Найти тему
Музей МХАТ

Судьба Веры Поповой

Театр – это не только история художественных завоеваний, но и реестр потерь, человеческих драм, не раскрывшихся во всю свою силу талантов. 12 августа исполнилось 135 лет со дня рождения актрисы Веры Николаевны Поповой (1889 – 1982). Народная артистка РСФСР, жена Анатолия Петровича Кторова, своей игрой она переворачивала души зрителей. Про нее писали, что ей дан редкий дар – «искусство потрясать».

Но лучшие роли Веры Николаевны были сыграны до того, как она пришла в Художественный театр. Во МХАТе большой актрисе не нашлось достойного применения.

Вера Николаевна Попова
Вера Николаевна Попова

Вера Попова родилась в Москве, училась в частной женской гимназии фон Дервиз (в ту же гимназию, только через три года, поступила и Марина Цветаева). В 18 лет она стала посещать драматические курсы Адашева, потом перешла в театральную школу Ивана Пельцера, отца Татьяны Пельцер.

О ее первых шагах на сцене мы знаем благодаря мемуарам знаменитого актера-неврастеника Павла Орленева. По своей натуре и по всему течению жизни Орленев был премьером, но это не мешало ему видеть других людей. В частности, нежнейшие страницы он посвятил юной Вере Поповой, чей талант разглядел в Саратове в августе 1910 года.

«В Саратове я в первый раз встретился с молоденькой актрисой, которая произвела на меня хорошее впечатление тем, что, даже не будучи занята на репетициях, приходила раньше всех занятых актеров и скромненько и тихо сидела в уголочке, поглядывая в лорнет на мою репетиционную работу, — смотрела и слушала меня благоговейно. Меня это внимание очень заинтересовало. Я с артисткой не был знаком и даже не знал ее фамилии. Она только что начала свою карьеру в Саратове. Еще до начала моих спектаклей, во время раздачи ролей из “Братьев Карамазовых”, ей дали в очередь играть небольшую, но очень для меня важную роль деревенской девушки, горничной Фени у Грушеньки.

В маленькой роли горничной она схватила все мои указания и прорепетировала на первой же пробной репетиции так красочно и ярко и с такой непосредственной силой, что невольно привлекла своим талантом мое внимание. После репетиции я послал за антрепренером и категорически заявил ему, чтобы он на роли моих партнерш в пьесах с моим участием никакой другой артистки, кроме Поповой, не назначал. За маленький промежуток моих спектаклей она провела все роли со мной с углубленным пониманием и талантом. В последней роли Гильды из пьесы Г. Ибсена “Строитель Сольнес” она с первых же сцен заставила меня забыть Аллу Назимову, которая со мной работала в этой роли в Нью-Йорке и так хорошо ее играла, что после этой роли получила от лучших нью-йоркских директоров приглашение перейти на американскую сцену, изучив для этого английский язык. Так она и сделала. И как мечтал я повезти Веру Николаевну в Америку, выступить с ней в Нью-Йорке в “Строителе Сольнесе”!»

Вера Попова в молодости
Вера Попова в молодости

Молодая актриса играла Регину в «Привидениях» Ибсена, царицу Ирину в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого – то есть выступала партнершей Орленева в самых главных его работах. О ней писала пресса, отмечая теплоту исполнения и верный тон. А сам Орленев вскоре убедился в ее профессиональной требовательности:

«Однажды я играл царя Федора с любимейшей и уважаемой мною В.Н. Поповой в роли Ирины. После сыгранной пятой картины “Я царь или не царь”, я проходил по общему коридору в свою уборную, наполненную смотревшими этот спектакль актерами. Среди бывших в коридоре стояла Вера Николаевна, как раз перед моей уборной, и когда я проходил мимо нее, она, качая со скорбной улыбкой головой, произнесла мне в упор: “Царь Павел Николаевич, мне стыдно за тебя, прости”. Эта фраза, сказанная словами Ивана Петровича Шуйского из только что сыгранной картины, произвела на меня такое впечатление, что я, войдя в свою уборную, чуть не разрыдался – от правды, высказанной так смело мне в глаза. С тех пор я ее еще больше полюбил и стал ценить Веру Николаевну как человека».

Вера Попова. Фотография Бориса Фабисовича, одного из первых мастеров советского фотопортрета
Вера Попова. Фотография Бориса Фабисовича, одного из первых мастеров советского фотопортрета

До 1920 года Вера Попова работала в провинциальных труппах: в Двинске, Витебске, Киеве, Краснодаре, Ростове-на-Дону. После революции судьба свела ее с еще одним большим артистом – Илларионом Певцовым. Певцову, который в тот момент не служил ни в одном театре, потребовалась актриса на роль в спектакле «Савва» по пьесе Леонида Андреева. За три месяца зимы 1919–1920 годов они сыграли «Савву» более шестидесяти раз – объездили со спектаклем все московские окраины, играли в холодных клубах, и хорошо если артистов после представления могли отблагодарить тарелкой пшенной каши.

