Когда в семье появляется маленький ребенок, то естественно, что родитель счастлив, но и родитель в то же время тревожен, ведь никто не знает, как правильно, нигде нет прописанных четких установок и норм, связанных с развитием малыша
В интернете можно найти примерные таблицы, бабушки и мамы готовы поделиться опытом и дать советы, а подруги, естественно, могут высказать свое мнение. Однако каждая семья и каждый взрослый несут ответственность за своего ребенка.
Поэтому важно, чтобы каждый взрослый знал, на что обращать внимание и за чем следить, чтобы помочь малышу развиваться гармонично. У новорожденного ребенка уже есть сложная система, включающая центральную нервную систему, головной мозг и мышечный аппарат. Все его восприятия, чувства и слышимое складываются в единую картину.
Развитие ребенка можно разделить на три основных направления:
-сенсорное развитие (связанное с органами чувств)
-моторное развитие (связанное с новыми навыками и физическими возможностями)
-интеллектуальное развитие, которое зависит от двух предыдущих.
Поэтому для гармоничного развития ребенка важно следить за этими тремя аспектами, учитывая, что интеллектуальное развитие базируется на моторном и сенсорном.
Моторное развитие ребенка означает формирование его навыков и умений, связанных с телом и мышечной системой, а также способность определять свое тело в пространстве. Например, с момента рождения ребенок начинает развивать способность удерживать головку к месяцу, делать хватательные движения, переворачиваться на живот или опираться на предплечье, когда его кладут на живот. Эти навыки очень важны. До тех пор, пока ребенок не освоит ходьбу, моторное развитие остается ключевым, так как оно помогает ребенку ощущать свое тело и пространство вокруг себя.
Сенсорное развитие относится к ощущениям и восприятию ребенка. Это включает в себя то, что он слышит, видит, нюхает, пробует, хватает, а также его реакцию на поворот головы и перемещение тела в пространстве. Поэтому не случайно младенцев укачивают, подкачивают и поют колыбельные песни. Когда ребенка укачивают, вестибулярный аппарат влияет на его координацию. Монотонное укачивание и пение колыбельных песен помогают ребенку успокоиться, расслабиться и заснуть. Важно стимулировать все аспекты восприятия ребенка, включая это, уже с самого раннего возраста (2-3 дня).
Сразу после рождения ребенок не фокусирует взгляд на звуки или инструкции, но может реагировать на интонацию родителей. В идеальном случае развития, ребенок начинает искать звуки в пространстве, что является важным навыком. Особенно показательным моментом развития является знакомство ребенка с погремушкой, которая стимулирует его зрительную систему, моторику и способность удерживать взгляд. Реакция ребенка на погремушку, его попытки найти ее глазами и замечание ее к трех месяцам возраста являются хорошим признаком развития.
Если развитие моторных навыков у ребенка запаздывает, полезно попробовать развивать и стимулировать их дома. В случае неуспеха, рекомендуется обратиться к специалисту. Важно следить за развитием моторики, включая умение переворачиваться, вставать на предплечье, на четвереньки, раскачиваться и ползти. Эти основные моторные навыки ребенок осваивает до года. Также важно развивать мелкомоторные навыки, такие как ухватывание предметов и крепкое сжатие руки.
Когда мы берем ребенка и играем с ним, поднимая за подмышечки, дети отталкиваются, приседают и пытаются двигать ножками – это также важные моторные навыки. Здесь также ключевую роль играет зрительно-моторная координация, будь то игра с погремушкой или отслеживание присутствия родителей или других взрослых в комнате. В контексте сенсорного развития важно следить за способностью ребенка воспринимать окружающий мир, например, реагировать на звуки, такие как хлопок двери.
Чаще всего дети реагируют на эмоциональные состояния плачем, что является нормальным для их возраста, поскольку они еще не могут выразить свои чувства словами. Важно наблюдать, как ребенок реагирует на звуки, на родителей, улыбается ли в ответ, и развивается ли его лепет. Хотя у всех детей есть гуление, развитие лепета может быть разным.
Поддержка лепета важна, так как это способствует развитию речи. Обычно к 8-9 месяцам лепет становится активным, и ребенок начинает произносить первые слова.
Если ребенок не проходит этап ползания, не развивается речь, не реагирует на звуки или игровую деятельность, родители должны обратиться за помощью к специалистам. Существует много методик и инструментов для ранней диагностики и выявления возможных проблем в развитии детей.
Методика диагностики раннего развития ГНОМ, например, помогает определить уровень развития детей до трех лет. Родители, которые беспокоятся о развитии своего ребенка, могут обратиться к специалистам для подробной консультации, рекомендаций и информирования о нормальном и аномальном развитии.
Цель не в том, чтобы вызвать тревогу или испугать, а в том, чтобы предотвратить возможные проблемы, которые часто возникают у детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет. Поэтому чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее можно пройти диагностику. Даже если у вас нет никаких нарушений, и вы спокойны на этот счет, раннее обращение всегда лучше, так как чем раньше начнется коррекция, тем больше шансов на помощь, адаптацию и реабилитацию ребенка.
Руководитель коррекционного процесса центра ЛиСа, Хайлоа Любовь