Новосибирский авиационный завод для жителей нашего города не просто предприятие, это часть нашей общей истории и повод для гордости. Накануне Дня воздушного флота мы вспомнили о заслугах Чкаловского завода и его вкладе в развитие российской авиации.
Закладывая фундамент завода горного оборудования на окраине Новосибирска, никто из участников торжественного митинга не мог предположить, что через несколько лет на этом месте вырастут корпуса совсем другого завода, который прославит город далеко за его пределами, завода-легенды, завода-героя – завода имени В. П. Чкалова.
Новый профиль – самолётостроение заводу горного оборудования был определён в мае 1936 года. А 4 ноября 1937 года, в канун 20-летия Октябрьской революции, в небо поднялся первый серийный И-16. Пилотировал самолёт Александр Филиппович Тамара, прибывший в Новосибирск из Перми. Два года спустя он погибнет в воздушном бою на Халхин-Голе. Первый летчик-испытатель завода – его первый герой.
В 1941 году завод приступает к серийному выпуску самолёта, спроектированного под руководством Владимира Горбунова, Семёна Лавочкина и Михаила Гудкова – ЛаГГ-3.
22 июня 1941 года в заводском клубе показывали фильм «Боевые подруги». Дневной сеанс был прерван объявлением о начале Великой Отечественной войны. И с этого момента открывается самая героическая глава в истории Чкаловского завода, которую знает каждый новосибирский школьник, – «Полк самолётов в день».
С началом войны в состав предприятия вошли пять эвакуированных с Запада страны заводов: Киевский самолётостроительный завод № 43, Ленинградский самолётостроительный завод № 23, Ленинградский агрегатный (шасси) завод № 388, Московский опытный завод № 115, Московский самолётостроительный завод № 301.
Четыре с половиной тысячи рабочих и служащих, ушедших с завода на фронт, заменили женщины и дети 13–14 лет, вывезенные в тыл с оккупированных Германией территорий. Рядом с ними плечом к плечу вставали школьники из комсомольско-молодёжных бригад. Руками этих детей и строились самолёты.
5 граммов жира, а, скорее, жироподобной массы, 40 граммов крупы, 200 граммов хлеба – количество продуктов, получаемых по продовольственной карточке. Её потеря становилась трагедией, так как карточки не восстанавливались. Детям и подросткам при условии выполнения плана дополнительно давали булочку или пирожок.
За время войны авиационными заводами по всей стране было произведено 36 тысяч истребителей, 15500 из них выпущены на заводе имени В. П. Чкалова. Эти результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков и сотен раз. Таких примеров мировая практика не знала.
Война закончилась, завод вместе со всей страной подсчитал награды, заслуги, потери. И переключился на выпуск керосиновых ламп, зажигалок, шифоньеров, тумбочек, табуреток, велосипедов. Однако, очень быстро стало ясно, что производить вместо самолетов другую продукцию нерентабельно. Поэтому завод начинает освоение новой реактивной техники – самолётов ОКБ А. И. Микояна и М. И. Гуревича МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. Позже, в 1956 году, завод начинает сотрудничество с ОКБ Сухого и приступает к изготовлению самолётов марки «Су» – первым стал истребитель-перехватчик Су-9, а дальше – Су-11 и Су-15.
Новым этапом в развитии отечественного самолетостроения стало создание и серийное производство Су-24 в 1973 году. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям этот самолёт превосходил все существующие в то время аналогии.
Чкаловцы приложили руку и к покорению космоса – в 80-е годы коллектив завода работал над созданием створок для знаменитого орбитального космического корабля «Буран».
Трудные девяностые годы завод пережил благодаря сплочённости коллектива, колоссальному терпению, взаимовыручке и неподдельной любви к делу. Главное – удалось сохранить доверительные отношения между руководством и коллективом.
Тогда Чкаловский выпускал товары народного потребления: лодки, детские санки, коляски, стиральные машины. Однако без самолётов такому гиганту не прожить. Поэтому и руководство, и инженеры-конструкторы искали новые решения, связанные с авиацией. Решением стал серийный выпуск пассажирских самолётов – Ан-38, востребованных на местных авиалиниях.
А в 1993 году в небо взлетел первый многофункциональный бомбардировщик Су-34, изготовленный на предприятии. В 2003 году завод запустил машину в серийное производство.
Сегодня Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова является филиалом Объединенной авиастроительной корпорации. Здесь изготавливаются как военные, так и гражданские самолёты.
Предмет отдельной гордости НАЗ – молодеющий коллектив и современное высокопроизводительное оборудование, в том числе отечественного производства. В данный момент завод активно набирает сотрудников, в том числе молодёжь для обучения и дальнейшей работы.
Пока на свете существует такое племя – Чкаловцы, Россия выстоит в любых испытаниях!