С ранней юности Инна Чурикова лелеяла мечту о лицедействе. Ее дебют на подмостках состоялся еще в пору летних каникул. Впоследствии она совершенствовала свое искусство в студии при театре имени Станиславского под опекой искушенных педагогов. По завершении школьного обучения Чурикова предприняла попытку поступления в элитные театральные учебные заведения столицы. Несмотря на то, что двери МХАТ и Щукинского училища остались для нее закрытыми, она с первого захода была зачислена в Щепкинское училище, где незамедлительно озвучила свое стремление к известности. Ее чаяния воплотились в жизнь: на протяжении своей творческой стези Инна Чурикова создала свыше 20 сценических образов и 50 кинематографических ролей. Обратимся к картинам, в которых раскрылся ее незаурядный драматический дар.
В огне брода нет
"В огне брода нет" ознаменовал режиссерский дебют Глеба Панфилова. Он долгое время разыскивал актрису на ключевую роль в своей ленте о Гражданской войне, храня в памяти облик девушки, мимолетно замеченной в телевизионной постановке. Провидение свело его с Инной Чуриковой на "Ленфильме", где проводился кастинг. Панфилов был ошеломлен: перед ним предстала та самая особа из его воспоминаний. Так Чурикова обрела свою первую главную роль - сестры милосердия и самородной художницы Тани Теткиной. Хотя кинолента не снискала громкого успеха в прокате, она удостоилась высокой оценки профессионалов и была увенчана "Золотым леопардом" на кинофоруме в Локарно. Эта встреча на съемочной площадке переросла в прочный семейный союз: Инна Чурикова и Глеб Панфилов сочетались браком в начале 70-х годов.
Коротко о фильме
В санитарном поезде, который эвакуирует раненых с фронтов гражданской войны, трудится медсестра-комсомолка Таня Теткина. Эта юная, скромная девушка полностью отдана своей работе, проявляя искреннее и самоотверженное отношение к делу. Она не до конца осознает всю сложность происходящего, но суть событий ей ясно чувствуется, что она пытается передать через свои рисунки и отношения к близким, которых находит и теряет в эти тяжелые дни.
Начало
В картине "Начало" Панфилов по сути воспроизвел историю своего знакомства с Чуриковой. Согласно фабуле, режиссер примечает главную героиню Пашу Строганову в амплуа Бабы-яги в самодеятельной постановке - точь-в-точь как сам Панфилов впервые лицезрел Чурикову в образе ведьмы в ТЮЗе. Изначально постановщик вынашивал замысел масштабной киноэпопеи о Жанне д'Арк с Чуриковой в заглавной роли, однако проект натолкнулся на административные преграды. В результате родилась концепция фильма о провинциальной лицедейке, получившей возможность воплотить образ Орлеанской девы.
"Начало" моментально завоевало сердца зрителей, собрав у экранов без малого 21 миллион человек. Чурикова была провозглашена лучшей актрисой года по мнению журнала "Советский экран" и удостоилась "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале. Этот триумф распахнул перед ней врата "Ленкома", где она вскоре заняла позицию примы.
Коротко о фильме
Девушка из небольшого русского городка мечтает стать актрисой и в данный момент с увлечением исполняет роль Бабы Яги в местном клубе. Именно здесь ее замечает режиссер, планирующий снять фильм о Жанне д'Арк. Мечта девушки сбывается — ей предлагают главную роль, и ее жизнь кардинально меняется, превращаясь в череду настоящих творческих испытаний и озарений.
Васса
В "Вассе" по драме Горького Чурикова поначалу сомневалась, но увлеклась ролью, постигнув глубину натуры своей героини. Невзирая на существование нашумевшей экранизации с Верой Пашенной, интерпретация Панфилова с Чуриковой покорила и публику, и критиков, завоевав гран-при Московского кинофестиваля.
Коротко о фильме
В этом доме детей с ранних лет обучали четко произносить «мой»: мой пароход, мой дом, моя фабрика. Здесь считали деньги, нажитые чужим трудом, и за одну ночь могли проиграть целое состояние в карты; здесь распущенность и шпионаж были обычным делом, а под маской религиозности творились темные дела. У Вассы было всё — деньги, власть, ум и решимость. Но одно у нее отсутствовало — будущее...
Военно-полевой роман
"Военно-полевой роман" Петра Тодоровского принес Чуриковой "Серебряного медведя" Берлинале за воплощение образа Веры Нетужилиной. Ее партнер по съемочной площадке, Николай Бурляев, отмечал феноменальную способность актрисы к экспромту и творческому вдохновению.
Коротко о фильме
Медсестра влюбилась в командира, но он погиб, оставив ее одну с ребенком на руках. После войны она случайно встречает бывшего солдата, который тайно и безответно был в нее влюблен. Сейчас его жизнь сложилась благополучно, в то время как ее собственная полна страданий. Его прежние чувства вспыхивают с новой силой, и эта любовь становится для нее источником спасения и возвращает ее к жизни.
Курьер
В "Курьере" Карена Шахназарова, ставшем эмблемой перестройки, Чурикова воплотила образ матери центрального персонажа. Знаковая сцена, где они вместе исполняют "Траву у дома", возникла экспромтом в процессе съемок и превратилась в один из наиболее ярких эпизодов картины.
Коротко о фильме
Выпускник школы Иван, ожидая призыва в армию, работает курьером в редакции. Солидные взрослые окружающие его люди с трудом привыкают к необычайной способности этого юноши превращать любое событие в захватывающее происшествие — иногда невероятно веселое, а иногда и глубоко печальное.
Каждое перевоплощение Инны Чуриковой - это новая фасета ее многогранного дарования, позволившая ей занять место среди ярчайших светил советского и российского кинематографа.