Найти тему

"Рено Русский". Как в годы Гражданской войны большевики скопировали французский танк и что из этого получилось?

Оглавление

История создания

Советское танкостроение зародилось еще в годы Гражданской войны. Весной 1919 года части Красной армии в боях с греческими частями за станцию Березовка под Одессой захватили танки "Рено" FT-17 французского производства. Один из них отправили в подарок В.И. Ленину. На параде в Москве 1 мая 1919 года этот танк прошел по Красной площади. Имея на руках трофейный образец французской бронетехники, советское руководство поручает организовать производство отечественных танков на основе французского «Рено».

Танк "Рено" FT-17 в бронетанковом музее в Кубинке.
Танк "Рено" FT-17 в бронетанковом музее в Кубинке.

Разработка проекта, чертежей и постройка были возложены на Сормовский завод в Нижнем Новгороде. К тому времени инженеры и рабочие этого предприятия уже накопили внушительный опыт производства различного вооружения. Именно отсюда Красная армия получила более 30 бронепоездов, 50 броневагонов и десятки специально оборудованных железнодорожных платформ для установки тяжелых орудий.

В октябре 1919 года трофейный «Рено» прибыл на завод, и над ним начала работу группа инженеров под руководством И.И. Хрулева и Ф.И. Нефедова. В первую очередь стали разрабатывать чертежи и технологию, чтобы, скопировав все узлы, агрегаты и детали трофейного танка, начать производство собственных машин.

При транспортировке танк был, как говорится, раскручен до винтика и сложность заключалась в том, что некоторые узлы и детали, например, коробка передач, отсутствовали, потому что были потеряны при разборке и во время пути. Их пришлось изготовлять заново. Не смотря на эти трудности, рабочие чертежи были подготовлены досрочно.

Реплика танка "Рено Русский" в бронетанковом музее в Кубинке.
Реплика танка "Рено Русский" в бронетанковом музее в Кубинке.

Конструкция

Первый танк покинул заводской цех 31 августа 1920 года. Весила машина 7 тонн. Корпус состоял из катаных броневых листов, толщина которых варьировалась от 6 до 16 миллиметров. Такая броня защищала экипаж и механизмы от пуль и мелких осколков.

Корпус делился на 3 отделения. В отделении управления были размещены рычаги и педали приводов управления и установлено кресло механика-водителя. Там же, в верхнем лобовом листе корпуса, располагался трехстворчатый люк для входа и выхода из танка.

Боевое отделение включало в себя вращающуюся башню, с установленным в ней вооружением. Командир танка, одновременно выполнявший функции наводчика и заряжающего, располагался здесь, стоя или полусидя на брезентовой петле. Восьмигранную (в отличие от конической французской) танковую башню склепали из катаных броневых листов. На ее крыше закрепили невращающуюся наблюдательную башенку с прорезанными по периметру смотровыми щелями и закрытую сверху колпаком. Входной люк находился в кормовом броневом листе.

Танки РККА на параде в Москве. Впереди идёт трофейный Рено FT-17, позади слева — «Рено-русский». У первого коническая башня, у второго восьмигранная.
Танки РККА на параде в Москве. Впереди идёт трофейный Рено FT-17, позади слева — «Рено-русский». У первого коническая башня, у второго восьмигранная.

Во лбу башни была установлена нарезная 37-мм пушка «Гочкис» с длиной ствола 16,5 калибров. Стрельбу из нее вели только осколочными снарядами на дальность до 2 км. Скорострельность достигала 10-12 выстрелов в минуту. Снаряд, весом в полкилограмма, покидал ствол пушки с начальной скоростью 442 м/с.

В боевом отделении хранился и боекомплект — 250 осколочных снарядов. Наведение орудия по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора, а вращение башни и горизонтальная наводка, — спинного.

В моторно-трансмиссионном отделении, в корме танка, устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель АМО мощностью 35 л.с. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач и бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами. Ведущие колеса изготавливались из дуба.

Каждая цепь состояла из 32 траков. Ширина одного трака — 335 мм. Машина обладала неплохой проходимостью. Для преодоления окопов к корпусу сзади крепился хвост. Двигатель заводился вручную рукояткой — изнутри машины или снаружи. Средств связи на танке не было.

С пушкой и пулеметом

Во второй половине 1920 года машину передали на испытание приемной комиссии Центроброни, которое танк успешно прошел. Правда, стоила боевая машина очень дорого — 36 тыс. рублей золотом, поэтому было построено всего 15 танков. Эти машины получили собственные имена в духе того времени: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Пролетарий», «Буря», «Парижская коммуна», «Лейтенант Шмидт» и т.д. Все они имели общее официальное название «Рено Русский». Также танки называли "Красное Сормово" (сокращенное — КС) по имени завода, где их изготовили.

Первый танк одни предлагали назвать "За свободу", другие — "Борец". Остановились, что машина должна называться "Товарищ Ленин". Вдруг кто-то предложил объединить все эти имена. В итоге при выезде с завода на борту танка красовалась надпись "Борец за свободу товарищ Ленин".
Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"
Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"

Сначала танки вооружали или пушкой, или пулеметом, а позже стали устанавливать в башне и пушку, и пулемет. Однако, размещение обоих этих вооружений в тесной башне было не лучшим решением, т.к. использовать их было крайне трудно.

В боях Гражданской войны «Рено Русские» поучаствовать не успели. На вооружение автобронеотрядов они поступили только в 1922 году. Спустя два года первые советские танки стали выходить из строя.

В 1926 году восемь машин удалось восстановить за счет деталей, снятых со списанных французских «Рено». До конца 1920-х годов, совместно с трофейными французскими «Рено», британскими «Рикардо» (Mk V) и «Тейлорами» (Mk A), «Рено Русские» несли службу в единственном танковом полку Красной армии. В 1930 году «Рено Русские» были сняты с вооружения и помещены на хранение на склады.

На смену "Рено Русским" пришли танки уже собственной советской разработки — МС-1 или Т-18.