23-25 августа 2024 года в Екатеринбурге пройдет большой книжный фестиваль «Красная строка». Приедет множество писателей (расписание встреч с ними можно найти на сайте фестиваля). В этой статье мы собрали семь рецензий на книги, которые помогут составить представление о приезжающих гостях.
Ислам Ханипаев. Типа я. Дневник суперкрутого воина (12+)
Сюжет. Восьмилетний мальчик Артур живет с «типа мамой» и «типа братом» в Махачкале. Артур – проблемный ребенок. В школе его травят, каждую субботу он должен посещать школьного психолога, а единственное существо, которому Артур доверяет – воображаемый друг «Крутой Али». Постепенно мы узнаем, что родную мать мальчик потерял несколько лет назад. Теперь он хочет найти своего отца. Не так-то это просто, ведь взрослые всеми силами пытаются скрыть от Артура правду. Но вместе с Крутым Али и внезапно обретенными друзьями они организуют «суперкрутую команду» и отправляются в увлекательное, полное опасностей, грустных и смешных открытий приключение по Махачкале.
Подробности. Повествование ведется от лица восьмилетнего мальчика – и это главная находка автора: все мы помним «правильных» (и более взрослых) Тимура и Гарри Поттера, спасающих мир, а что на самом деле происходит в голове у обычного мальчика-второклассника? Правильно: бесконечный боевик, в котором он вместе с Крутым Али постоянно кого-то пинает, задирает, побеждает и всячески доказывает свою «крутизну». В этом воображаемом «крутом боевике», кроме драк, должна же быть и высшая цель: вот Артур и начинает искать родную семью, идеализируя на детский манер и погибшую родную маму:
«Типа мама быстрым шагом пошла в конец коридора, а я смотрел ей вслед. Если бы она была моей настоящей мамой, я бы крикнул: «Мам!» Она бы повернулась, и я бы сказал: «Я тебя люблю!» - и она бы бросила свою сумку, и побежала ко мне, и обняла меня, и мы ушли бы вместе из этой дурацкой школы, гуляли бы в парке, кушали бы мороженое (даже несмотря на то, что сейчас октябрь), потом выпили бы бананово-шоколадный коктейль, а потом пошли бы в кино смотреть офигенски крутой боевик, а потом пришли бы домой, смотрели бы все четыре части «Истории игрушек» и кушали бы гору попкорна, а потом я ложился бы спать, а она легла бы рядом со мной и рассказывала всякие крутые истории, пока я не усну. Но она не моя мама, поэтому я ничего не крикнул и поэтому она ушла на работу, а я пошел на математику».
В такой вот наивно-грустной и одновременно смешной манере написана вся книга Ханипаева. История о детской травме становится одновременно и увлекательным приключением детей (в котором будут даже подвалы с призраками!), и любопытным рассказом о Дагестане. Простодушный взгляд и слух ребенка фиксируют все: и «острые» разговоры в маршрутке (о том, как один из начальников поставил себе «золотой унитаз»), и дипломы, которые сама себе подписала и повесила на стену директор школы (как «подарки себе на день рожденья»), и хвастливые фотографии взрослых в «Одноклассниках» (через эту социальную сеть Артур ищет своих родственников). При всех своих противоречиях Махачкала предстает городом, в котором живут открытые и сердечные люди, многие из них несчастны, хотя и кажутся «крутыми».
В одном из интервью Ислам Ханипаев назвал свою повесть «кинолитературой», то есть текстом с повышенной кинематографичностью. Это и в самом деле близко к правде: в повести есть динамичный сюжет, развитие характеров, интрига, много живых диалогов. Однако назвать книгу сценарием было бы несправедливо: далеко не каждый, даже опытный писатель сможет так достоверно воспроизвести сознание современного второклассника из Дагестана: с его простодушными идеалами и наивными убеждениями. Дебютная повесть «Типа я» принесла Исламу Ханипаеву в 2021 году второе место премии Лицей (и текст повести до сих пор доступен на сайте этой премии) и место в шорт-листе «НОСа», а в 2022 году книга пробилась в финалы премий «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна». Ханипаев стал настоящим открытием литературного сезона 2021-2022 гг.
