Больше полвека я не пропускаю телевизионные трансляции футбольных матчей. Смотрю всё, что являет экран. В молодости пялился глазами болельщика, потом спортсмена, профессионального тренера и преподавателя, а далее с учетом набранного опыта стал разбирать и оценивать каждого игрока: каждый его взмах руки, каждый шаг ноги, каждый рывок и каждый пробегаемый отрезок.
И вот какую я заметил особенность. На мировых стадионах блистают те команды, в которых игроки демонстрируют идеально-техничный бег, сравнимый с лучшими спринтерами мира. В подтверждении правильности моих выводов, достаточно проанализировать матчи чемпионатов Европы, Мира и лиги Чемпионов. В них успеха добиваются те коллективы, где техника перемещения игроков по полю близка к образцовой. У них движения ног легки и непринужденны как дыхание, бутсы едва касаются травы, положение тела строго вертикальное. Выполняя мгновенный рывок, можно заметить, что он мало чем отличим от стремительного старта легкоатлета при финальном выступлении на шестьдесят или сто метров.
Бедро выскакивает как стрела из лука до прямого угла с корпусом, толчковая нога выпрямлена, лицо расслабленно, плечи не зажаты. Совершив несколько быстрых шагов, игрок уже не тратит ни каких усилий на дальнейшее продвижение, наоборот, он раскручивает ноги как двигатель автомобиля, после включения зеленого сигнала на светофоре, все ускоряясь и ускоряясь и далее, как по инерции легко катится до финиша. Показательная и безупречно-классическая картинка бега спринтера, точно это покадровые рисунки в учебниках по подготовке специалистов на короткие дистанции.
Вглядываясь в такой бег, я как бывший тренер понимаю, что добиться такого безупречного исполнения с одной стороны не так уж и трудно, а с другой стороны знаю, что что даже красным дипломникам спортивных ВУЗов, зачастую не удается поставить бег. Ведь даже на всероссийских соревнованиях можно встретить атлетов, не вполне не только владеющих ногами, но у них еще так извиваются фигуры, как это могут гусеницы на раскалённой сковороде. Почему у таких спецов не получается, - я не знаю. По мне, так это пустяковая задачка, правда сопряженная с большим объемом скоростно-беговой программы, специальными прыжковыми упражнениями и силовой работой, ну и конечно наличием терпения. А еще за подопечными нужно пристально присматривать как за первоклашками на уроках чистописания. Если упустить сей момент и вовремя не корректировать скольжение авторучки, во время которой школьник осваивает и набивает стиль каллиграфического письма, то он на всю жизнь так и останется тем, кого в народе называют: что он пишет, как курица лапой.
В нашем же футболе, где у парней более десятка нянек, только один раздает порой на неразборчивом русском языке устные распоряжения, остальные же в сторонке, молча взирают как на нерадивых шалопаев, носящихся туда-сюда по игровой площадке. Что эти переросшие детины вытворяют, как они относятся к заданиям, - никого на самом деле не интересует. Пофигизм настолько запредельный, что какие бы не выкидывали клоунаду и причуды их подопечные, одергивать их так и никто не соизволить. Мало того, что все задания без мяча выглядят как крошки с барского стола, которыми невозможно насытить любой живой организм, так наставники даже и не пытаются объяснить, что полезно, а что вредно.
Сейчас в век интернета и смартфона можно найти массу видеороликов тренировок любой российской футбольной команды. Я, когда их просматриваю, то порой прихожу в ужас от того, что приходится выполнять игрокам. И после некоторых раздумий мне пришла в голову мысль: все их ужимки в точности описать и выложить на всеобщий суд, авось они дойдут до тех руководителей, кто управляет футбольным хозяйством, а они, почесав свои скворечники, отправят подчиненных не в детские сады и не в фитнес клубы, откуда черпают все те диковинные упражнения так называемые футбольные тренеры и которые массово встречаются на тренировочных полях, а на легкоатлетические дорожки, так часто посещаемые Валерием Лобановским в семидесятые годы прошлого века. Как бы к нему не относилось сегодняшнее поколение, но именно его методики придали новый импульс в развитии не только отечественного, но и мирового футбола.
А они были достаточно просты. Вот что он рассказывал:
- Я часто наведывался к легкоатлетам, чтобы не просто приглядеться к их тренировкам, а вчитаться в упражнения, одновременно классифицируя очередность и последовательность исполнения. Многие из них, в особенности те, какие воплощают спринтеры, в последствии стали генератором успеха Киевского Динамо. Но главное, что я от увиденного вынес, - результаты бегунов, как потом я убедился на примере игроков, зависят от того, насколько они технически подкованы. Кроме того, применяемая нами аритмия есть ни что иное как стайерский фартлек, для развития выносливости. Как следствие мы стали практиковать бег на отрезках от тридцати метров до трех километров. Нормой стали и длительные кроссы по пересеченной местности».
(Взрослое поколение болельщиков должны помнить фирменный варьирующий стиль украинской команды, когда она взрывалась как динамитная шашка и футболисты как наскипидаренные безостановочно носились по полю десять-пятнадцать минут вдавливая соперника в прямом и переносном смысле в его штрафную площадку, после чего игра переводилась в убаюкивающий темп. Через короткое время следовал новый всплеск. В таком режиме проходили все матчи. Подстроиться под них редко никому удавалось, постольку поскольку невозможно было определить, когда они взвинтят темп. Почти все мячи киевляне забивали именно во время спурта.)
Как итог, Лобановский, опираясь на заимствованные упражнения из легкой атлетики довел бег до идеального и безупречного. Киевское Динамо играючи выигрывала первенство Союза и почти всем составом на протяжении десятилетий входила в сборную страны. Именно тогда к команде приклеилось прозвище: «Легкая кавалерия». Сегодня кажется невероятным, как такое стало возможным, чтобы в огромном государстве с более чем двумястами профессиональными коллективами не нашлось равных игроков этому великому клубу. Один тренер смог воспитать, а сотни других развели руки. Он понял, где собака зарыта, а вот другие нет.
Ну а в подтверждении своих размышлений, в июне месяце, аккурат перед началом чемпионата Европы, были показаны на федеральном канале два матча сборной Советского Союза 88-го года, когда она принимала участие в первенства Старого света. Я их видел еще тогда, но сейчас уже вглядывался под другим углом. Меня интересовал бег, какой он по сравнению с тем, что мы видим на наших и зарубежных полях. Так вот тот бег очень схож с тем, какой встречается у прыгунов в длину, в высоту или у высококлассных спринтеров. Он бы упругим, невесомым и воздушным. Игроки срывались со скоростью мысли, шаги по сравнению с сегодняшними российскими были раза в полтора длиннее. Не было никакого мельтешения, топтания на месте, заваливающихся корпусов, ломающихся, растопыренных и раскоряченных фигур и постоянно согнутых ног в коленях. Они были теми, кем сегодня являются парни из «Реала», «Барселоны», «Баварии» или «Ман Сити», - компания о которой можно только помечтать. И помог им бег, техничный, совершенный, можно сказать, что один из лучших.
Подписывайтесь, ставьте лайки и читайте новые публикации, рассказывающие о том, как разминка превратилась в пляски аборигенов, как «Спартак» танцует ламбаду, тянет резину и тренирует вестибулярный аппарат. А еще познакомитесь со старческими прыжками а-ля Байден, скабрезным задиранием ног, тыканьем газона носками бутс, вихлянием оттопыренных филейных частей, бегом в упряжке, прогулками над ясельными барьерчиками, обрывками упражнений и еще о многом, что так ярко присутствует на загородных базах.