Найти тему

“Линч, Оруэлл, Достоевский и страна Оз”- деконструкция треш сказки Балабанова “Груз 200”

Оглавление

Словно безумный алхимик - кинофил писал сценарий к фильму “Груз 200”. Смыслы извращенны, золото катарсиса, который “нормальный” художественный фильм, должен преподносить зрителю на блюдечке, сокрыты не под волшебной пылью магии кино, но укрыты под свинцовым одеялом крови и мужского семени, над ними роятся навозные мухи, они сбивают с ног ароматом отрыжки медеплавильного комбината. Пронзающий сознание, словно бриллиантовая пуля, катарсис не будет дарован Смотрящему без усилий, его нужно будет заслужить, выстрадать, как и все ценное в жизни. Перед нами графический философский камень, раскрывающий свой секрет лишь Достойному.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Что видит нормальный зритель

Нормальный зритель, как и каждый вульгарный человек, мир воспринимает буквально. Если на заборе написано “Й”, значит, так оно и есть, нужно скривить морду, усмехнуться в кулак и топать дальше, от “Йя” лучше держаться на почтительном расстоянии. Вообразить, что за забором может скрываться нечто прекрасное или, что вышеописанное слово означает иное и, вообще, является частью художественной концепции, для вульгарного зрителя непосильная задача.

Аналогично и с фильмом “Груз 200”. Нормальные люди, а их благо большинство, на том и стоит наш грешный фильм, воспринимают уверенное в “Груз 200” одинаково вульгарным образом. Суть Якаквсе восприятия можно свести к следующему:

Это чернуха и ужас - ужас. Режиссер снял отвратительный пасквиль на Россию. Режиссер, явно, болен головой раз снимает такое. Это худшее, что видел в жизни. Бедные актеры, я бы не за какие деньги. Как бы это развидеть. Я, конечно, люблю искусство, но некоторое искусство нужно запретить, сжечь, пепел упаковать в свинцовый ящик, ящик закрыть в бронированный сейф, к сейфу поставить двух автоматчиков и 1000 лет к никого не подпускать.
Вот какой плохой фильм !

Ха, разбором очевидных банальностей я заниматься не буду. Без меня это сделали сотни раз. В силу способностей я, посмею лишь немного, приоткрыть ту красоту, которая скрываться под спудом крови и спермы в “Груз 200”. Поэтому тем, кому интересно посмотреть на это произведение киноискусства под иным углом, приглашаю ко мне присоединиться. Быть может “Й” окажется совсем не тем, о чем вы в первый раз подумали.

Вообразите, что “Груз “ это страшная сказка

- Бог мертв!

- Кто его убил ?

- Вы и убили с.

Любое художественное произведение, если оно всерьез претендует на глубину и потенциальное величие - это история про поиск Бога. В основе такого сюжета есть герой, который потерял Бога, а значит надежду на смысл жизни, вместе с этим осознающий, что не может быть просто “нормальной” жизни без Бога, но любая форма существования без Бога, есть рукотворный ад. Значит, Бога нужно, во чтобы то ни стало, найти, воскресить, придумать.

Интермедия “Груз 200” без отлагательств погружает зрителя в религиозный нарратив. За спиной полковника мы видим купола церкви. Полковник спрашивает брата, профессора и преподавателя научного атеизма:

Ты что в Бога уверовал ?

На что профессор сконфузившись отвечает, мол конечно нет, ведь научно доказано, что никакого Бога нет. Баланов сразу начинает игру со зрителем. Мол, посмотрите с момента истории на Патриарших прудах прошло полвека, а “Берлиозы” все продолжают свою песенку про : “Никакого Бога нет”. Посмотрим, какую шутку Дьявол в этот раз сыграет с упорствующим в своём атеизме интеллигентом. Зрителю дают намек, о чём дальше пойдёт речь, и тут же отвлекаю внимание на второстепенный сюжет.

-2

Оказывается в церкви, что была показана в первом кадре фильма, вовсе не храм Господа, но ночной клуб. Место куда приходит Валера, чтобы побухать и снять девочку на вечер. Диспозиция ясна, в этом мире Бога убила псевдонаука, а в его храмы прекращены в место разврата и наживы.

