Во многих странах мира основной ценностью брака считается супружеская верность. Грубо говоря - это то особое доверительное состояние между спутниками жизни, когда каждый уверен в том, что партнёр, во всех смыслах, принадлежит только ему одному.
Однако и в нашем обществе существуют люди, для которых супружеская верность – это рудимент. Но то всё-таки отдельные уникумы, поведение которых осуждается самим обществом. Однако на земном шаре по-прежнему присутствуют целые малые народы и племена, где обменяться жёнами – это не только норма поведения, но и основа выживания замкнутого общества.
1. Чукчи
На родном языке самоназвание народа переводится как «настоящие люди». И чукчи – действительно грозные воины севера, которых так и не смогли покорить более многочисленные соседи, а также императорские полки.
Только торговля, только переговоры и некоторая политическая малообразованность этого малого народа позволила присоединить коренные земли чукчей к прочему пространству Российской империи. Поэтому напрасно советские анекдоты выставляют «настоящих людей» глупыми и недальновидными людьми. Наоборот, в своих широтах, в своей сфере деятельности, представители данного малого народа Российской Федерации – лучшие на планете Земля.
К слову, и российских первопроходцев, и советских геологов очень сильно удивлял местный обычай – «нэвтумгыт», который можно условно перевести на русский язык, как «товарищество по жене».
Грубо говоря, такое «товарищество» - определённая форма брака, когда «под одной крышей» (образное выражение) могли уживаться как две, так и большее количество пар. Вне зависимости от количества участников такого брака, хозяйство велось всеми и сразу.
Главный критерий «нэвтумгыта» - все люди в этом браке должны быть примерно одного возраста и не приходиться друг другу близкими родственниками.
Обмен был длительным (из-за жизни на разных пастбищах, отдалённых друг от друга). Поэтому прожить с одной супругой от нескольких месяцев до одного года, было нормой в этих суровых краях. Ко всему прочему, в любой момент, особо полюбившая друг друга пара могла выйти из брака, чему не имел право препятствовать никто из прочих членов этого необычного семейного союза.
Также хочется выделить, что в такой «коллективной» семье не было «старшего мужа» или «старшей жены» - все участники такого брака имели примерно одинаковый статус и отвечали за других членов «семейной ячейки общества» в равной мере. Причём каждый человек в такой семье мог заниматься накопительством индивидуального имущества, чтобы передать что-то по наследству своим детям – общее имущество семьи какие-то отдельно взятые потомки наследовать не могли.
К слову, никто не имел права со стороны тронуть представителя такого семейства. Нанесённая обида требовала кровной мести. И к этому делу подключались абсолютно все представители такого «товарищества».
Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и то, что любой уважающий себя чукча был готов порадовать обществом своей жены приезжего гостя. Особенно ценились русскоязычные пришельцы «с большой земли», которые и привносили в замкнутые сообщества свежую и такую нужную кровь.
2. Эскимосы
Эскимосы относились к вопросам обмена жёнами намного проще, чем чукчи. У этого необычного социального процесса также имеется своё, «местное» название - «ареодярекпут». Вот только никто не строил сложную систему «товарищества по жене». Просто так «освежали кровь» в замкнутых родовых общинах.
Исследователи этого феномена выделяют несколько причин, по которым эскимосы решались на обмен.
- Разбавление крови - чтобы избежать неизбежного кровосмешения между представителями одной общины.
- Продолжение рода – для эскимосов совершенно неважно, кто отец, но важно, кто воспитал.
- Помощь в походе или в быту. Нередко такая жена просто помогала другому члену общины пережить сложный период времени, если его супруга заболевала либо была занята уходом за малолетним ребёнком.
- Укрепление дружеских отношений – комментарии излишни.
К слову, русские первопроходцы и советские геологи нередко путали чукчей и эскимосов. В том числе потому, что и первые, и вторые были способны легко поделиться своей женой, если приходил действительно достойный человек.
3. Алеуты и Нивхи
Я не стал расписывать этот раздел более подробно, так как во многом факты будут отражать реальность эскимосов. Отмечу только то, что и Алеуты, живущие на Аляске, и Нивхи, кочующие по бесконечным пространствам Сахалина и (частично) Японии, практиковали и практикуют то же самое.
Хочется добавить только то, что иногда представители данных народов менялись жёнами более чем конкретно. Например, если один род похищал невесту у другого рода, то обделённый род имел полное право потребовать достойную женщину из рода похитителей, дабы компенсировать свою утрату.
Сейчас подобные «обмены» постепенно уходят в прошлое, хоть и остаются неотъемлемой частью местной культуры.
4. Племя Химба из Намибии
Естественно, данный обычай распространён не только на Севере, но и в самых жарких широтах. Именно поэтому племя Химба из Намибии, в этой части жизнеустройства, ничем не отличается от тех же эскимосов. Гости здесь в почете...
К слову, если гость приезжает со своей супругой, то «поделиться гостинцами» вполне себе могут и обе стороны такого контакта. Как и в примере с чукчами и эскимосами, рожденные дети принадлежат тому мужчине, кто воспитал, а не биологическому отцу.
5. Некоторые племена Камеруна и Нигерии
В данных широтах женщина может вступить в пробный брак со своим возлюбленным, заботиться о нём как о реальном муже и даже родить одного либо нескольких детей. К тому же родственники мужчины, состоящего в «пробном браке», относятся к женщине, как к настоящей родственнице и ни словом, ни делом не указывают ей на её «временное» положение.
В определённый момент, когда истекало какое-то заранее оговорённое время, женщина могла спокойно разорвать этот «пробный» союз и отправиться замуж за другого мужчину. Но во втором браке она должна была «задержаться навсегда» и если происходил разрыв второго союза, то это приводило ко всеобщему порицанию.
Заключение
В мире по-прежнему имеется немало племён и малых народов, где распространены необычные брачные практики.
В качестве ещё одного подобного примера могу указать на особую форму тибетского брака – когда несколько братьев живут с одной женой или несколькими жёнами в зависимости от своих возможностей. Как итог – форма обмена между родственниками также присутствует, но заезжему гостю лучше ни на что не надеяться - получит «на орехи».
Судить ли нам представителей таких «особенных племён»? Я бы не спешил. Ибо недаром у нас, в Российской Федерации, всё ещё распространена поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут». И именно на этой ноте я хочу завершить данную статью.