Еще каких-то лет шесть назад о маркетплейсах слышали единицы.
При этом два самых известных представителя этой сферы уже существовали.
Но все новое не сразу приживается. Человек по своей природе прикован к собственным привычкам.
А тут совсем новый формат. Не нужно выходить из дома за покупками. Ты просто делаешь заказ, а потом забираешь его в ближайшем пункте выдачи. Ты гуляешь по магазинам лежа на диване.
И пунктов выдачи столько, что ходить далеко не нужно. Они есть практически в каждом дворе. Если говорить о крупных городах.
Расцвет маркетплейсов пришелся на 2020-2021 год. Об этом говорит статистика. И причины на тот момент вполне понятные. Все сидели дома, а тут и удобство и развлечение. Заказал и забрал.
Я и сама начала пользоваться данными сервисами как раз в те годы. До этого они не привлекали мое внимание…
С точки зрения прибыли для владельцев бизнеса все очень удачно складывается. Очень удачно и очень прибыльно.
Но в некоторых семьях уже бушуют скандалы. А по интернету гуляют шуточные номера.
Кто главный клиент маркетплейсов? Конечно же, женщины.
Мужчины по природе в большинстве своем не любят ходить по магазинам и не любят «зависать» у полки с товарами, даже если она виртуальная.
Женщины подтвердят…
Заставить мужчину ходить по магазинам, что-то примерять и выбирать – это та еще задачка.
Сужу и по своему мужу тоже.
Он терпеть не может ходить по магазинам. Если мы вместе, то выбираем все быстро и по делу. Времени на рассматривание он не даст.
А предновогодние закупки – это вообще его личный сорт стресса. В это время в магазинах огромные очереди и давка.
С появлением и маркетплейсов женщины потеряли контроль над собой.
И у меня есть два конкретных примера. Я сама и моя знакомая.
Что стало происходить со знакомой?
Безудержные покупки…
Надо или не надо, но она покупает.
Рука бесконечно тянется к приложению, а муж стал все чаще ругаться.
Практически ежедневно он слышит фразу:
«Надо заказик сходить забрать».
И в этой семье не было какого-то сказочного повышения доходов.
Материальное положение осталось прежним. А вот сумма расходов только растет.
И это своего рода психология.
Как мы закупались раньше?
Нужны вещи?
Выбираем свободный день и едем на рынок или в магазин. В голове есть четкий список необходимых вещей.
Помните, как ходили одеваться на рынок? Те самые ощущения, когда примеряешь джинсы на картоночке…
Отлично помню, что на примере нашей семьи мы закупались одеждой два раза в год.
И то, что-то самое необходимое детям к школе или к новому сезону. Себе что-то перешьешь, что-то заштопаешь…
А маркетплейсы развивают в женщине не здоровый шопоголизм.
Спрашиваю свою знакомую, почему она не может справиться?
Возможно, долгое время у них в семье было трудное положение? Возможно, долгое время она во всем себе отказывала и поэтому сейчас ее прорвало?
«Да нет! Просто я вечерком открываю приложение перед сном. Начинают попадаться на глаза разные товары…
То это захочется, то вот это…»
Правильно, думаю я…
Маркетплейсы это не только вещи. Это товары всех категорий.
И опять же…
В хозяйственный, продуктовый или вещевой мы раньше ходили ножками и со списком. А тут сплошной полет для фантазии и лишние траты.
Знакомая поясняет:
«Вот полезла я вечером…
Гляжу, продаются наклейки для баночек со специями и крупами. Макароны, пшено, и другие названия. Я заказала.
А потом говорит, подумала, что я и так отличаю пшено и гречку по внешнему виду. Зачем они мне нужны?
Могу сказать, что я такую тягу подавила в себе.
Просто каждый раз задаю себе вопрос…
Мне что-то нужно? Или я просто иду глазеть?
А еще очень часто вспоминаю поговорку моей бабушки.
«Зачем идти в магазин, если лишних денег нет? Глаза продавать?»