Вера Попова. Фото Бориса Файбисовича
Вера Попова. Фото Бориса Файбисовича

Именно Илларион Певцов познакомил Веру Николаевну с Анатолием Кторовым. Кторов был его учеником, одним из самых любимых. Певцов излечил Кторова от заикания: Илларион Николаевич знал в этом толк, ведь вне сцены он и сам заикался. Когда произошла эта встреча, Кторову едва исполнился 21 год, а Поповой было уже 30, но разница в возрасте не смутила юношу. Союз оказался счастливым, на всю жизнь.

В роли Катерины, «Гроза», МХАТ, 1935 г.
В роли Катерины, «Гроза», МХАТ, 1935 г.

В 1923 году Вера Попова стала актрисой бывшего Театра Корша и оставалась ею десять лет, выходя в ведущих ролях. То, как она играла Катерину в «Грозе», Ларису Огудалову в «Бесприданнице», потрясало зрителей. Оба спектакля поставил в Театре Корша режиссер Василий Сахновский, который говорил, что у Поповой в роли Катерины был «античный темперамент», что «когда она читала монолог в первом акте, ему всегда казалось, что еще чуть-чуть, и она взлетит к небу, так силен был ее эмоциональный порыв» (рассказ Сахновского приведен в книге Бориса Голубовского «Большие маленькие театры»).

В «Бесприданнице» ее Лариса искренне хотела найти новое счастье с Карандышевым, которого играл Кторов. «Режиссера потрясло, – передает рассказы Сахновского Борис Голубовский – как однажды на репетиции Попова незаметно ласково положила руку на руку Карандышева и как Кторов почувствовал ее внимание и ответил ей. Спектакль был неожиданным в смелым именно в трактовке этих двух персонажей. Лариса начинала презирать Карандышева в моменты, когда он считает деньги, фанфаронит, пытается хвастаться перед Паратовым. Она уходит не к Паратову, а от Карандышева».

В роли Катерины, «Гроза», МХАТ, 1935 г.
В роли Катерины, «Гроза», МХАТ, 1935 г.

В 1933 году Театр Корша был закрыт. Ведущие артисты – Вера Попова, Анатолий Кторов, Борис Петкер, Михаил Болдуман – получили приглашение вступить в труппу МХАТа. Получил его и руководитель Театра Корша актер и режиссер Николай Радин, который ответил резко: «Я не могу играть раз в два года!» – и ушел в Малый театр. (Прожил он после этого, кстати, как раз два года, в 1935-м Радина разбил инсульт.)

В роли Насти, «На дне», фото 1938 г.
В роли Насти, «На дне», фото 1938 г.

Во МХАТе Попова и Кторов чувствовали себя чужаками. Здесь и своих сильных актеров было немало, и все они рассчитывали на главные роли. Впрочем, мхатовская жизнь началась для Веры Николаевны неплохо: в 1934 году она блистательно сыграла «умную и внутренне свободную» Глафиру в спектакле «Егор Булычов и другие» («Великолепна Попова – Глафира, нежная, простая, очень искренняя, с очень заразительным драматизмом. И характерная, словно никогда никаких ролей, кроме горничных, не играла», – писал Немирович Станиславскому). А также очень удачно ввелась в роль Насти в спектакль «На дне». «Для нее Попова находит совсем новые приемы, совсем особые краски, – писал критик Сергей Дурылин – вся душа Насти искривлена глухим страданием. У нее на душе, как на теле, нет живого места».

В роли Насти, «На дне», фото 1940 г.
В роли Насти, «На дне», фото 1940 г.

В конце 1934 года во МХАТе вышел спектакль «Гроза», который Вл.И. Немирович-Данченко при участии Ильи Судакова поставили на Клавдию Еланскую. Попова была введена в него как дублерша Еланской, и это было далеко от той Катерины, которую она сыграла в Театре Корша. Роли Еланской доставались ей и дальше – например, Любови Яровой в одноименном спектакле. Но не было образа, который бы был создан во МХАТе специально «на Попову».

Театр кормил планами, подпитывал надеждами. Немирович-Данченко, не слишком любивший Попову, тем не менее думал, что она может стать Машей в «Трех сестрах», Аркадиной в «Чайке», Гертрудой в «Гамлете», Саррой в «Иванове». Василий Сахновский, который во МХАТе начинал работу над «Анной Карениной». в главной роли видел только ее. Все это оказалось либо вовсе не осуществлено – как спектакли «Гамлет», «Иванов», как новая версия «Чайки», либо – осуществлено, но без ее участия.

