму Чже Цонкапы, тантре Чакрасамвары, учения традиции карма кагью Третьего Кармапы и много-много других учений. Вернувшись в Индию, Кхуну Лама в течении нескольких лет обучал Дхарме своих земляков. Дальнейшая его жизнь была посвящена обучению многих учёных-философов, известных и малоизвестных лам и ринпоче.
Данный доклад содержит более подробную информацию о годах пребывания Ринпоче в тибетской провинции Кхам. Известно, что Кхуну Лама стремился получить как можно больше тантрических учений у самых разных учителей, их было не менее ста. Среди них были и выдающиеся учёные и никому не известные аскеты, а многие являлись практикующими мирянами. Интересно описана его первая, во многом случайная встреча с Далай-ламой и последующая встреча во время которой они договорились, что он будет обучать Далай-ламу в Бодхгайе. Хотя точно и неизвестно, предполагается, что центральной их темой была идея бодхичитты.
Эта книга безусловно подойдёт всем, кто хочет открыть всего себя изменениям. Именно так она работает. Когда читаешь о жизни такого человека, то внутренне незаметно меняешься и сам. Я рад, что благодаря этой книге узнал так много о Бодхичитте. Вот уж где становится прекрасно понятно то, что каким бы мудрым, умным ты ни был без развития глубочайшего сострадания на благо всех живых существ настоящая мудрость не затронет тебя.