Найти в Дзене
Заметки дизайнера

Не нравится работа - просто смени ее

Оглавление

Блуждая по Дзену, я часто натыкаюсь на статьи, где кто-то описывает трудности своей работы или просто неудачный день/сложных заказчиков. И каждый раз под такими статьями найдется комментарий в стиле "не нравится работа - смените ее или не жалуйся". Так вот, хочу сказать, что такие комментарии может оставлять только тот, кто сам никогда не менял профессию:)

Эй, скажете вы, да ты же сама тут пишешь про смену профессии, да и в рамках одной профессии неоднократно меняла места работы, когда что-то не нравилось! Да. Но, во-первых, это только мой опыт, а во-вторых, я никогда не советую этот процесс как панацею от всех проблем. И я хочу в этой статье ещё раз пройтись по пунктам, какие советы я бы могла дать с точки зрения своего опыта.

1. Нет идеальной работы без проблем.

Вот просто нет, смиритесь с этой мыслью:) Даже если вы работаете на работе вашей мечты, у вас прекрасные коллеги, милые заказчики и зп по миллиону в минуту, всегда будут какие-то нюансы. В любой работе есть рутина. Есть не очень приятные задачи. Есть новые сложные и непонятные задачи. Есть банальная усталость и завалы. Бывают просто не очень удачные дни. Это все совершенно нормально. Если в вашей работе на 10 задач приходится 1-2, которые вас как-то демотивируют, не спешите все бросать. На следующем месте они все равно будут:)

Жаловаться - это нормально. Вы не обязаны быть счастливым 24/7 и приходить в восторг от всего, что вас окружает. А вот копить в себе эмоции, тем более негативные, не стоит. Расскажите вечером супругу, как прошел ваш день. Встретьтесь на выходных с друзьями и вместе обсудите вредного заказчика. В конце-концов, заведите себе блог в интернете и описывайте там свои проблемы:) Да, они покажутся кому-то мелкими и "нестоящими внимания", но это ваша жизнь, а не неизвестных вам комментаторов.

Что может быть лучше чаепития с подружками после тяжелого рабочего дня:)
Что может быть лучше чаепития с подружками после тяжелого рабочего дня:)

Как правило, если проблемы действительно не особо серьезные, простого выхода эмоций достаточно, чтобы перезарядиться перед новым трудовым днем.

2. Попробуйте решить проблему там, где она есть.

Другое дело, если из 10 задач вас раздражают все 10. И здесь следует спросить себя "почему" и "как давно это началось". Не лишней будет и консультация с психотерапевтом. Вполне возможно, что в вас накопилась усталость, вы выгорели, выдохлись и смена места работы вас не спасет. Если запрячь дохлую лошадь в новую телегу, она не начнет скакать, как раньше:)

Вообще, конечно же, лучше не доводить до состояния, когда бесит вообще все. В этом плане не стесняйтесь обращаться к своему руководству. Подсвечивайте свое состояние и проблемы. Просите перераспределить вашу нагрузку, не соглашайтесь на дополнительные задачи, если не вывозите уже и текущие. Вовремя отдыхайте. Не раз в год две недельки, это как капля в море. Распределите свой отпуск равномерно по всему году.

Если же ваше начальство к вам глухо или не отпускает в отпуск - вот это как раз повод сменить компанию:) Как правило, отношение начальства к сотрудникам становится понятно уже в течение первого года работы, когда вы еще не успеваете "врасти в кресло".

Но все же, если речь идёт о хорошей компании, там, как правило, стараются не разбрасываться работниками. Ваш руководитель должен видеть, что вы устали и сейчас не в состоянии выполнять 100% работы. И нет, это не повод вас уволить. Потому что гораздо проще дать хорошему сотруднику возможность выдохнуть, чем искать и обучать нового. Никто не способен всегда отрабатывать на все 100. В какой-то день вы способны только на 50, большую часть времени на 80, но стоит вам немного разгрузиться и перевести дыхание - и вы уже выдаете все 120. Работодатель об этом прекрасно знает, иначе количество сотрудников было бы в разы меньше:)

Даже котик понимает важность разговоров
Даже котик понимает важность разговоров

Как вариант: попробуйте немного сменить направление внутри своей компании. Возможно, вы устали от одного вида задач, но вам интересно попробовать чуть другую область или проект. Конечно, это возможно не в каждой компании и профессии, поэтому данный совет актуален далеко не всем.

Если в вашем случае такое возможно, спросите своего руководителя о вариантах. Психологически вам будет проще менять вид задач там, где вы уже знаете людей и процессы, чем нырять с головой в совсем новый мир.

3. Трезво оцениваете свое состояние.