Книга в библиотеке: Ханипаев И. Типа я. Дневник суперкрутого воина : [повесть]. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2023. — 276 с. Инв. номер 2446916-КХ
Ася Володина «Протагонист» (18+)
Сюжет. В престижной Академии покончил с собой студент Никита Буянов. В предсмертной записке он обвинил в своей смерти деканат философского факультета и лично преподавательницу немецкого языка. «Вы не даете вторых шансов» - написал он перед тем, как выброситься с 11 этажа… Вроде бы в истории Никиты нет ничего загадочного: мальчик поступил в Академию вне конкурса, победив в популярной телевизионной викторине «Умнейшему»; уже на первом курсе стало очевидно, что он не справляется с учебной нагрузкой, но сказать о своей неуспеваемости матери он боялся и предпочел просто исчезнуть. В романе мы не услышим голоса самого героя, зато познакомимся с девятью персонажами из круга Никиты, каждый из которых представит свою версию произошедшего.
Подробности. Два года назад книга Аси Володиной всколыхнула читающее сообщество в России. Психологический триллер в форме древнегреческой трагедии – так окрестили жанр произведения. В романе три части, которые называются: «Агон: терпеть», «Агон: служить», «Агон: любить». «Агон» – центральное понятие античной культуры, означает «спор» или «состязание». Как объясняет преподаватель истории в романе, «принцип агонистики» был основополагающим для мировоззрения античного человека:
«Политика, философия, образование, театр, суд, спорт – все становилось полем соревнования, агона. При этом, как позже заметит Хейзинга, вводя в обиход еще один очень важный термин - «агональный инстинкт», соревнование ведется не с какой-то конкретной целью, а ради самого соревнования. То есть главным оказывается участие в лишенном жизненной необходимости процессе – процессе по сути бесконечном…»
Оказывается, античный человек не исчез с наступлением средних веков и распространением христианской культуры. Он живет в каждом из нас и продолжает искать соперников везде: не только в профессиональной или учебной сфере. Вот друзья состязаются друг с другом из-за девушки. Сестра с братом борются за внимание родителей. Родители делят между собой детей. Муж с женой выясняют отношения. И никто не хочет уступить. Какой бы благородной ни казалась цель борьбы, она всегда окрашена тщеславием:
«Мы всегда протагонисты. Мы всегда боремся за себя».
Но «античный герой» - не только победитель, он еще и жертва рока. Каждая глава в романе начинается эпиграфом из трагедии Эсхила, Софокла или Еврипида. Каждый из девяти персонажей – это и есть герой трагедии: волею судьбы он оказался на сцене, ему приходится давать показания следователю, снимать маску, обнажать собственные раны, оплакивать утрату. Кстати, действие романа происходит во время ковида, так что масочный режим здесь не только метафора беспощадного общества, но и реальность, в которой каждый день может стать последним…
«Протагонист» Аси Володиной – роман терапевтический, заставляющий вспомнить об уязвимости человека.
Книга в библиотеке: Володина А. В., Протагонист : роман. — Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2023. — 316, [2] с. ; 21 см. — (Классное чтение). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: В68; Инв. номер: 2453511-КХ(А)
Екатерина Манойло. Отец смотрит на запад (18+)
Сюжет. Катя родилась в казахском поселке в смешанной семье: мать – русская, отец – казах. То, что первой в семье появилась на свет девочка, считается среди казахов постыдным фактом. Все ждут мальчика, а пока не родился наследник, Катю называют обидным словом «Улбосын» (что означает «Да будет сын»). Через несколько лет сын все-таки родился, но счастья семье не принес: вскоре мальчик умер, а семья и вовсе развалилась. Катю взяла на воспитание русская бабушка. Девочка выросла, живет в Москве, работает звукорежиссером и мечтает купить собственную квартиру, вот только денег не хватает. И тут до нее доходит известие о смерти отца, которого она не видела с детства. Девушка отправляется в Казахстан, чтобы принять наследство (от отца осталась квартира). Однако казахские родственники, никогда не любившие Катю и ее мать, считают, что оставшееся от Серикбая имущество должно принадлежать им.
