Про то, как следует одеваться в Дагестане, я уже написала вот тут:
Добавлю к вышесказанному лишь, что рекомендации эти были мной получены изначально от организаторов моего тура по горному Дагестану. Плюс - собственный опыт и личные наблюдения.
Но тема эта не даёт мне покоя. Объясню почему. Во-первых, я пытаюсь понять, а всегда ли Дагестан был вот таким?:
Я сама родилась и выросла аж в двух мусульманских республиках: родина моя - это г. Алма-Ата. (В курсе, что сейчас Алматы, но я не знаю такого города! И знать не хочу.) А в Киргизии, под Фрунзе, жили мои бабушка с дедушкой. Так вот, в городах столичных этих республик я НИКОГДА не видела девочек, женщин как-то не так одетых, отличающихся от той формы одежды, которую носила я, моя мама или моя бабушка. Я не помню из своего детства, чтобы я видела женские фигуры в черных бесформенных одеяниях. Или чтобы у них были покрыты волосы длинными покрывалами. В Токмаке, а это и есть тот самый городок под бывшим Фрунзе, в маленьком, состоящем в основном из частных домовладений, у основания гор, я видела женщин в косынках. Я помню нашу соседку, т. Мовсуду. Она ходила в длинных платьях, ярких и цветастых, а на затылке у нее всегда была косынка. В магазине возле бабушкиного дома работали такие же молодые киргизки: в платьях-распашонках ярких окрасок, в шароварах, на голове - небольшой, тоже цветастых платок. Помню, что мужчины в возрасте носили свой национальный колпак - ак-калпак. И мне он безумно нравился. Не помню, чтобы видела подобный атрибут на молодых мужчинах. Обычно было так: если в ак-калпаке, значит дедушка.
Смотрю старые фотографии своих родителей из их молодости. Мама в институте в Алма-Ате в окружении своих подруг - русские и казахские девушки и все одеты одинаково: в нормальные платья, никаких косынок. Смотрю старые папины фотографии: мой папа молодой, куча его друзей, виды за ними аульные. Молодые парни, молодые девчата, никаких длинных покрывал, никаких длинных бород на мужских лицах.
К сожалению, последний раз мне удалось побывать в Казахстане и в Киргизии в начале 90-х. После перестроечного периода, после развала СССР я в Среднюю Азию больше не ездила: папины родители умерли, маминых я вообще в живых не застала, а папу по долгу военной службы отправили сперва на север Союза, потом вообще на другой материк. А потом возвращаться нам было уже некуда - Казахстан и Киргизия стали иностранным для нас государствами. И я не знаю, как сейчас там выглядят люди. Превратились ли местные девушки в "замоташек", а парни - в бородачей?
Я не видела советского Дагестана. Но я почти уверена, что те, кто жил в этой республике в 70-80-90 годы, не сильно отличались по внешнему виду одежды от моих молодых родителей.
Да, национальные традиции береглись и почитались в республиках. Особенно в горных районах. Хранились и передавались культурные особенности края. Да, и тогда был патриархат. Но считалось ли нормальным, чтобы женщина ходила по городу как пугало в огороде - занавешанная черными простынями? Считалось ли нормальным прятать лица? Кто жил в советском Дагестане? Кто помнит? Расскажите!
Я седьмой день уже как нахожусь в самом южном и самом солнечном регионе РФ. Я побывала в трёх его городах: Махачкале, Каспийске, Дербенте. Побывала в горных аулах на высоте под 2000 метров над уровнем моря. И да, местный колорит мне нравится: мне нравятся горы, мне нравится местная кухня, мне нравится местные жители: как они встречают, как провожают, как общаются, с какой откровенной и бесхитростной готовностью они рады помочь, подсказать, накормить от души. Гость на Кавказе, так же как и гость в Средней Азии - это счастье, это гордость, это традиции! Азиаты и кавказцы - это самые гостеприимные люди на всем земном шаре. Я в этом уверена! Нельзя пройти мимо их дома и не зайти в гости. Нельзя зайти в гости и остаться не обогретым и не накормленным. Нельзя уйти из гостей не одаренным подарками и не обласканным добрыми напутствиями и пожеланиями. Поэтому мне обидно слышать и видеть комментарии про дичь, про дикарство, про хитрость, про показушную гордость кавказцев, азиатов. Да, русские многое дали всем этим горным республикам. Построили им города, заводы, школы, больницы. Да, мой прапрадед строил Верный. Да, мои бабушка с дедушкой учили местных обрабатывать землю - поднимать целину. Но и славянам у этих народов ой как много есть чему поучиться! И нужно!
