Найти тему
ODELAX

Причины дефицита кадров в ИТ в России

Оглавление

Несмотря на высокий интерес к профессиям в области информационных технологий, бизнес по-прежнему сталкивается с нехваткой квалифицированных специалистов. Это, на первый взгляд, парадоксальная ситуация имеет несколько взаимосвязанных причин, и для ее решения требуется комплексный подход.

Дефицит кадров в ИТ: причины и решения

ИТ-профессии относятся к техническим и инженерным специальностям, и дефицит кадров в этой области является частью общей кадровой проблемы, затрагивающей всю техническую сферу. На протяжении многих лет были профессии, которые предлагали более высокие доходы при меньших требованиях к навыкам. В ИТ-сфере трудятся преимущественно квалифицированные специалисты, обладающие обширными техническими знаниями, специфическим складом ума и стремлением к постоянному развитию.

ИТ — одна из наиболее перспективных отраслей экономики. Цифровизация затрагивает даже такие традиционные сектора, как промышленность и строительство. Спрос на цифровые услуги продолжает расти на 35% ежегодно, что подчеркивает необходимость в специалистах.

Образование пытается соответствовать запросам бизнеса: в России наблюдается рост числа студентов, изучающих ИТ, а также тех, кто переквалифицируется в эту сферу. Люди из самых разных профессий, включая машинистов поездов и сотрудников полиции, получают дипломы в области ИТ и находят работу в этой области. Эти примеры популяризируются компаниями, занимающимися обучением и переквалификацией.

Однако существует серьезная проблема с качеством образования. В России не так много вузов, которые готовят действительно высококвалифицированных специалистов. Образовательные организации предлагают разнообразные форматы обучения, от основного образования до краткосрочных курсов, но часто уровень квалификации выпускников оставляет желать лучшего.

В стране сохраняется сильная теоретическая база в области математики и физики, основанная на образовательной системе времен СССР, что является хорошей основой. Однако многие вузы и краткосрочные курсы страдают от недостатка прикладных компетенций и практического опыта.

Основная причина кроется в отсутствии качественной теоретической базы, которая могла бы обеспечить хороший старт для профессиональной деятельности. Для работодателей это риск, так как требуется дополнительное обучение таких новичков.

Кроме того, ИТ-отрасль развивается с невероятной скоростью. Например, пять лет назад искусственный интеллект не был так распространен, а сейчас это часть жизни многих специалистов. Фундаментальное образование не всегда успевает за такими быстрыми изменениями.

Система образования, ориентированная на высшие учебные заведения, не всегда успевает за новыми требованиями. Учитывая дефицит специалистов с реальным опытом, подключение бизнеса к образовательному процессу может стать решением проблемы. Внедрение программ дуального образования, где компании выступают практической базой и участвуют в разработке теоретических программ, поможет улучшить качество подготовки специалистов.

Сложности выбора: почему не все студенты становятся специалистами

Программирование — это сложная область с определённой спецификой, которая подходит далеко не каждому. В условиях нынешнего бума интереса к IT, как со стороны родителей, так и самих студентов, многие выбирают именно эту профессию. Однако, столкнувшись с реальностью, не все студенты осознают, что не имеют ни желания, ни интереса к этому направлению и, в конечном итоге, покидают учебное заведение. Создание сложных программ нравится не каждому, поэтому перед поступлением важно учитывать истинные стремления и желания будущего студента.

Существует и другая проблема: многие студенты начинают работать уже на начальных курсах, и к середине обучения их заработок становится таким высоким, что возникает соблазн оставить учебу и сосредоточиться на работе. Молодые люди видят в этом больше практической выгоды.

Онлайн-образование, хотя и имеет свои преимущества, не всегда является идеальным решением. Главный риск онлайн-курсов связан с отсутствием личного взаимодействия между преподавателями и студентами, что может снизить качество обучения. Некоторые студенты обладают высокой самоорганизацией и мотивацией, в то время как другие могут пройти переквалификацию лишь формально и не иметь достаточной дисциплины, чтобы успешно завершить курс. В онлайн-образовании сложно организовать практическое обучение и командные проекты, что особенно важно в ИТ, где взаимодействие с коллегами и смежными подразделениями играет ключевую роль.

Тем не менее, онлайн-образование имеет свои преимущества: доступность, гибкость графика и широкий выбор курсов. Студенты могут легче изменять курс обучения и выбирать интересные для себя направления. Оптимальным решением является сочетание онлайн и офлайн форматов, что позволит находить баланс между доступностью и качеством подготовки.

Конкуренция работодателей

В ИТ-сфере сегодня наблюдается острая конкуренция среди работодателей. Крупные корпорации, особенно в области ИТ и телекоммуникаций, активно набирают и развивают кадры с нуля. Финансовый сектор, включая банки и коммерческие организации, также активно борется за квалифицированных ИТ-специалистов, обеспечивая им множество возможностей и привлекательные условия.

Кроме того, ИТ-специалисты охотнее выбирают работу в ИТ-компаниях, которые отличаются от традиционного бизнеса. В таких компаниях акцент сделан на особенности работы: удаленный формат, распределенные коворкинги, зоны для отдыха, игровые консоли, столы для пинг-понга, свежие фрукты и зонирование для интровертов. В ИТ-компаниях чаще применяются новые методы мотивации, такие как OKR, и акцент на здоровый образ жизни. Государственная поддержка ИТ-компаний также включает льготы, такие как специальные условия по ипотеке, отсрочки от армии и сниженные налоговые ставки. Конкуренция за профессионалов идет не только среди отечественных компаний и банков, но и со стороны международных хедхантеров.

Что делать?

Для решения кадровой проблемы необходимы глобальные изменения в системе образования. Нужно обновить образовательные программы, улучшить техническое оснащение школ и вузов, а также повысить квалификацию преподавателей. Важным шагом станет развитие интеграции между образовательными учреждениями и бизнесом. Развитие партнерских программ для стажировок студентов и государственная помощь в карьерном треке, включая гранты на обучение, также сыграют ключевую роль. На реализацию этих изменений потребуется время, но они помогут улучшить подготовку квалифицированных специалистов.