Недавно в своей статье я дал типологию экскурсоводов, каковая мной была составлена по итогам работы на Международной выставке-форуме “Россия”, что проходила с 4 ноября по 8 июля в Москве на ВДНХ. Экскурсоводов там называли “проводниками смыслов”. Название шикарное! Очень точное и звонкое. Жаль, что не всё смогли достаточно углубиться в его мудрость и суть. Смыслами сегодня должны быть не просто “значения”, информация о том или ином объекте (такие экскурсии будут постепенно уходить в небытие), но “со-мыслия”, внутренние объединяющие Рассказчика, его аудиторию и пространство экскурсии энергии, помогающие вспомнить, создать и представить единую для всех этих трёх субъектов Историю. “Проводники смыслов” должны становиться одновременно и идеологами и евангелистами, если хотите. То есть их функция лежит скорее в области религиозной, нежели посреднической (медиа).
В той статье я выделил четыре типа экскурсоводов: курьеры, аниматоры, старая школа и рассказчики. Ещё работая на форуме, я предсказывал своим коллегам, что если они будут оставаться в рамках первых трёх ипостасей, их очень скоро заменят небольшие чёрные коробочки, подключенные к интернету, которые генерируемым голосом будут заваливать экскурсантов бесконечной информацией, черпуемой ими из нейросетей. Беда в таком формате даже не в том, что такая информация не всегда соответствует действительности. Но… он полностью исключает человеческое общение (поиск общего), за которым всё чаще сегодняшний зритель приходит на различного рода офф лайн мероприятия. Кроме того, вся эта армия экскурсоводов (первых трёх типов, за редким исключением представителей “старой школы”) неотвратимо останется без работы.
Но, вот… последнии мои изыскания в поисках новых форматов представления истории (сторителлинга) указывают на то, что и тем немногим представителям “старой школы”, коих не сможет заменить искусственный интеллект, стоит опасаться ещё и… “пришла беда откуда не ждали”.
Мною написана уже вторая театральная пьеса необычного типа. Это такой сторителлинг спектактакль-экскурсия, в котором экскурсоводом становится актер-рассказчик, а героем пьесы и действующим лицом тот или иной экскурсионный объект, и даже “экскурсионный маршрут”. А вся экскурсия по маршруту переносится в комфортное пространство театра. Любой экскурсионный маршрут можно превратить в такой сторителлинг спектакль. Смета его не слишком отличается от создания реального экскурсионного маршрута. Какие плюсы? Его создателю не нужно проходить горнило аттестаций и сертификаций различных институтов, связанных с туризмом. Единовременно он получает аудиторию на порядке превосходящую обычную (1000 человек против 30). Любой сколь угодно долгий маршрут можно уместить в полтора, два часа театральной пьесы. Например за два часа спектакля “Мой 75-й.Наша Россия” я перемещаюсь по четверти всех регионов нашей страны. А за полтора часа “Из далека долго… Диалоги с рекой” проплываю всю Волгу от Твери до Астрахани. А для зрителей? Экономия времени, комфорт. Кроме того, вместо обычной лекции они получают настоящее театральное представление. Чур гадать с трёх раз, кто кого сборет?
Для создания же такого спектакля-экскурсии от создателя требуются начальные навыки интернет поисков, промт запросов к нейросетям и… глубокое изучение сторителлинга… А нет… переквалифицируйтесь в курьеры и аниматоры… Таковы требования времени.