Один из аспектов написания комедии, который редко упоминается, но очень важен, — это комедийная точка зрения персонажа. Сериалы часто строятся вокруг этого приёма и завоёвывают популярность зрителя. Яркий пример: спин-офф «Теории Большого Взрыва» — «Молодой Шелдон». Основа такого подхода в том, что комедия органично исходит от персонажа, а не из сюжета.
Часто сценаристам сложно писать в жанре комедии, и дело не в количестве нужных шуток, а в том, что персонажам не хватает комедийной точки зрения. Именно здесь скрыта большая часть комедийных решений. В комедии мало придумать смешной сюжет, завалить зрителя шутками или поместить парочку заурядных персонажей в забавную ситуацию.
Комедийная точка зрения вашего персонажа задаёт тон и юмор от серии к серии. Комедия и шутки всегда должны исходить от персонажа.
При таком подходе может смутить, что комедийная точка зрения сделает вашего персонажа плоским и одномерным; однако, неотъемлемая часть персонажей и истории является то, как персонажи видят свой мир через одну особую комедийную призму.
Почти все ситкомы, которые нам полюбились, используют такой метод. Взглянем на «Друзей». У каждого из главных героев своя уникальная комедийная точка зрения:
Моника – когда-то была толстой и любит всё контролировать.
Росс – палеонтолог / умник и немного зануда.
Джо – бабник и любит вкусно поесть.
Фиби – любящий / позитивный до безумия персонаж, обожает техники Нью-Эйдж (мистические практики).
Рэйчел – была популярной девушкой в старшей школе / лучшая подруга Моники / любит моду / всегда немного на суете.
Понятно, что это широкие мазки, но как вы можете видеть из вышесказанного, именно эти элементы характера или недостатки создают комедию в сериале.
Вы можете заметить, как эти точки зрения персонажей не только создают конфликты, но и являются источником комедийных решений этих персонажей, и именно за это мы их любим. Вы можете узнать в своих друзьях схожие черты поведения (хорошие и плохие), что даёт дополнительное подключение к героям. Только в комедиях характеры людей всегда заметно преувеличены.
Взглянем на другой ситком — «Уилл и Грейс»:
Уилл – безнадёжный романтик и немного помешан на контроле.
Грейс – любит поесть и увлечена собой.
Карен – богата и не знает меры с алкоголем.
Джек – яркий бездельник.
Опять же, это общие штрихи, но вы можете увидеть, как эти персонажи смотрят на мир через свои особые призмы. Часто комедийные точки зрения отражают худшее в нас самих, вот почему мы влюбляемся в таких персонажей. Там, где в повседневной жизни нам, возможно, приходится смиряться и скрывать свои недостатки, эти персонажи реагируют так, как нам хотелось бы.
Именно подобные дурные порывы вызывают конфликты в ситкомах и способствуют веселью. Я уверен, что многие из вас всё ещё думают: «но ведь персонажи намного сложнее простых характеристик», и в этом вся прелесть.
Наделение такого персонажа, как Шелдон из «Теории Большого взрыва», комедийной точкой зрения в виде комплекса превосходства, не означает, что он плоский персонаж. Это просто выдвигает его тип юмора на первый план, позволяя конфликту между другими персонажами разворачиваться органично.
Комедийные точки зрения так важны, потому что ситкомы склонны заканчивать сюжет в конце каждой серии. Персонажи, как правило, усваивают уроки снова и снова. И медленно, очень медленно растут либо вовсе не меняются.
Фильмы могут быть немного сложнее. В некоторых случаях именно комедийная точка зрения является тем, что герою нужно исправить. Как в «Сорокалетнем девственнике».
Персонаж Стива Карелла должен изменить своё старое поведение и стать взрослым, если он хочет потерять девственность. Конечно, много юмора проистекает из факта, что он 40-летний ребёнок, но мы сочувствуем ему, потому что понимаем трудности взрослого человека и скучаем по временам, когда у нас было меньше ответственности.
Но есть много замечательных комедий, которые издалека кажутся трагедиями. При любой другой тональности, где не предусмотрен юмор, некоторые комедии превратились бы в трагедии. Возьмём «Молодого Франкенштейна».
Внук Виктора фон Франкенштейна отказывается принимать омерзительное наследие своего отца — это его комедийная точка зрения. Но он наступает на те же грабли, что и его семья, поддавшись всеобщим ожиданиям. Без комедийной тональности в самом фильме — это звучит бы довольно уныло, но в руках Мела Брукса результат получается весёлым.
Комедийная точка зрения необходима в любой комедии. Конечно, вы можете заполнить сценарий страницами шуток, но они должны исходить от персонажа. Придание вашим персонажам комедийной точки зрения не только поможет создавать конфликты на протяжении всей истории, но и подготовит вам отличную комедийную основу.
by the script lab
Автор перевода: Вадим Дутов
Переведено в образовательных целях.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.