Найти тему
Исторический уезд

Воспитание дворян: 5 интересных фактов

Вы ведёте ДНЕВНИК? Если да, то... вы уже похожи на дворянина.

Корзухин А.И. "Бабушкин праздник", 1893 г.
Корзухин А.И. "Бабушкин праздник", 1893 г.

1. "ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА". Эта практика с юных лет вводилась в повседневность дворянского сословия, и должна была перерастать в полезную привычку, всю жизнь сопровождавшую человека.

Родители и гувернёры видели в систематичном ведении дневниковых записей следующие плюсы:

  • формировался навык излагать мысли, грамотно изъясняться;
  • но ГЛАВНОЕ - ребёнок учился анализировать себя: свой прожитый день, своё поведение; выявлять плюсы и минусы того, что с ним происходит; замечать ошибки.

Модный термин "рефлексия" или "самопознание", по сути, был актуален и для XIX века.

-2

2. ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ и девочек отличалось. Считалось, априори, что: - мальчик - это "будущий офицер", - девочка - "женщина-мать".

Поэтому основной упор на интеллектуальное и физическое развитие делался, конечно, в отношении мальчиков.

«Древние и новые языки» - латынь, греческий, французский, немецкий/английский/итальянский;
всеобщая и русская история;
география;
физика;
астрономия;
арифметика и геометрия;
русская словесность;
рисование;
музыка;
гимнастика;
фехтование;
верховая езда;
танцы

И это ещё не полный список предметов и навыков, которые должен был осваивать юный дворянин со своим гувернёром!

3. ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК

По сравнению с мальчиками, образование носило более поверхностный характер. Обязательными были 1-2 языка (французский, немецкий), общеобразовательные дисциплины; не менее важными - танцы, игра на музыкальном инструменте, пение, рисование, рукоделие.

-3

Костанди К.К. На террасе. Лето, 1899 г.

4. НАКАЗАНИЯ

Система наказаний была широка... И она редко ограничивалась просто нравоучительными речами. Наказывать могли как за шалости, проступки, которые отроки совершали в "свободное время", так и за "недостаточное усердие в учёбе".

Пожалуй, самые популярные наказания - это:

* Поставить носом в угол;
* Стыдить в присутствие братьев / сестёр;
* Лишить сладкого;
* Заставить во время обеда стоять у стола;
* Отправить в тёмную комнату "подумать";
* Бить розгами, бить линейкой по рукам.

5. ЧЕСТЬ

"Береги платье снову, а честь смолоду" - именно этот совет давал Андрей Гринёв в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, отправляя сына на службу.

Для настоящего дворянина "честь" - не просто слово. С юных лет старались закладывать понимание, что это - основной закон поведения, нравственная установка.

Кустодиев Б.М. На террасе, 1906 г.
Кустодиев Б.М. На террасе, 1906 г.