Тема Бога и его присутствия в мире, продолжается в “Городе солнца”, куда профессор, словно по проведению, попадает из-за поломки Запорожца. В этом эпизоде Балабанова вновь шутит со зрителями, предлагая им карикатуру на диалоги Алеши и Ивана Карамазовых. В отличии от героев Достоевского среди спорящих нет праведника. Мы видим спятившего на сверхидеи убийцу и торговца отравой в тандеме с трусливым и запутавшимся в своей казуистике профессором. Поговорив про Бога первый, упивается до свинского вида и хочет изнасиловать девочку, второй, почуяв неладное трусливо бежит, откупившимь от неприятностей палкой колбасы.

В этом мире Бог мертв онтологически. Праведников нет, и любое любительское богословие оканчивается скотством. Люди так слепы, что, буквально, не замечают дьявола сидящего за одним столом с ними. Все прокляты и ничего хорошего ожидать нельзя.

Однако намек на сопричастность к чему-то страшному делает в сознании профессора некое подобие на духовный переворот (именно в сознании, но не душе, ведь как известно, у профессоров научного атеизм души нет). Профессор приходит в церковь, чтобы принять крещение. Таким образом история закольцовывается. С церкви и поисков Бога все началось, церковью и приходом к Богу все заканчивается. Данный нарратив есть базис всего повествования:

Убийство Бога влечет за собой смерть страны, которой это святотатство стало возможным и смерть всех жителей этой страны, как ее неотъемлемых частей. Если мертво тело, то мертва и каждая его клетка. Поэтому Грузом 200 являются все. Единственный шанс вырваться из этого ада, вернуться к Богу, Он простит любви у Него хватит на всех.

В эту фабулу Балабановым вплетены декларации действительности образца 1984. Опять же Балабанова подмигивает зрителю “Шел 1984 год”, что это как не отсылка к Оруэллу. Внутри мрачной утопии, ведь мир показанный в фильме носит гротескный, галлюциногенный характер, разворачиваются фантастические события.

A yellow brick road

Внутри “Груз 200” защита аллюзия на фильм “Волшебник страны Оз”, только в отличие от оригинальной истории все заканчивается не happy end, но катарсисом иного плана, все настолько мрачно и извращенно, что это становится смешным. Смешным для тех, кто имеет способность плакать кровавыми слезами.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Анжелика невинная девочка в красных туфельках. Балабанов делает на них такой сильный акцент, чтобы зритель точно понял -

это Элли, из Канзаса ее уносит не ураган, но синяя семерка, в Изумрудном городе живет не Великий и Могучий Оз, а сумасшедший Хозяин, который хочет ее изнасиловать, а спасает ее из Изумрудного города дьявол. Изумрудный город оборачивается Ленинском городом - машин. Эта извращенная действительность дарует ей воплощение заветного желания. Хотела, чтобы жених вернулся и замуж ? Получай. Только жених твой будет труп, а мужем твоим себя наречет маньячина Журов. Как в любой уважающий себя сказке все заканчивается хорошо. Чудесным образом Дракона убивает старая ведьма, Элли - Анжелика спасена, а то что она безвозвратно сошла с ума, так это прекрасно, так сказать, приведена в соответствии с окружающим ее миром. Мы же помним ничего вменяемого в мире без Бога быть не может. Чистота в нем существовать не может онтологически. Все оборачивается грязью и распадом.

В этом эпизоде Балабанова дает уральского Дэвида Линча. Мы любим и знаем “Дикие сердцем”, но в случае с “Груз 200” Великий и Могучий Дэвид лежит на лопатках. Фантасмагория метафор и отправляющих обычное восприятие в нокаут образов у Балабанова на уровне, не Мастера, но Виртуоза.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Город солнца

Параллельно с историей про изнасилованную Элли зрителю даётся намёк на удивительную историю Солнечного города. И вновь Балабанова играет со зрителями. Словно говорит, что знает невероятную историю про … , но расскажет ее в другой раз.