Но я отвлеклась. Вернусь к тому, что ещё меня "задело'. Меня задела та строгость и та религиозность, которая вдруг появилась, вылезла из всех щелей и превратила этот край в какой-то почти пакистан...
Я была в Эмиратах. Это ВСЕГДА была религиозная, мусульманская страна. Я с интересом подсматривала там за мужчинами в белых длинных платьях и семенящими за ними женские фигуры в черных простынях. Многие женщины в парандже. Интересно было увидеть, как они едят: наклоняются низко над тарелкой, приподнимают занавеску и быстро суют под нее вилку или ложку.
Но на то они и Арабские Эмираты! Я взяла с собой длинные платья в пол - ведь ехала в чужую страну, чуждую, патриархальную и очень религиозную страну. И увидела, как в Дубае и даже в строгой Шардже смело ходят и в коротких шортах или юбках, и в топах. Смело держатся за руки или идут в обнимку. И никто не делает людям замечания. И мне их не сделали, когда во вторую поездку я приехала уже с багажом привычной мне одежды.
А вот в Дагестане, который Россия и который ни разу не исламский Эмират, сделали. Шорты выше колен - нельзя. И вот такой мои вид гид забраковал, заставил переодеться:
Облегающие футболки на лосины - нельзя. Открытые плечи - нельзя. Хорошо, согласна - мы были в горах, а там живут строгие горцы и горянки. Чтут традиции. Да, в горах не купаются в купальниках. И я уверена, что и в советские времена жители гор были такими же и так же купались в своих горных реках исключительно в закрывающих тело одеяниях. Но я не видела в горных аулах местных жительниц с закрытыми лицами! Вот так выглядели горянки:
А не вот так:
Но что самое поразительное и неприятное! Да, в городах правила к внешнему виду более демократичные. Да, люди там могут ходить вот так:
Или вот так:
Или так:
И даже вот так:
Но почему и зачем они разрешают себе выглядеть вот так!?:
И таких вот много в городах! Или вот ещё - эти приехали в горы. Они - городские, такие же туристы, как и я:
И замечу ещё, что все эти замотанные черные фигуры - это молодые в основном женщины. А дагестанские женщины возраста моих родителей выглядят в основном так же, как я помню их из своего детства в Средней Азии - в платках на затылке, в длинных цветастых платьях, очень улыбчивые, очень добрые, очень заботливые, очень разговорчивые.
Вот зачем? Кто допустил? Кто не препятствует тому, что мусульманские республики в стране под названием Россия, ее молодежь, современное, будущее поколение так исламинизируется? Зачем вы, молодые, красивые девчонки - дагестанки завернулись, как приведения, в черные простыни? Какой ислам вас принуждает прятать лица? Почему Дагестан выглядит как эмиратский штат, но с одним большим отличием - улицы Эмиратов вылизаны и вычищены до блеска! А посмотрите на свои улицы, дороги родного Дагестана. Они же выглядят вот так!
Я очень полюбила Дагестан. За его радушие, за теплоту, за доброту. За приятные, милые моему сердцу воспоминания, навеянные горами, реками, урюком, облепихой, орлом в небе. За море, которое я вообще просто люблю. Но я за то, чтобы в нашей большой, многонациональной, много конфессиональной стране любая религия ушла на задний фон, ее любое искажение не допускалось. Чтобы у нас россиянки: христианки ли они или мусульманки, или буддистки были красивыми, яркими, счастливыми, свободными. А россияне - здоровыми, крепкими и живыми.
А черные простыни с занавеской на лице пусть носят заграницей, в одичавшем Афганистане или Пакистане. Пусть носят их в шикарных Эмиратах - там песок повсюду, им привычно и нужно быть в таких одеяниях. Но бархан Сарыкум это вам ещё не пустыня!