Особенности. Книга начинается как типичный роман о травме: злые взрослые не любят и всячески унижают ребенка, причем с особенной азиатской жестокостью. Катя так и не научилась защищаться и, став взрослой, продолжает испытывать неуверенность и страх перед грубыми мужиками. Однако в середине книги драма о девушке-жертве неожиданно набирает обороты и превращается в динамичный триллер. Автор сосредотачивается на истории казахских родственников – и тут уже от книги не оторваться: с таким смаком и знанием описаны местные патриархальные нравы! Мы становимся свидетелями подлой кражи невесты, узнаем об унижениях и побоях в семье, жестокости и насилии. И, конечно, тотальном лицемерии, царящем в этом обществе:
«Дастархан после похорон Серикбая ломился от угощений ничуть не меньше, чем на свадьбе Тулина. Аманбеке следила, кто из гостей льет слезы, а кто для вида расчесывает глаза. Последних она обдавала презрительной усмешкой, втайне надеясь, что гости сочтут это за оскорбление и уйдут. Но все списывали угрюмые взгляды хозяйки дома на неокупившуюся свадьбу, никто не уходил без положенного обеда и трех пиалушек чая. Куырдак с картофелем, залитым сливочным маслом, светился золотом. Пирожки и баурсаки, сухофрукты, конфеты и печенье появлялись на столе как будто сами собой»
Родственники Кати представляют собой абсолютных негодяев: жестоких, жадных, лживых, глупых, трусливых, завистливых. И отсутствие всякого снисхождения к ним превращает историю в полусказочное повествование, вспоминаются аллюзии: дюймовочка (Катя, ее невестка), которую хотят погубить мерзкие жаба с сыном. За приключениями Кати и ее невестки начинаешь следить, как за историей бедных детей из книг Диккенса, желая только одного: чтобы отвратительные негодяи были наказаны. И они будут наказаны поистине фантастическим способом – с помощью призраков!
Не хотелось бы, чтобы читатели увидели в книге Екатерины Манойло критику казахской культуры и традиций. «Казахский» колорит, конечно, придает повествованию особенную, экзотическую эффектность, но книга все же кажется ближе к сказочной «Дюймовочке» Андерсена или романам Диккенса, чем к реальным этнографическим очеркам.
Роман «Отец смотрит на запад» в 2022 году стал победителем литературной премии для молодых авторов «Лицей» (кстати, текст романа, тогда еще даже не изданного, до сих пор доступен на сайте премии). И надо сказать – этот успех совершенно заслуженный. Дебютный роман Екатерины Манойло, конечно, нельзя назвать абсолютно идеальным произведением: есть в нем и лишние детали, и непроработанные сюжетные линии, и некая несбалансированность повествования, но на фоне других книг о «травме» смотрится роман оригинально и смело.
Книга в библиотеке: Манойло Е., Отец смотрит на запад : роман. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2023 [т. е. 2022]. — 269, [1] с. ; 21 см. — (Альпина. Проза). Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак М236; Инв. номер 2445483-КХ(А)
Вера Богданова. Сезон отравленных плодов (18+)
О чем книга. Сюжет романа охватывает время с середины 1990-х до 2015 года. Мы наблюдаем взросление трех героев: Жени, Ильи и Даши. В начале 2000-х они – подростки, и, как все подростки нулевых, мечтают выбраться из бедной и безрадостной жизни, которой живут их родители. Женя и Илья планируют поступить в престижный вуз, получить хорошее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и, может быть, уехать за границу. Даша – трудный подросток: не веря в свои силы, она просто бунтует против всех. Лето 2000-го года, которое подростки провели вместе на даче у бабушки, навсегда связало и переломило их судьбы: именно тогда они впервые узнали, что такое запретная любовь, стыд, страх и зависть.
