Михаил Аполлонович Волков (1890– после 1918). Родился 9 сентября, крещён в Николо-Тропинской церкви города Ярославля. В 1909 году, после окончания гимназии, Михаил поступает на медицинский факультет Московского университета.
Закончив 2-й курс в 1912 году, отбывает воинскую повинность. Перед тем как уйти служить, Михаил женится на Валерии Ивановне Касаткиной, которая только что закончила Александровский институт с малой золотой медалью, и решила продолжить образование на высших женских курсах. Одним из экзаменационных предметов была латынь. А вот с ней у Валерии были сложные отношения, и она решила, что перед экзаменами надо позаниматься с репетитором. Этим репетитором оказался Михаил Волков.
Они поженились, и уже в 1912 году в семье появляется сын Александр. Отслужив, Михаил продолжает обучение в университете, и до начала войны заканчивает пятый семестр.
Семья Михаила живет на 1-ой Мещанской в доме 66/68. Квартиру в этом доме отец Михаила, Аполлон Александрович, получил от Северной железной дороге, где проработал всю жизнь.
В 1814 году у Михаила и Валерии родилась дочь Мария, в 1916 сын Петр.
1 февраля 1915 года Михаил Волков зачислен юнкером в Александровское военное училище (знак училища виден на фото), а через четыре месяца произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте и направлен в 191 пехотный запасный
батальон (кажется, дислоцированный в Липецке), откуда он написал отцу 9 июня 1915 года.
15 мая 1916 года полк отправляется в действующую армию и с 29 мая 1916 года участвует в боевых действиях в рамках Брусиловского прорыва. (4 июня – 13 августа)
Михаил растет по служебной лестнице - подпоручик, поручик, в 1916 году назначен командиром роты и награжден орденом Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" через месяц орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
Виктория с тремя малолетними детьми живёт в квартире на Мещанской с сестрами Михаила Марией, Евгенией и Зинаидой. Видимо, с началом революции Михаил возвращается домой и в 1918 году у Валерии родилась дочь Елена.
После этого следы Михаила теряются.
20 августа 1918 года вышел указ «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» и после него уплотнение квартир приобрело глобальный характер. И никому не было дела, что квартиру Аполлону Александровичу дали за долгую и безупречную службу. Я не знаю точной даты, когда Волковы освободили квартиру на 1-й Мещанской, но на семейном совете было решено искать другое место жительство. Мария с мужем и взрослыми детьми купили квартиру в старом деревянном доме в Сокольниках, а Михаил с семьей переехал на Покровский бульвар в дом Телешова, где уже жила семья Валерии, туда же переезжают Женечка с Зиночкой.
Мать Валерии, Александра Петровна, в девичестве Михайлова, была дочерью Петра Васильевича Михайлова, томского купца второй гильдии.
Петр Васильевич оставил о себе добрую память. Усадьбы томских купцов Михайлова и Королёва были построены в живописном месте, на территории рощи. Михайлов благоустроил её и открыл рощу для свободного посещения, в его честь она получила название «Михайловской рощи». После смерти Михайлова его вдова, Алевтина Петровна, выполняя завещание мужа, пожертвовала 100 тысяч рублей и участок земли для строительства детской больницы, здание которой было построено в 1915–1916 годах и названо именами Петра и Алевтины Михайловых
Пётр Михайлов был очень зажиточным человеком, но между ним и его дочерью Александрой, матерью Валерии, произошёл серьёзный конфликт. Закончив в Москве Александровский институт, она влюбляется в Ивана Илларионовича Касаткина и вопреки воли отца выходит за него замуж. После венчания молодые сбегают в Усть-Каменогорск, где у них родился первенец Аркадий».
Судьба первенца трагическая
Касаткин Аркадий Иванович родился в 1877 году в Усть-Каменогорске; русский; образование среднее; беспартийный; служил регентом в одной из томских церквей. Арестован 21 февраля 1930 года. Приговорён: 30 марта 1930 года, обвинён в контрреволюционной деятельности. Приговор: расстрел. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован в июне 1989 года. Источник: Книга памяти Томской области.
Судьбу Аркадия решили за месяц. Что значит жизнь какого-то регента, когда по стране шагает голодомор и выкашивает целые деревни. А вот для того, чтобы реабилитировать ни в чем не повинного человека, понадобилось 60 лет.
Михайлов настолько осерчал на дочь, что лишил её приданого и всякой материальной помощи, но семья Касаткиных разрасталась – восемь детей, восемь ни в чем неповинных внуков, и дед, смягчившись, помог им устроится в Москве.
Дом Телешова, где после революции поселились Волковы, знаменитый дом.
Вот что пишет о нем интернет.
В 1815 году Андрей Сидорович Карзинкин выкупает дворянскую усадьбу у известного художника Федора Толстого. Здание сильно пострадало после знаменитого пожара 1812 года, когда в Москву вступила наполеоновская армия.
Строение расширили, а позади дома разбили прекрасный сад. Следующую реконструкцию здания провели во второй половине XIX века при участии архитектора Василия Васильевича Баркова.