Вера Попова – Любовь Яровая, «Любовь Яровая», 1936 г.
Вера Попова – Любовь Яровая, «Любовь Яровая», 1936 г.

В одном из писем секретаря дирекции Ольги Бокшанской Вл.И. Немировичу-Данченко есть поразительный эпизод. В 1937 году Ольга Сергеевна передает внутритеатральную сплетню (сама она не присутствовала при разговоре) о том, как Вера Попова ходила на прием к директору театра Якову Боярскому. Ходила, чтобы попросить роль Кручининой в «Без вины виноватых». «Я.О. (Яков Осипович – прим.) был решителен и даже, кажется, что-то сказал о том, что руководство театра не видит ее мхатовской актрисой, да еще для которой надо ставить специально пьесу». Действительно ли директор Боярский это сказал Поповой, или коллегам хотелось видеть место Веры Николаевны в театре именно таким, но случай показательный.

В роли Марии Александровны, «Дядюшкин сон», 1941 г.
В роли Марии Александровны, «Дядюшкин сон», 1941 г.

По сути, после пары ролей тридцатых годов ее единственный звездный час на мхатовской сцене случился в 1943 году в спектакле «Глубокая разведка» по пьесе Александра Крона. И эта комедия о поселке бакинских нефтяников, и сам спектакль Михаила Кедрова сегодня благополучно и справедливо забыты. Единственное, что осталось в истории театра – то, как Вера Николаевна Попова играла Марго, жену коменданта, «стареющую поселковую Клеопатру», неунывающую неудачницу, легкую и резкую, тактичную и бесцеремонную, полную юмора, бесконечно живую.

В роли Марго, «Глубокая разведка», 1943 г.
В роли Марго, «Глубокая разведка», 1943 г.

Параллельно во МХАТе шла актерская жизнь ее любимого мужа, Анатолия Кторова. Шла тоже непросто – он считался мастером отточенной формы и в основном играл небольшие характерные роли, неизменно, впрочем, поражая своим мастерством. А в 64 года Кторов вдруг пережил второе актерское рождение. Во МХАТе вышел спектакль «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти, основанной на реальной переписке английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл и драматурга Бернарда Шоу. Стеллу играла Ангелина Степанова, Шоу – Анатолий Кторов. В этом спектакле Анатолий Петрович раскрылся как большой трагический актер.

Вера Николаевна Попова и Анатолий Петрович Кторов у входа во МХАТ. 1965 г. Фото Игоря Александрова
Вера Николаевна Попова и Анатолий Петрович Кторов у входа во МХАТ. 1965 г. Фото Игоря Александрова

Вспоминает Борис Голубовский:

«После премьеры “Милого лжеца” я встретил Веру Николаевну и поздравил ее с огромной победой мужа. Горькая улыбка, легкий кивок головы и ответ: “Я дождалась…” У нее не было ни секунды зависти к успеху любимого человека. Она знала, что у него так будет. Все же мне кажется, что и она рассчитывала на свой успех – большой, настоящий, какой пророчили ей в еще не таком давнем прошлом. Видел “Глубокую разведку” во МХАТе два раза и оба раза встречал в зале Анатолия Петровича. Мне довелось встречаться с этой чудесной, как я однажды сказал им, диккенсовской парой, безумно счастливой взаимной любовью и глубочайшим уважением. Меня всегда волновало то внутреннее достоинство, с которым они переносили все незаслуженные обиды, наносимые им театром… Вижу, вижу их как сейчас: Вера Николаевна, одетая с предельной скромностью (в этом и есть высший шик – ничего вызывающего, “модного”), и Анатолий Петрович, аккуратный, начищенный, лишенный внешнего блеска своих киногероев. По переулкам близ Тверского тихо идут два пожилых человека, две погасшие звезды».

В роли Елизаветы Арсеньевны, бабушки Лермонтова, «Лермонтов», 1954 г.
В роли Елизаветы Арсеньевны, бабушки Лермонтова, «Лермонтов», 1954 г.

В 1964 году актрису «проводили на пенсию». Отстаивать свое место в театре ей не позволила гордость. Вера Николаевна Попова умерла в 1982 году, в 93 года, на два года пережив своего любимого мужа. Сегодня на доме №12 в Брюсовом переулке, где они жили, размещена мемориальная доска.

Вера Николаевна Попова
Вера Николаевна Попова

Фото из фондов Музея МХАТ