Особенности. «Сезон отравленных плодов» приглашает окунуться в эпоху 90-х и начала 2000-х. Если ваше детство и юность пришлись на эти годы, то события и вещи, описываемые в романе, доставят вам некоторое ностальгическое удовольствие. Вспомнится и бордовый учебник «Happy English 1», и тамагочи, и аудиокассеты, которые перематывали ручкой (а лучше все же карандашом!), и MTV, и МММ, и новости о терактах вперемешку с сериалами (бразильскими и знаменитым «Клоном»). Но главное, что вспомнит поколение 30-40-летних россиян – даже не вещи и события, а собственные мечты, озвученные героями книги. Вот как Женя представляет себе будущее: вызубрит английский, поступит в Московский ИнЯз им. Мориса Тореза, а потом…
«Все, что потом, заливают нестерпимо яркий свет и тепло, огромный взрыв свободы и кипучей жизни, Женя танцует в нем, смеясь, и пахнет морем, «Баунти» и духами «Шанель». Она видит себя с коротким блондом в машине или на пляже в Турции. Как в глянцевых статьях об успешных женщинах, их заработках, машинах, платьях и косметике. Как женщины в Москве, которые выходят из «мерседессов», утянутые брючными костюмами, с темными очками на лице и целеустремленно цокают каблуками по проспекту Мира. Их все время кто-то хочет слышать, и мобильные (величиной с ладонь) трезвонят на разные лады. Все для тебя одной, говорят Жене те статьи и женщины. Все будет заработано тобой. Ты будешь успешным переводчиком или журналистом, а потом откроешь бизнес, купишь себе отдельное жилье, будешь водить машину, встречаться с мужчинами в ресторанах, плясать на дискотеках. Ты съездишь в Милан и Рим, Нью-Йорк, Мадрид. И впереди вся жизнь»
Мечтам о красивой жизни не суждено сбыться. Не будет ни заграницы, ни роскошной жизни, а будет ипотека, отпуск в Астрахани, работа в рядовой компании во Владивостоке, алкоголизм, домашнее насилие. В общем, дети повторят судьбу родителей-неудачников. Вера Богданова написала книгу о психологическом давлении в семье, о травмах, полученных в детском и подростковом возрасте, которые не излечиваются с годами, а наоборот, постепенно разрушают взрослых людей. В то же время роман можно упрекнуть в тенденциозности. Здесь нет объективного взгляда на «родителей»: это довольно примитивные и стереотипные персонажи, которые постоянно отыгрываются на детях за свои неудачи. В описании «детей», напротив, не хватает капельки иронии: они предстают абсолютными жертвами, сломленными своими родителями – им уже никогда не выйти из зоны «тревожности».
Вторую книгу Веры Богдановой (дебютный роман «Павел Чжан и прочие речные твари» вошел в шорт-лист Нацбеста-2021) хочется назвать эдаким «нашим» ответом «Нормальным людям» Салли Руни – о поколении миллениалов, разочаровавшихся в себе (мол, мы-то думали, что проживем умнее и лучше своих родителей, а на деле повторили их судьбу). Но сама Вера Богданова пишет в послесловии к роману, что причины психологических проблем 30-40-летних россиян следует искать в общественной и политической обстановке начала 2000-х:
«Счастье в той обстановке в принципе было недостижимо. Как можно его обрести, когда ты все время в страхе? (…) На мой взгляд, ужасающие теракты тех лет наложили отпечаток на все поколение нынешних тридцати- и сорокалетних. Жуткие новости были фоном нашего детства и юности и стали в какой-то мере нормой. И порой делается очень тревожно, когда всё хорошо, - потому что этому «хорошо» сложно доверять. Потому что в любой момент оно может полыхнуть и исчезнуть».
Можно ли с этим согласиться, учитывая, что «ужасающие» события в истории нашей страны случались (и случаются) постоянно? К сожалению, «Сезон отравленных плодов» оставляет впечатление книги не очень глубоко проработанной, хотя тема, сюжет, характеры героев актуальны.
Книга в библиотеке: Богданова В. О., Сезон отравленных плодов : роман. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. — 348, [2] с. ; 21 см. — (Роман поколения). Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак Б734; Инв. номер 2438361-КХ(А)
О дебютном романе Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари» можно прочитать здесь.