Иногда кажется, что проще все бросить, уйти и начать "с чистого листа". Но это только видимость. Начиная все с нуля, вам потребуется:

  • хорошая нервная система. Новое дело, новое место - это стресс. Не просто так это называют "выход из зоны комфорта". Да, даже если вам кажется, что на старом месте вам уже стало некомфортно, оно вам хотя бы отлично знакомо. Здесь же - как минное поле, где за каждым шагом может скрываться ворох совсем новых проблем.
  • много сил и мотивации. Для успеха на новом месте вам нужно будет очень много изучать и работать. И быть готовым к тому, что 80% ваших сил и потраченного времени принесут вам только 20% результата. Если этот факт вас демотивирует, вы не сможете дойти до конца.
  • терпение. Если вы из тех, кому нужен результат сразу, вас ждёт сильное разочарование. При смене работы, вам, возможно, придется потратить не один год, чтобы достигнуть каких-то удовлетворительных результатов.
Даже гвоздь не всегда удается забить с первого раза:)
Даже гвоздь не всегда удается забить с первого раза:)
  • страховка и план Б. Как бы это страшно не звучало, но у вас может ничего не получиться. Все истории успеха, которые мы слышим - это один удачный случай из тысячи неудачных. Поэтому, прежде чем бросаться в омут с головой, обвяжитесь страховочным тросом. Это может быть хорошая фин.подушка или поддержка близких, которые, если что, не дадут вам умереть с голода. Или план, куда вы с наибольшей вероятностью сможете устроиться, если ничего не выйдет в новом деле. Например, вы можете даже вернуться на прежнее место, в этом нет ничего стыдного (если, конечно, вы предварительно не разругались со всеми коллегами перед уходом).

4. Наладьте другие сферы жизни.

Работа - это место, где мы проводим очень много времени, безусловно. И важно, чтобы это место было комфортным. Но далеко не всегда есть возможность что-то изменить "здесь и сейчас". Чтобы не впадать в уныние, обратите свое внимание на время вне работы. У вас есть хобби? Возможно дело, которое вам очень нравится, но не приносит денег - ваша отдушина. Относитесь к основной работе просто как к средству получения денег, а душу вкладывайте в хобби. Это вполне рабочий вариант. Или может у вас есть семья, дети и вам приносит удовольствие время, проводимое вместе с ними. Придумывайте интересные совместные занятия, выбирайте места, куда можно выехать на выходных, а на заработанные деньги покупайте милые вещи для дома и хозяйства. В любом случае, найдите для себя что-то, что вас мотивирует, мысли о чем заставляют вас улыбаться даже на скучной работе. Конечно, гораздо лучше, когда и на работе, и вне ее вам здорово и приятно. Но если получить комфортную работу мечты сейчас нет возможности, переключите свое внимание на что-то ещё. Помните, что работа - это наименее важная часть вашей жизни, не стоит ради нее гробить здоровье и отношения с близкими.

Автор отдыхает от работы
Автор отдыхает от работы

Но есть, конечно, случаи, когда я сама буду советовать вам сменить работодателя (не сферу деятельности, а именно место):

  • несоблюдение ТК той страны, в которой вы трудоустроены. "Без бумажки ты какашка, а с бумажкой человек". Подписывайте договор, не соглашайтесь на серые схемы выплат зп, отстаивайте свое право на отпуск и больничный.
  • чрезмерная нагрузка без доп.оплаты или возможности с вашей стороны отказаться (психологическое давление, угрозы и т.д.). В конце-концов вы только заработаете себе нервный срыв или инсульт в 30 лет. Оно вам надо?
  • токсичная атмосфера в коллективе. Если ваши коллеги вставляют вам палки в колеса, не поддерживают, отказываются сотрудничать и выполнять свою работу вовремя, присутствуют фразы "это не моя проблема"/"не мой проект" - это повод, как минимум, привлечь к решению конфликта начальство.
  • глухое к проблемам сотрудников руководство. Как я уже сказала, хороший работодатель заботится о своих сотрудниках (в рамках разумного, конечно). Хорошо, если ваш руководитель сам периодически интересуется вашими делами, проблемами и настроением. Если нет - инициируйте этот разговор при необходимости. Подсветите проблемы, которые мешают вам работать эффективнее. Процессы, которые выводят вас из себя, недостаток информации по задаче, несинхронизированность отделов. Это те проблемы, которые ваш руководитель обязан решать, это буквально его должностные задачи. Если на все ваши запросы вы слышите что-то в духе "мы не можем это решить", "нет ресурсов", "все так работают и не жалуются" - это плохой работодатель.
  • низкая зп без индексации. Нелишним будет периодически мониторить рынок вакансий. Если вы видите, что ваша должность уже давно стоит дороже, но на текущем месте индексации нет и запросы о повышении зп остаются без ответа - повод пройтись по собеседованиям:)
  • отсутствие развития. Этот пункт подходит только тем, кто этого развития хочет, конечно. Далеко не всем оно надо и это нормально. Но если вы чувствуете, что "зачахли", хотите большего, но вам не дают интересных задач (при условии, что вы о них попросили) и условий для вашего развития не наблюдается, будет нормальным поискать компанию покрупнее, чтобы было где "развернуться".
У каждого свои амбиции:)
У каждого свои амбиции:)

Помните, что никто за вас не проживет вашу жизнь. Вы можете оглядываться на чужой опыт, можете слушать чьи-то советы. Но решения принимать вам и ответственность за них нести тоже вам. Никто из тех, кто дает вам советы, не будет жить вашу жизнь. Мы можем советовать только на основании своего опыта, не зная на 100% всех нюансов другого человека. Поэтому, даже эту статью воспринимайте через призму свой жизни. Возможно, не все пункты будут вам подходить, но какие-то отдельные мысли и фразы подтолкнут вас в верном направлении.

Мотиватор от Джона Бон Джови:)
Мотиватор от Джона Бон Джови:)