Здравствуйте, уважаемые читатели!
Представьте себе руины средневекового замка... Похожее на развалины замка или крепости место, есть в Челябинской области. Находится оно в глубине леса, что придает ему еще большую загадочность. Да и названием своим «Французская горка» еще более интригует и вызывает живой интерес.
Находится это место недалеко от города Миасс Челябинской области, расстояние от Екатеринбурга около 300 км. Ехать нужно через поселок Наилы и у его окраины у леса оставить машину и прогуляться пешком порядка 1,5 км. По пути следования есть таблички с указанием направления, заблудиться невозможно, как и пройти мимо.
Название свое это место получило из-за легенды о французах, которые, под видом добычи асбеста, тайком добывали здесь золото и построили здание, похожее на крепость для защиты от нападений. На самом деле, это место называется Таловское асбестовое месторождение, где с 1907 по 1909 гг. велись разработки и обогащение асбеста, а руины средневекового замка, это ни что иное, как обогатительная фабрика.
Выдержка из статьи ЕленыРохацевич «Замок в лесу. Самая подлинная история Французской горки», размещенная на сайте Объединенного государственного архива Челябинской области:
«В конце 1907 года «Изолятор» запустил производство. Площадь рудника занимала четыре небольших горки. Но добывали руду только на двух горках – северной и южной. На вершине северной горки расположен самый большой разрез в виде спирали с шестью оборотами. Другой разрез располагался в седловине между двух горок. Он имел всего три уступа и сейчас затоплен.
Работы на руднике начинались в 5 утра; рабочие взрывами, а также молотом и киркой выламывали породу, нагружали ее в вагонетки, которые следовали по рельсам, расположенным вокруг горы по спирали. Вагонетки тянули лошади. К каждым двум вагонам прикреплялись по шесть человек. Трое из них отправлялись для сопровождения вагона, трое оставшихся продолжали готовить руду для погрузки. Почему на сопровождение вагонетки назначались три человека? Чтобы обеспечить безопасность людей и сохранность техники: один из них задерживал тормоза, а двое других на случай остановки вагона направляли его вновь на путь. На этой линии работали 18 человек. Всего на руднике и фабрике трудились 246 человек вахтовым методом. Подряды выдавал миасский обыватель Илья Федорович Рожков, служивший на руднике «Холмистый» штейгером. Управляющим рудника был выходец из Литовской губернии России Александр Вильгельмович Штраухман[8]. Работа на руднике была тяжелой, что приводило к несчастным случаям на производстве: то камень в голову прилетит или каменная пыль в глаза попадет, а то и вагонеткой или лошадью кого-то задавит. Крестьяне, не привыкшие к обращению с механизмами, не соблюдали технику безопасности. Однако все несчастные случаи подробно разбирались на уровне окружного инженера Миасского горного округа, составлялись акты, извещения о несчастном случае, делалось подробное описание процесса работы и причин получения травмы или увечья; врачом устанавливалась тяжесть увечья. Рабочему или его семье в случае смерти кормильца выдавалось пособие[9]. В особых случаях даже составлялся план участка, где произошел несчастный случай. Так, в результате смерти рабочего Кузьмы Петровича Екимова в документах окружного инженера Миасского горного округа сохранился чертеж части асбестового карьера «Холмистый» акционерного общества «Изолятор».[10]».
Подумать только, чуть больше века назад здесь было налажено производство, кипела жизнь, а сейчас свидетельства этой человеческой цивилизации поглощает природа, возвращая назад свои владения.
Сколько ещё загадок и тайн хранит Уральская тайга..?
Место интересное, необычное, в тени густых деревьев выглядит особенно загадочно. Здесь можно увидеть не только здание фабрики, но еще и шахту, и затопленный карьер.
Спасибо за внимание, приятных путешествий!