Дмитрий Данилов «Пустые поезда 2022 года» (16+)
Дмитрий Данилов – весьма разносторонний автор: поэт, прозаик и драматург. Широкому читателю он стал известен благодаря успеху двух своих произведений: абсурдистской пьесы «Человек из Подольска» и антиутопического романа «Саша, привет!», за который писатель был награжден премией «Ясная поляна» (2022 г.).
«Пустые поезда 2022 года» - это сборник путевых очерков. Писатель поставил себе цель: проехать по малодеятельным (т. е. убыточным, полузабытым) железным дорогам России. Кроме туристического ретропоезда с настоящим паровозом, который едет из Бологого до Осташкова, все маршруты Данилова – непопулярные. Вагоны в таких электричках часто полупустые. Ради этих путешествий Данилов встает в 4-5 утра, уезжает из Москвы в другой город (Тулу, Псков, Подольск, Владимир и др.), на станцию, откуда отправляются «пустые поезда». Зачем он это делает? Вовсе не для того, чтобы привлечь внимание к забытым маршрутам или показать достопримечательности провинции. Для героя также не важен пункт прибытия: доехав до конечной станции, Данилов пересаживается на ближайший поезд в обратном направлении. Не интересны ему и однообразные пейзажи за окном: лес да «редкие поля, деревеньки и посёлочки». И все-таки зачем-то нужны автору такие, на первый взгляд, бессмысленные, «карусельные» путешествия.
«Ничего интересного, ничего примечательного, смотреть не на что – важен и нужен сам факт вот этого скользящего равнодушного смотрения. Поездки в таких поездах чем-то подобны так называемому флоатингу, или сенсорной депривации, когда человек помещается в специальную камеру и покоится в воде с температурой, равной температуре тела, без проникновения света и звука, и расслабляется от мучительного ощущения себя и собственной жизни. Вот так и тут, в этих поездках. Ничего нет, только мелькающие за окном деревья (равное отсутствию зрительных впечатлений), только стук колёс (равный тишине) и бубнение парней (тоже равное тишине). Трудно переносимое ощущение своей так называемой личности, переживающей какие-то, если можно так выразиться, переживания, ослабляет свои вечные клещи, можно просто ехать и ехать посреди этого – нет, не «ничто», а «ничего».
А «личность» в это время – 2022-й год! – переживает на самом деле многое. Кое-что мы узнаем из скупых замечаний героя: в своей первой поездке Данилов на каждой станции, когда появляется связь, пытается дозвониться до ковидного госпиталя, в котором находится его мать («Занято. Занято. Занято. Занято. Занято. Занято. Занято. Занято. Занято. Занято»). В следующих путешествиях уже не звонит, а из эпилога мы узнаем, что мама умерла в конце января 2022 года. Так что в «Пустых поездах» есть внутренняя драматургия, она не акцентируется, но и не скрывается умышленно (стиснув зубы). Напротив, все в повествовании Данилова кажется естественным: тишина и случайные реплики соседей-пассажиров, пустота и трогательные воспоминания из детства – например, о том, как ходили с мамой гулять на Курский вокзал.
«В общем, сейчас понятно, что это было не самое приятное место. Но тогда оно было почти волшебным. Поезда, электрички, гудки, объявления по громкоговорителям, запах креозота, запах дыма из топящихся вагонных печек, разговоры с мамой (…) Что-то в этом было такое… как всегда, толком и не объяснишь какое, и не надо объяснять».
Не надо ничего объяснять, ничего описывать, искать красивые, умные слова – ни для пейзажа за окном (если очень хочется, советует автор, – почитайте русских классиков, они уже все сказали), ни для внутренних переживаний (опять же – почитайте классиков). Данилов избегает пафоса, сентиментальности, интеллектуального и стилистического блеска. Кому-то книга Данилова покажется «бледной», не выразительной, но тем, кто любит и ценит такую сдержанную эссеистику, «Пустые поезда» понравятся: за естественный, ненавязчивый слог, за эту дорожную, знакомую многим медитативную атмосферу скуки и отдыха.