Только вдумайтесь. На дворе 1984 год, вышедший на волю убийца Алексей увлечен идеей построить город Солнца, в котором все будут счастливы, в котором жизнь будет основана на заповедях. Основой экономики будущей утопии является торговля водкой. Хороша основа для будущего счастья? Алексея все называют Хозяин. У него есть собственный раб вьетнамец Сунька. Антонина, которая вроде как ему жена, но вместе с этим уверена, что Анжелику надо спрятать. Майор Журов, который спас Алексея в тюрьме, за что Алексей имеет перед ним неискупимый долг. Такой долг, что ради него можно пойти на смертную казнью. Вместе с этим Журов столуется в Солнечном городе, зачем он там находится, не ясно. Ничего себе история. Хочется узнать ее подробнее. Но нам приходится довольствоваться лишь намёком.

Подобная игра со зрителем, вероятно, заимствована Балабановым у Тарантино. Квентин Т любит такие трюки, показать глубину и громадность бэкграунда второстепенного персонажа. Мол, в моем мире каждый герой это целая вселенная смыслов. Может быть, если захочу, я когда нибудь сниму об этом фильм. К слову, сам Алексей Октябринович не скрывал, что ему нравится фильмы Тарантино.

В постели с не очень живым женихом

Зыбкость миров, едва ощутимая грань разделяющая норму и патологию, ужас и веселье. Балабанов погружает зрителя в сон, то есть в то состояние, где границы стерты и полагаться стоит только на свою интуицию. Грибной трип волшебника - вот мир восприятия “Груз 200”. Это не фильм, в котором мир показывается, как он есть, но акт искусства ,работающий с подсознанием. Каждое сознание распознает в нем только присущие ему (сознанию) образы.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Сцена с Анжеликой и ее приключения в постели с трупами от силы длиться пару минут. Пара минут из полуторачасового фильма. Но вульгарный зритель видит и запоминает только ее. Ему (зрителю) кажется, что фильм только про это. Все остальное, сокрытое в фильме золото, зритель воспринимать и помнить отказывается.

Балабанов бьет зрителя экраном наотмашь прямо по бессознательному:

Вот что ты вульгарный зритель, на самом деле хочешь видеть, вот от чего не можешь оторвать взгляд. Ты боишься себе в этом признаться, поэтому проецируешь грязь своего бессознательного на меня. Ты, конечно, хороший. Это режиссер болен.

Так кто больной, режиссер разыгрывающий фарс с мертвецами и обнаженной девушкой (ведь мы знаем, что показанное на экране неправда) или зритель, выпадающий от уведенного в экзистенциальный шок и бегающий за актером Полуяном по Питеру в попытках его (Полуяна) убить ?

Где грань между нормой и патологией ? Вот один из вопросов, которые ставит перед нами Балабанов. И мне кажется, что ответом на этот вопрос будет то, что грани этой нет. Добро и зло, прекрасное и отвратительное, все смешано в один адский, зловонный и благоухающий ком. И мы, как Сизиф с утра до ночи обречены, тащить этот ком к вершине горы, перекурить, и вновь взяться за дело у подножия.

  • Вот свадьба и смех молодожёнов. Одновременно в дом врываются милиционеры. В этом же доме, где идёт веселье за стеной происходит жуткое непотребство.
  • Вот квартира Журова и спятившая мать. Вот вид из окна на горы труб и реку железной дороги. Вот этот же дом и соседняя квартира, в которой живет мать профессора, живет в своем уютном, кажется нормальном мире.
  • Вот девочка Анжелика в красных туфельках, чиста и невинна, папа секретарь обкома. Вот девочка Анжелика упивающаяся развратом, мгновенно спившаяся, за день спятившая.

Вопрос ведь ко всем нам. Когда мы радуемся и верим, что построили вокруг себя приличный мир, уверены ли мы, что за стенкой маньяк не мучает свою жертву ? Мы живём с ним в одном мире ? Может быть, мы знаем, что происходит за стеной, но изо всех сил стараемся этого не замечать.

Может быть после просмотра фильма стоит задать себе вопрос “Я точно не Груз 200» ?

автор Богомолов Евгений

Подписывайтесь на мой хардкор Telegram канал Ловушка для тараканов . Там все без купюр и названо своими именам.