С самых первых дней дом из купеческого стал превращаться в место, где стала собираться творческая и культурная интеллигенция.
Литературно-музыкальные вечера посещали Федор Михайлович Достоевский, Алексей Николаевич Островский, Михаил Щепкин. Сам хозяин был скрипачом-любителем, собирал былины и песни русского народа.
Александр Андреевич Карзинкин продолжил традицию дома. Современники называют Карзинкина любителем литературы, особенно стихов. Так, В. Н. Муромцева-Бунина пишет: «После обеда Ян (дружеское прозвище И. А. Бунина) читал свои стихи. Александру Андреевичу понравился больше всего «Берег», мне было приятно: мы сошлись во вкусах.
Александр Андреевич неплохо знал жизнь театра и его деятелей, в частности, дружил с К. С. Алексеевым-Станиславским. Регулярно посещал театр и оперу, участвовал в постановках Алексеевского кружка, организовал даже собственный домашний театр в особняке на Покровском бульваре.
В середине XIX века в карзинкинском доме на Покровском бульваре частенько устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых бывали А. Н. Островский, К. С. Станиславский (Алексеев). Именно на домашней сцене Карзинкиных состоялось первое выступление Константина Сергеевича. Ставили комедии Н. В. Гоголя «Женитьба», в которой Станиславский играл роль Подколесина. Об этом дне знаменитый режиссёр вспоминал годы спустя: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн. Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим весёлым танцам». Ночью найти мастера для починки рояля было невозможно, и танцы состоялись под аккомпанемент будущего корифея сцены, которому пришлось самому петь все вальсы и польки.
После революции семья Карзинкина не эмигрировала. Александр Андреевич устроился работать научным сотрудником в Исторический музей, Аделина преподавала в балетном училище.
А. А. Карзинкин скончался в 1931 году.
Александр Андреевич Карзинкин со своей женой, балериной Большого театра итальянкой Аделиной Джури занимал второй этаж, а в 1898 году на первый этаж дома вселяется сестра А. А. Карзинкина Вера Андреевна, вышедшая к тому времени замуж за писателя Н. Д. Телешова.
Николай Дмитриевич Телешов стал продолжателем традиции семьи Карзинкиных.
В самом начале XX века он организовал литературный кружок «Среда», ядром которого стали Бунин, Андреев и Горький.
Сюда же переезжают и знаменитые «телешовские среды» – литературный кружок, возникший ещё в 1899 году. Здесь часто бывали такие известные личности, как Цветаева, Гиляровский, Серафимович, Шаляпин, Шмелев. Чехов, Левитан, Поленов, Станиславский, Рахманинов, Куприн, Немирович-Данченко, Бунин, Андреев, Бальмонт, Брюсов, Вересаев, Гарин-Михайловский, Горький, Короленко, Толстой, Шмелёв, Лидин, Пильняк и многие другие – весь цвет русской литературы начала ХХ столетия – были постоянными участниками «сред». Здесь, в уютном дворовом флигельке М. Горький читал свою пьесу «На дне», играл на рояле С. Рахманинов, Ф. Шаляпин призывал своих друзей послушать его именно тут: «Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!» Часто наведывались живописцы А. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. К. Первухин. Молодым литераторам участники «сред» высказывали всю правду без стеснения. «Это не значило, конечно, во что бы то ни стало огорчать автора, – вспоминал Н. Д. Телешов. – Но если он бывал достоин порицания, то уже выслушивал всю горькую правду без снисхождения; разумеется, в тонах дружеских и не обидных, хотя решительных и беспощадных... Но эти резкие отзывы не портили наших добрых отношений, а, наоборот, сближали нас в действительно дружеский кружок».
После 1917 года дом, естественно, отобрали, но «милостиво» отдали Телешовым одну комнату, правда, большую – 52 кв. метра. Усадьбу превратили в коммуналку, даже в подвалах устроили жилые комнаты. Ещё несколько лет, до 1922 года, собирались «телешовские среды», а потом угасли… Уехали за границу Шаляпин и Бунин, новая жизнь разбросала по сторонам постоянных участников.
Николай Дмитриевич много пишет, сотрудничает с Наркоматом просвещения. В 1920-е годы он создал музей Московского художественного театра и долгое время был его первым и бессменным директором. На квартире Телешова часто проходили заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы».
Недавно в интернете наткнулась на статью «Хранить бережно: два века истории дома на Покровке» и к своему удивлению узнала, что там до сих пор живут потомки Телешовых. Хозяйка дома Татьяна Юрьевна бережно сохраняет наследие Телешовых - Карзинкиных. В двух комнатах оставленным Телешовым после революции. Мне показалось, что даже обои сохранились с тех далеких времен, старинная мебель, картины и портреты и фотографии. Хозяйка бережно хранит архивы с документами.
Если бы после 1917 года люди, захватившие власть, не сметали бы все на своем пути, а понимали, что историю уничтожить нельзя, пройдет век и все равно останутся крупицы того времени, которые расскажут о прошлом. Расскажут внукам как жили и кем были их пра.