История создания
Советское танкостроение зародилось еще в годы Гражданской войны. Весной 1919 года части Красной армии в боях с греческими частями за станцию Березовка под Одессой захватили танки "Рено" FT-17 французского производства. Один из них отправили в подарок В.И. Ленину. На параде в Москве 1 мая 1919 года этот танк прошел по Красной площади. Имея на руках трофейный образец французской бронетехники, советское руководство поручает организовать производство отечественных танков на основе французского «Рено».
Разработка проекта, чертежей и постройка были возложены на Сормовский завод в Нижнем Новгороде. К тому времени инженеры и рабочие этого предприятия уже накопили внушительный опыт производства различного вооружения. Именно отсюда Красная армия получила более 30 бронепоездов, 50 броневагонов и десятки специально оборудованных железнодорожных платформ для установки тяжелых орудий.
В октябре 1919 года трофейный «Рено» прибыл на завод, и над ним начала работу группа инженеров под руководством И.И. Хрулева и Ф.И. Нефедова. В первую очередь стали разрабатывать чертежи и технологию, чтобы, скопировав все узлы, агрегаты и детали трофейного танка, начать производство собственных машин.
При транспортировке танк был, как говорится, раскручен до винтика и сложность заключалась в том, что некоторые узлы и детали, например, коробка передач, отсутствовали, потому что были потеряны при разборке и во время пути. Их пришлось изготовлять заново. Не смотря на эти трудности, рабочие чертежи были подготовлены досрочно.
Конструкция
Первый танк покинул заводской цех 31 августа 1920 года. Весила машина 7 тонн. Корпус состоял из катаных броневых листов, толщина которых варьировалась от 6 до 16 миллиметров. Такая броня защищала экипаж и механизмы от пуль и мелких осколков.
Корпус делился на 3 отделения. В отделении управления были размещены рычаги и педали приводов управления и установлено кресло механика-водителя. Там же, в верхнем лобовом листе корпуса, располагался трехстворчатый люк для входа и выхода из танка.
Боевое отделение включало в себя вращающуюся башню, с установленным в ней вооружением. Командир танка, одновременно выполнявший функции наводчика и заряжающего, располагался здесь, стоя или полусидя на брезентовой петле. Восьмигранную (в отличие от конической французской) танковую башню склепали из катаных броневых листов. На ее крыше закрепили невращающуюся наблюдательную башенку с прорезанными по периметру смотровыми щелями и закрытую сверху колпаком. Входной люк находился в кормовом броневом листе.
Во лбу башни была установлена нарезная 37-мм пушка «Гочкис» с длиной ствола 16,5 калибров. Стрельбу из нее вели только осколочными снарядами на дальность до 2 км. Скорострельность достигала 10-12 выстрелов в минуту. Снаряд, весом в полкилограмма, покидал ствол пушки с начальной скоростью 442 м/с.
В боевом отделении хранился и боекомплект — 250 осколочных снарядов. Наведение орудия по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора, а вращение башни и горизонтальная наводка, — спинного.
В моторно-трансмиссионном отделении, в корме танка, устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель АМО мощностью 35 л.с. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач и бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами. Ведущие колеса изготавливались из дуба.
Каждая цепь состояла из 32 траков. Ширина одного трака — 335 мм. Машина обладала неплохой проходимостью. Для преодоления окопов к корпусу сзади крепился хвост. Двигатель заводился вручную рукояткой — изнутри машины или снаружи. Средств связи на танке не было.
С пушкой и пулеметом
Во второй половине 1920 года машину передали на испытание приемной комиссии Центроброни, которое танк успешно прошел. Правда, стоила боевая машина очень дорого — 36 тыс. рублей золотом, поэтому было построено всего 15 танков. Эти машины получили собственные имена в духе того времени: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Пролетарий», «Буря», «Парижская коммуна», «Лейтенант Шмидт» и т.д. Все они имели общее официальное название «Рено Русский». Также танки называли "Красное Сормово" (сокращенное — КС) по имени завода, где их изготовили.
Первый танк одни предлагали назвать "За свободу", другие — "Борец". Остановились, что машина должна называться "Товарищ Ленин". Вдруг кто-то предложил объединить все эти имена. В итоге при выезде с завода на борту танка красовалась надпись "Борец за свободу товарищ Ленин".
Сначала танки вооружали или пушкой, или пулеметом, а позже стали устанавливать в башне и пушку, и пулемет. Однако, размещение обоих этих вооружений в тесной башне было не лучшим решением, т.к. использовать их было крайне трудно.
В боях Гражданской войны «Рено Русские» поучаствовать не успели. На вооружение автобронеотрядов они поступили только в 1922 году. Спустя два года первые советские танки стали выходить из строя.
В 1926 году восемь машин удалось восстановить за счет деталей, снятых со списанных французских «Рено». До конца 1920-х годов, совместно с трофейными французскими «Рено», британскими «Рикардо» (Mk V) и «Тейлорами» (Mk A), «Рено Русские» несли службу в единственном танковом полку Красной армии. В 1930 году «Рено Русские» были сняты с вооружения и помещены на хранение на склады.
На смену "Рено Русским" пришли танки уже собственной советской разработки — МС-1 или Т-18.