По делу о хищении 148 миллионов рублей с Казанского авиазавода допросили свидетелей. Бухгалтер «Строительной компании» – фирмы, выполнявшей основные работы по миллиардному госконтракту, рассказала, как начальство «осваивало» стройматериалы.
На скамье подсудимых Вахитовского райсуда Казани оказался бывший замдиректора ООО «Строительная компания» Евгений Половкин. Следствие обвиняет его в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере – мужчина якобы похитил 148 миллионов рублей по госконтракту о реконструкции Казанского авиазавода имени С.П. Горбунова.
Все работы должны были быть выполнены с 2016 по 2018 год. Однако госконтракт неоднократно продлевался, вплоть до 2020 года. Заказчиком работ по реконструкции авиазавода выступило ПАО «Туполев», сумма контракта тогда составляла порядка 1,8 миллиарда рублей. Генподрядчиком выступил Казанский Гипронииавиапром (КазГАП), а уже субподрядчиком, который и должен был завершить стройку, выступила «Строительная компания».
Обе компании, как стало известно «Вечерней Казани», связывал один человек – это сын подсудимого Станислав Половкин. Он, как на последнем процессе рассказал один из свидетелей, занимал руководящую должность в КазГАПе и, по данным «Контур.Фокуса», с 2015 года является учредителем «СК».
Номинальным руководителем «Строительной компании» являлся некто Геннадий Батманов – по словам бухгалтера компании Гульнары Бикининой, мужчина лишь «смотрел за рабочими и мог расписаться в платежных документах, когда Половкин был в отпуске». Но «финансовыми потоками» распоряжался именно подсудимый.
Схема хищения
Всего за три года ООО «СК» получило по госконтракту около 577 миллионов рублей – 148 из них оказались похищены. Экспертиза силовиков показала, что Половкин все же выполнил работы по реконструкции авиазавода на 362 миллиона рублей, но большинство из них не приняли – и в 2020 году началось банкротство компании.
– Выгнали нашу организацию, из-за этого она обанкротилась. Работы не приняли, деньги не заплатили. И хозяйственное дело, которое должно было рассматриваться в Арбитражном суде, превратили в уголовное, – рассказал «Вечерней Казани» подсудимый.
Как следует из обвинительного заключения, Половкин вынуждал сотрудников предприятия переводить деньги на счета аффилированных компаний-поставщиков, а те в свою очередь поставляли стройматериалы на объект, то есть на Казанский авиационный завод (КАЗ).
На переведенные деньги поставщики закупали материал дешевле, чем указано в контракте со «Строительной компанией». Часть маржи попадала обратно в карман Половкину наличкой, при этом подсудимый, уверено следствие, также похищал сами стройматериалы для стройки загородного дома.
В числе компаний, которые получали переводы после «отмашки» Половкина, сторона обвинения называет «Стройснабкомплект», «Кампромснаб», «ПКЦ» и другие.
Позиция защиты
Подсудимый свою вину не признает и дело считает сфабрикованным – в разговоре с журналистом «Вечерней Казани» Половкин неоднократно говорил, что публикации нашего издания сделаны по заказу «того, кого нужно».
Главной претензией Половкина к обвинению остается то, что прокуратура и следствие не называет, кому именно замдиректора «СК» отдавал распоряжение переводить деньги. При этом защита (и также свидетели) называют нормальной практикой закупку материалов поставщиками ниже контрактной стоимости: они тоже должны зарабатывать.
При этом немало вопросов у подсудимого вызывали и другие размытые формулировки обвинения. Например, в заключении прокуратуры не говорится о конкретных объемах похищенных стройматериалов.
Свидетели расставляют точки над i
На последнем заседании суд допросил бывшего коммерческого директора компании «Бетон-16» Айдара Ахметшина. Мужчина рассказал, что получал оплату за поставки стройматериалов наличкой – и уже после оказанной услуги. При этом «СК», говорит Ахметшин, задолжала ему около 500 тысяч рублей.
«Бетон-16» сотрудничал со «Строительной компанией» вплоть до ее банкротства – и вернуть свои деньги бывший поставщик «СК» пытался через досудебную претензию.
Описанные Ахметшиным условия сотрудничества противоречат словам бухгалтера предприятия: Гульнара Бикинина рассказала суду, что все расчеты производились через Казначейство Татарстана – и деньги поступали на счет организации в том числе авансом.
Впрочем, бухгалтер проработала в «СК» лишь до 2018 года – перед банкротством положение дел компании могло измениться. В своих показаниях Ахметшин говорил, что «поначалу все было в порядке».
Зато Бикинина рассказала, что слышала от рабочих, как часть стройматериалов, которые «СК» оплатила, поставлялись на стройку дома Станислава Половкина в Сокурах. Она видела этот дом на фото коллег – и уверена в том, что недостача материала – это не ошибка в документах. Бикинина, как бухгалтер, щепетильно относилась к приемке оплаченного товара.
Однако ущерб, предъявленный стороной обвинения, свидетель назвала завышенным, поскольку количество похищенного материала исчислялось не миллионами, а сотнями тысяч рублей.
Автор материала: Андрей Мартыгин