На нашем канале мы уже анализировали творчество Шамана, Инстасамки, Морегнштерна, рок-группы Алиса и Татьяны Куртуковой с её хитом "Матушка-земля, белая берёзонька". Сегодня объектом филологического исследования будет творчество Монеточки. Со всеми материалами можно ознакомиться здесь:
Монеточка [настоящее имя - Елизавета Гырдымова, в соответствии с законодательством РФ является иноагентом] на стыке 10-20-х завоевала сердца слушателей своим уникальным стилем и искренними текстами. Она привлекла внимание аудитории благодаря вирусным хитам и активному присутствию в социальных сетях. Сразу стоит отметить, что в данной статье мы по возможности не будем касаться политики, нас интересует только языковой процесс.
Языковая особенность текстов Монеточки.
Исполнительница в своём творчестве часто затрагивает темы молодежной культуры и повседневной жизни. Её стиль сочетает элементы инди-поп, тин-поп, рок-поп, электропоп и других музыкальных направлений. Но Монеточка также тщательно подходит к языковой, смысловой части. И, возможно, главной особенностью её текстов и основным художественным средством является - назовём это так - детализированность.
В треках Монеточки много мелких, буквально бытовых подробностей. В её песнях всегда многообразие предметов, подробностей, каких-то зарисовок из жизни простых людей. В качестве примера приведём следующие строки из песни "Я переживу":
...Я гуляла в грозу с металлическим жезлом
Я тонула, я лезла в дворовые драки
Я пережила уже три конца света
Два тысячелетия, пережила тех и этих
И мозоль от каблука, и налоговика
И тёмные века, и дождевые облака
И продукты горения плохого табака
Половое заражение, и лису, и колобка
Переживу пожилых, водяных, домовых
И на пошлой открытке поздравительный стих
И смерть родных, и удар под дых
И кидание риса в молодых...
В небольшом отрывке высокая смысловая плотность, например:
- Предметов: каблуки; пошлая открытка с поздравительным стихом.
- Персонажей: девочка, гуляющая в грозу; налоговик; лиса и колобок; водяные и другие (кстати, выделяется использование реальных и сказочных персонажей в одном контексте).
- Бытовых сцен, жизненных ситуаций: девочка тонет; дворовая драка; половое заражение; смерть родных; свадьба (кидание риса в молодых) и другие.
- Настроений, впечатлений: гулять в грозу; находиться в накуренном месте и другие.
- Исторических событий: три конца света; два тысячелетия; тёмные века (притом что "тёмные века" не вписываются во временной контекст) и т.п.
Данный эффект усиливается использованием в пределах одной строки, часто в ряду однородных членов, трудно сочетаемых элементов:
- И мозоль от каблука, и налоговика (в данном контексте условно противоположные сущности еще и рифмуются).
- И смерть родных, и удар под дых // И кидание риса в молодых... (здесь вообще рифмуются смерть и свадьба) и т.п.
Как Монеточка использует "деталь".
Через подобную смысловую насыщенность, пестроту противоречивых образов, жизненных ситуаций и настроений происходит эмоциональный контакт со слушателями. С одной стороны, данная песня имеет нарратив, близкий к исповедальному, потому что при первом прослушивании текст воспринимается как пересказ личного опыта исполнительницы.
С другой - осуществляется взаимодействие с аудиторией, создаётся потенциал для большого её охвата: каждый найдёт что-то для себя, некую подробность из своей жизни. И происходит переключение из пространства жизненного опыта исполнительницы в область личной жизни каждого человека из числа миллионной аудитории Монеточки.
Чтобы наша аргументация выглядела убедительнее, приведём примеры из трека "Ночной ларёк".
Данная композиция имеет совсем другой ритм, чем "Я переживу". Эти две песни совершенно не похожи ни на идейном, ни на формальном уровне, ни с точки зрения языка, ни музыкально. Они представляют разные альбомы. Тем интереснее будет найти между ними связь.
В "Ночном ларьке" принципиально иная художественная задача - это погружение слушателя в ностальгию и меланхолию. В песне затрагиваются темы одиночества, поиска уюта и тепла в повседневной жизни.