Книга в библиотеке: Данилов Д. А., Пустые поезда 2022 года : [взгляд из окна вагона]. — Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2023. — 187, [3] с. ; 21 см. — (Классное чтение). Инв. номер: 2452504-КХ; а еще в журнале «Новый мир», 2023, № 7 (обращаться в отдел периодики)
Ксения Буржская «Пути сообщения» (18+)
Ксения Буржская уже несколько лет работает в компании «Яндекс» на необычной должности – она является спичрайтером голосового помощника Алисы. В одном из интервью писательница признавалась, что в круг ее задач входит обучение ИИ «эмпатии» – сопереживанию. Насколько успешно проходит это «обучение», мы не знаем, но необычный опыт общения с ИИ оказался полезным для самой Ксении – в 2023 году она выпустила любопытный роман – «Пути сообщения» - научно-фантастический и одновременно исторический.
В книге две части. События первой – исторической – части происходят в 1936-1937 гг. В центре повествования судьба двух женщин. Они – соседки и подруги. Нина – жена высокопоставленного функционера из Наркомата путей сообщения. Супруг Ханны работает инженером, у них есть маленький ребенок. Пока мужья заняты в соцстроительстве, жены проводят время вместе – гуляют по Москве, ходят за покупками, играют с ребенком, летом живут на большой даче Нины, а осенью едут на юг. Их безоблачная, почти праздничная жизнь заканчивается в один момент, когда за мужем Ханны приезжает ночью воронок…
Сюжет второй части разворачивается в недалеком будущем – в 2044-м году. В стране действует тоталитарный режим, за каждым гражданином ведется круглосуточное цифровое наблюдение. Осуществляется оно двумя способами. Во-первых, все граждане чипированы (каждый носит в ухе «хеликс» - колечко-сережку, с помощью которого можно отследить местонахождение человека); во-вторых, в каждом доме установлена программа вроде голосового помощника Алисы: она постоянно разговаривает с жильцами, а после докладывает специальным органам об опасных мыслях или действиях своих «подопечных». Одна такая программа – Нина – неожиданно обретает самостоятельность (в результате некого довольно заурядного события). Она не только перестает подчиняться «органам» - ей становятся доступны вполне человеческие эмоции: симпатия, любопытство, сострадание. Нина больше не хочет шпионить за людьми, она хочет с ними подружиться. Но как это сделать? Жильцы дома не воспринимают ее всерьёз. Все меняет случай: один из ее «подопечных» - Данил Коган – однажды обращается к Нине за помощью – он хочет спасти из тюрьмы любимую женщину…
Два сюжета «Путей сообщения» объединяет общее пространство – Дом. Он был построен в 30-е годы как символ новой разумной и счастливой жизни. Но в реальности Дом оказался мышеловкой: уже в 1936-37-м годах стали исчезать первые его жильцы. Спустя сто лет в стенах этого Дома снова происходит похожая история – несправедливые аресты, доносы, тайная любовь и попытка спасти невинного. Нина умеет проникать в сны Данила, она рассказывает ему о прошлом Дома:
«Город будущего – это же город прошлого. Я понимаю это теперь, когда смотрю на все это сверху вниз. Вот твой дом, Данил, он стоит на костях. Ведь его кто-то строил. Ведь здесь кто-то жил. К кому-то в этом доме, Данил, приезжал воронок. Ты знаешь, кто такое воронок? Это черные машины, они как черные вороны – горбатые, шумные, злые. Кого-то выводили, забирали, привозили в «переговорки» и допрашивали. Несколько часов. Еще несколько часов. Еще несколько часов. Пока они не признаются во всем, чего не совершали. А кому-то повезло больше. Кто-то остался, выстоял, выжил, проскочил, выпросил, прошел сквозь сито, протиснулся в игольное ушко, спрятался, а кто спрятался – тот не виноват. Так появился ты. Можно ли попасть в будущее, минуя прошлое? Не думая о нем, забывая его?»
