Найти тему
Фонотека в кармане

Jethro Tull - Roots to Branches, 1995 (альбом недели, часть 29)

Оглавление
Jethro Tull 1995
Jethro Tull 1995

Девятнадцатый альбом Jethro Tull у меня стойко ассоциируется с романом «Осень патриарха». И ассоциация эта очень призрачна, почти невидима, словно паутинка в солнечном луче. Если подходить к анализу этого ассоциативного ряда, то кроме того самого ощущения осени я ничего обобщающего между этими работами отметить не могу. Да и осень у Маркеса и Андерсона разная, если у Маркеса в ней чувствуется дыхание приближающегося упадка, то у Йена это наступившая зрелость, но ещё далеко не старость.

К моменту выхода пластинки Йену было 48 лет, так что видимо дыхание осени он ощущал. Не зря альбом полон размышлений о старении, уходе друзей и увядании. Но, несмотря на обозначенные темы, Roots to Branches никогда не вызывал печальных ассоциаций. Грусть, ностальгия, может даже лёгкое разочарование, навеянное тем, что ты мог что-то в этой жизни не успеть, а теперь уже никогда не успеешь, но не печаль.

Этакое немного восточное отношение к жизни перешагнувшего за её экватор человека. Да и в музыке много оттенков Востока, где-то арабские мотивы, где-то индийская атмосфера, навеянные туром Jethro Tull по восточным странам во время сочинения альбома.

Заглавная композиция и альбом открываются парящей гитарой Мартина Барра с ощутимыми восточными вибрациями. Следом вступает флейта, которой на альбоме очень много, и звучит она великолепно. Группа в очередной раз удачно смешивает фолк мотивы с рок-гитарой, уходят, прямо как в первое десятилетие своего творческого пути.

От 80-х, как мне кажется, в альбоме нет ничего, разве что гитара Мартина звучит в стиле Rock Island (1989).

-2

В Rare and Precious Chain ориентация на Восток продолжается, в этот раз больше арабских мотивов, к которым Йен примешивает дух средневековья.

В похожем стиле выполнена This Free Will, только здесь ещё добавлены скрипки, в середине отлично звучит гитара Мартина.

Самая короткая композиция на альбоме Out of the Noise это привет прог-року 70-х, даже странно что она длится менее трёх с половиной минут, тут есть где развернуться.

Вторым номером, на котором фолк элементы практически выветриваются является Dangerous Veils – самая хлёсткая и напористая композиция альбома, в финале переходящая чуть ли не в хард-рок, а как здесь звучит бас.

Отвлечёмся немного от музыкального наполнения и поговорим о вокале. Мастером вокала Йен никогда не был, но главное – его голос был узнаваем и харизматичен, особенно в 70-х. Roots to Branches я легко могу представить себе вовсе без вокала, поскольку здесь Андерсон в основном «поёт» в стиле максимально приближённом к Марку Нопфлеру, он скорее рассказывает песню, чем пропевает.

Да и разве за вокал мы любим Jethro Tull?

Вот послушайте вступление к Valley, сначала флейта в дуэте с жёсткими ударными, потом акустика с лёгким налётом кантри, в которую резко вклиниваются гитара Мартина и хлёсткие ударные Дона Перри.

-3

Отмечу что работа над аранжировками на всём альбоме проделана великолепно. Ведущая роль отдана гитаре и флейте, но то тут, то там, пусть даже на 2-3 секунды, мелькнут то клавиши, то перкуссия и эти маленькие украшательства добавляют альбому изысканности. За примерами далеко ходить ненужно, послушайте почти джазовые проходы на клавишах на Stuck in the August Rain и Dangerous Veils, а бас-гитара Стива Бэйли?

Кстати о Бэйли. Человек в искусстве бас-гитары он отнюдь не последний, играл вместе с Виктором Вутеном, а в настоящее время является заведующим кафедрой баса в колледже Беркли. Его сотрудничество с Tull было временным, поскольку Дэйв Пэгг, игравший с группой с 1980 года, всё же встал перед выбором: Jethro Tull или Fairport Convention и выбрал вторых, успев записать партии баса только для трёх песен.

На постоянной основе Бэйли в группе не остался, а Пэгга уже на гастролях заменил Джонатан Нойс.

Вернёмся к альбому. Помимо аранжировок отмечу общий микс альбома. Возьмём восьмиминутную Wounded, Old and Treacherous – самую сложную композицию из Roots to Branches. Как здесь всё выстроено! Улавливаешь все нюансы и оттенки инструментальных партий, следишь за развитием всей композиции, так и отдельных инструментов, невероятно увлекательно.

Не пустыми были слова Йена Андерсона о том, что это одна из лучших пластинок Tull с точки зрения исполнения и записи.

Следующая, такая же по продолжительности At Last Forever даёт передохнуть после инструментальной насыщенности Wounded, Old and Treacherous. Повествующая о расставании At Last строится на дуэте флейты и фортепиано и открывает финальную часть альбома. Самую грустную и лиричную.

Идущая за ней Stuck in the August Rain полностью характеризуется своим названием, и если все предыдущие композиции были взглядом изнутри, то Another Harry's Bar мне видится взглядом со стороны. Запах прокисшего пива висит, висит над головой. Старый пес в углу спит будто он мёртв, коробок спичек и полная пепельница, дымит оставленная сигарета. Еще один "бар Гарри", но Гарри давно уже нет.

Гарри может уже и нет, но мы ещё здесь. И неважно что у вас на душе в текущий момент, цветущая весна или холодящая осень, альбом Roots to Branches хорош при любых обстоятельствах.

Спасибо.

Предыдущие выпуски рубрики "Альбом недели":

Альбом недели | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.