Июль выдался не только солнечным, но и жарким в плане инфраструктурного развития БАМа. 6-7 июля 2024 года на магистрали прошли торжественные мероприятия, посвящённые её 50-летию. Несмотря на торжества, строители-железнодорожники сдали в эксплуатацию множество готовых объектов.
Так, было открыто двухпутное движение на более чем 143 км путей, включая следующие участки:
Участок Хани-Тында:
- Перегон Имангракан — Тас-Юрях (37 км)
Участок Февральск-Новый Ургал:
- Перегон Амган — Туюн (33 км)
Линия Тында-Бамовская:
- Перегон Сети – Федосеев (18 км)
Участок Новый Ургал — Комсомольск-на-Амуре:
- Перегон Силинка – Комсомольск-на-Амуре-2 (16 км)
Участок Комсомольск-на-Амуре — Ванино:
- Перегон Дайчи — Хуту (11 км)
- Перегон Оунэ — Высокогорная (28 км), примыкающий к Кузнецовскому тоннелю
В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона планируется строительство второго Кузнецовского тоннеля к 2032 году для увеличения провозной способности.
Кроме того, для повышения пропускной способности открыты новые разъезды на участке Верхнезейск-Февральск:
- Разъезд 2947 км на перегоне Меун — Дрогошевск (18 км), что позволило существенно сократить перегон
- Разъезд 2699 км на перегоне Верхнезейск – Апетенок (16 км)
- Разъезд 2720 км на перегоне Апетенок — Ижак (29 км)
- Разъезд 2747 км на перегоне Ижак — Ульяновский Строитель (23 км)
В ходе этих работ было построено 28 мостов, 8 водопропускных труб, уложено 57 стрелочных переводов и переработано почти 750 м³ грунта.
Условия строительства на БАМе далеки от комфортных: суровые зимние температуры, вечная мерзлота, высокая обводнённость и сложные горные рельефы. Это требует возведения множества водопропускных сооружений и высоких насыпей.
Много новых объектов строится в зоне вечной мерзлоты. Чтобы инфраструктура не деформировалась из-за тающего грунта, насыпи укреплены охлаждающей скальной наброской по технологии «стена в земле».
Забота об экологии стала доброй традицией. На перегоне Верхнезейск — Апетенок, для сохранения уникальной экосистемы побережья Зейского водохранилища, высадят почти 2,6 тысячи сосен после завершения строительства. А на перегоне Сети — Федосеев применяются технологии, сохраняющие уникальную экосистему леса и реки Тынды. По завершении модернизации здесь высадят более 12 тысяч саженцев даурской лиственницы, а река пополнится молодью сазана.
Завершение комплексной модернизации БАМа позволит повысить провозную способность до конца 2024 года на следующих участках:
- Хани — Тында до 55 млн тонн в год
- Улак — Верхнезейск — Февральск до 50 млн тонн в год
- Февральск — Новый Ургал до 52 млн тонн в год
- Комсомольск-на-Амуре — Ванино до 82 млн тонн в год
К 2032 году весь БАМ должен стать полностью двухпутным, и продолжится его электрификация на восток. Таким образом, БАМ не только преодолевает новый этап своего развития, но и продолжает стать важным связующим звеном между регионами России, способствуя их взаимосоприкосновению и экономическому взаимодействию. Закладываемые в настоящее время основы создают прочный фундамент для будущих поколений и обеспечивают тем самым устойчивое развитие всей страны.