Лирика наполнена образами, которые вызывают знакомые каждому слушателю чувства и воспоминания о ночных прогулках и простых радостях. Средством для этого снова является "детализированность".
- Предметы: соседа сланцы, ржавые дверцы, чужое пальто и другие.
- Подробности ночных локаций и пейзажа: на дверцах кружки от сигарет, ночной ларёк, ночной фонарь, фары трамвая, блеск ночных витрин, пьяные прохожие в подворотне и другие.
- Характерные приметы времени (ностальгические 10-ые): алиэкспресс, магазин "все по 100", продажа пива ночью.
- Детализированность настроения. Лирический герой описывает своё ночное путешествие к некоему единственному слушателю. Меланхолично-романтическое настроение создаётся такими деталями, как: глазеют (как бы подсматривают) окна, незнакомый угрюмый район (тут все молчаливы, тут все в тоске).
Языковые средства детализации.
Следует немного рассказать о механизмах детализации. Приведём примеры из уже названных треков, а также из популярной композиции "Нимфоманка".
- Разговорные слова. Например, "Я инкогнито, инго-гнида", "Фитоняшкой бы стала я" из трека "Каждый раз". "Заглушая музлом гул проезжих машин", "В коридоре шлейф душистый" из трека "Папина любовница" и другие.
- Лексика примет своего времени: "Сердцами Whatsapp закидан", "Где ты, когда ты не онлайн?" из трека "Каждый раз". "Дураков в Instagram'е", "Billie Eilish в панаме" из трека "Я переживу" и другие.
- Ирония. Например, это игра с ожиданиями в "Нимфоманке":
Хочешь раздеться… Стой, не спускайся вниз
Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс
Горло глушит спирта склянка
Ой, вылижи мне душу, нимфоманка...
- Цитирование. В песне "Я переживу" такой контекст: "И бубонную чуму, и Во-Во-Вову Чуму", - не только цитирует популярную пошлую песню нулевых Ираклия Пирцхалавы, но и создается юмор на сопоставлении песен русской эстрады с особо-опасными инфекционными заболеваниями человека.
- Синтаксические средства. Например, в контексте из "Нимфоманки":
...Ты говоришь, как скрипит задвижка
В старой чужой квартире.
Пошлая книжка, дешёвая сижка —
Все твои вещи в мире...
Односоставные назывные предложения (пошлая книжка - дешёвая сижка) вместе со сленговой лексикой ("сижка", т.е. сигарета) создают двумя мазками портрет Нимфоманки.
Вместо вывода.
Подобная детализированность, ёмкость художественных образов, эмоциональная насыщенность треков Монеточки как минимум говорят о её поэтическом таланте. Являясь одним из голосов своего времени, она довольно точно характеризует одну из главных проблем современного общества в таком контексте из песни "Падать в грязь":
Падают звезды, ах поймать бы хоть одну
Бомбы-ракеты летят, не знаю куда-откуда
Я хочу сделать настоящее тату...
С одной стороны легкость, юношеская наивность. С другой - все это на фоне военных действий, в которых трудно разобраться и которым нет конца и края. С третьей - лирический герой в принципе уже равнодушен и к первому и ко второму, уходя мыслями и действиями в сторону от подобного рода информационного хаоса.
В песне "Я переживу" благодаря описанному в статье методу был создан уникальный лирический герой - собирательный образ россиянки (наверное, женского пола все же, а не россиянина в целом), живущей на стыке сменяющихся эпох и исторических потрясений (Два тысячелетия, Три конца света, Союза крах, Герметичные запайки на цинковых гробах и другие контексты). Трек отличается восходящей интонацией и сильной жизненной позицией, в которой нет места унынию и страху несмотря ни на что.
Более того, в клипе на эту песню использованы отрывки из писем, сообщений русских людей, переживших войну и разного рода личные трагедии. Таким образом художественный метод Монеточки явным образом выходит за рамки творчества в пространство реальной человеческой жизни.