Вы ведёте ДНЕВНИК? Если да, то... вы уже похожи на дворянина.
1. "ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА". Эта практика с юных лет вводилась в повседневность дворянского сословия, и должна была перерастать в полезную привычку, всю жизнь сопровождавшую человека.
Родители и гувернёры видели в систематичном ведении дневниковых записей следующие плюсы:
- формировался навык излагать мысли, грамотно изъясняться;
- но ГЛАВНОЕ - ребёнок учился анализировать себя: свой прожитый день, своё поведение; выявлять плюсы и минусы того, что с ним происходит; замечать ошибки.
Модный термин "рефлексия" или "самопознание", по сути, был актуален и для XIX века.
2. ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ и девочек отличалось. Считалось, априори, что: - мальчик - это "будущий офицер", - девочка - "женщина-мать".
Поэтому основной упор на интеллектуальное и физическое развитие делался, конечно, в отношении мальчиков.
«Древние и новые языки» - латынь, греческий, французский, немецкий/английский/итальянский;
всеобщая и русская история;
география;
физика;
астрономия;
арифметика и геометрия;
русская словесность;
рисование;
музыка;
гимнастика;
фехтование;
верховая езда;
танцы
И это ещё не полный список предметов и навыков, которые должен был осваивать юный дворянин со своим гувернёром!
3. ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК
По сравнению с мальчиками, образование носило более поверхностный характер. Обязательными были 1-2 языка (французский, немецкий), общеобразовательные дисциплины; не менее важными - танцы, игра на музыкальном инструменте, пение, рисование, рукоделие.
Костанди К.К. На террасе. Лето, 1899 г.
4. НАКАЗАНИЯ
Система наказаний была широка... И она редко ограничивалась просто нравоучительными речами. Наказывать могли как за шалости, проступки, которые отроки совершали в "свободное время", так и за "недостаточное усердие в учёбе".
Пожалуй, самые популярные наказания - это:
* Поставить носом в угол;
* Стыдить в присутствие братьев / сестёр;
* Лишить сладкого;
* Заставить во время обеда стоять у стола;
* Отправить в тёмную комнату "подумать";
* Бить розгами, бить линейкой по рукам.
5. ЧЕСТЬ
"Береги платье снову, а честь смолоду" - именно этот совет давал Андрей Гринёв в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, отправляя сына на службу.
Для настоящего дворянина "честь" - не просто слово. С юных лет старались закладывать понимание, что это - основной закон поведения, нравственная установка.