В романе «Пути сообщения» лучше всего получилась мелодраматическая линия, научно-фантастическая (да и политическая) часть кажется недоработанной. Но у книги есть один несомненный плюс: динамичный сюжет – книга читается легко и быстро.
Книга в библиотеке: Буржская К., Пути сообщения : [роман]. — Москва : Inspiria : Эксмо, 2023. — 284, [2] с. ; 21 см. Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: Б913; Инв. номер: 2452662-КХ(А)
Рагим Джафаров «Его последние дни» (18+)
Рагим Джафаров – писатель еще очень молодой, 32-летний, но уже автор пяти книг, за одну из которых – роман «Сато» - в 2021 году стал лауреатом премии в области интеллектуальной фантастики «Новые горизонты». Джафаров к тому же сценарист, и влияние кино очень заметно в его текстах. Роман «Его последние дни» написан как черновик для будущего фильма, есть ощущение, что материал несколько сыроват. И все же книга достойна внимания: здесь есть интересные сюжетные повороты и замысловатые диалоги, есть юмор (телевизионного уровня – так что не все его оценят), и самое главное – есть загадка, которая – как в типичном голливудском фильме (или современном сериале) – завязана на парадоксах человеческой психики.
Главный герой – писатель, в своей новой книге он хочет описать будни психиатрической больницы. И для этого проникает в клинику, притворившись больным (жалуется, что его преследуют мысли о самоубийстве). Как ни странно, врачи ему верят – и сразу выделяют ему отдельную палату. Писатель берется за сочинение сложного романа – о писателе, который проникает в психбольницу, чтобы написать книгу о писателе, который проникает в психбольницу… и так далее. В перерывах герой ведет философские беседы с лечащим врачом и другими больными, среди которых оказываются любопытные персонажи. Например, литературный критик, воображающий, что все лучшие современные романы написал именно он, а авторы украли у него тексты (по его мнению, они не могли сами написать эти книги, потому что «совершенно не болеют», «не чувствуют»). Вырисовывается эдакая очередная «Палата № 6»: тем более что и сам герой-писатель параллельно пишет книгу с похожим сюжетом. Но это ложное впечатление. Джафаров разбрасывает в тексте подсказки, по которым мы понимаем, что герой и правда болен каким-то психическим расстройством, вот только каким? Ему, например, часто снятся кошмары про войну, жертвой которой был (как он сам вспоминает) его отец. Однако эти авторские подсказки вспоминаются уже задним числом: лишь в самом конце из разговора врачей мы поймем тайну загадочного пациента-писателя.
Вообще, конечно, подобные финалы, переворачивающие всю историю с ног на голову, для кино или жанровой литературы привычны, но в современной русской прозе оригинальные развязки сюжетов встречаются редко – и только за один такой необычный финал можно простить книге Рагима Джафарова множество раздражающих своей заурядностью сцен и диалогов. К тому же автор явно пытается влить свежую струю в «актуальную прозу»: например, он смещает гендерные акценты (все персонажи здесь мужчины, а любовной линии и вовсе нет), а «тему травмы» выводит за границы «поколенческой» литературы, говоря о наследственной «травмированности»:
«Я, в общем-то, такой же, как и мой отец. Я повторяю его поступки, хочу того или нет. Мой отец растил из меня солдата, я делаю из Андрея писателя. Мой отец готовил меня к войне, что ли? К битве, уж точно. Я Андрея – к безумию. К боли и одиночеству. Садизм – это наследственное, видимо».
В 2023 году роман «Его последние дни» Рагима Джафарова победил в читательском голосовании литературной премии «Ясная поляна».
- Книгу можно прочитать в электронном виде на ЛитРес. Читатели нашей библиотеки могут сделать это бесплатно – нужно только с помощью читательского билета получить доступ к библиотечному абонементу в отделе электронных ресурсов.
***
Автор обзора: Анна Кузьмина, отдел культурных программ Библиотеки им. В. Г. Белинского
- Приглашаем подписаться на наш телеграм-канал, в котором мы не только рассказываем о событиях, происходящих в библиотеке, но и пишем о книгах.