Найти тему

Ял (ялик, yole, yaul, yawl)

Глагол яти в прошед. имеет: ял, но в глубокой древности это слово, вероятно, тоже означало, что и яти=алла, ало, рука, по-Чувашски; ал, рука, по Хивински и т. д.

Лукашевич, Изложение главных законов естественной и наблюдательно-микроскопической астрономии Т. 1, 1884 г., стр. 75

По этимологическому словарю Фасмера: "ял - уменьш. я́лик. Заимств. из англ. уаwl "ялик, лодка" (jɔ:l) от голл. jol)

Этимологический словарь русского языка Т. 4, М. Фасмер, Москва, Прогресс, 1987 г., стр. 553

Можно рассмотреть и другой вариант происхождения ял, если записать как ial=иол или наоборот, как происхождение названия иол. С учетом значения слова приводимого Лукашевичем, то его первоначальное значение могло быть "построенное руками" или "приводимое в движение руками", т.е. гребли в отличии от отталкивания шестом (бот).

Форма на г происходит из графического варианта в ср.-греч., где γι- обозначает придыхательное j.

Этимологический словарь русского языка Т. 4, М. Фасмер, Москва, Прогресс, 1987 г., стр. 136

Отсюда не далеко и до возможного происхождения слова галера - галея, по словарю Фасмера Т.1, стр. 386 и переходом "о" в "а": "гале́ра впервые в 1665 г., также у Петра I; см. Огиенко, РФВ 66, 362. Заимств. из нем. Galeere (засвидетельствовано в 1609 г.) или ит. galera; см. Смирнов 79. Из франц. galere ожидалось бы сущ. м., вопреки Преобр. 1, 117." и там же "галея "вид судна", впервые в Хож. игум. Даниила 91, также Новгор. 1 летоп. и др. (Срезн. I, 509; Фасмер, Гр.-сл. эт. 46). Заимств. из греч. γαλέα – то же или лат. galea; см. Фасмер, там же. В романские и германские языки пришло из греч.; см. М.-Любке 311 и сл.; Эман, Neuphilol. Mitt. 41, 146, вопреки Брюху (ZfromPh 55, 635 и сл.), который считает это слово арабским."

6-oared 26 ft Yawl, 1799 г.,National Maritime Museum, Greenwich, London. ZAZ7128
6-oared 26 ft Yawl, 1799 г.,National Maritime Museum, Greenwich, London. ZAZ7128
YAWL, a small ship's boat, usually rowed by four or six oars. See Boat.

ЯЛ, небольшая корабельная лодка, обычно гребная с четырьмя или шестью веслами. См. Бот.

An universal dictionary of the marine W. Falconer, London, printed for T. Cadell (Successorr to Mr. Millar) in the Strand. 1769 г.

Название ял почти обыкновенное боту, но часто различаются оные по их употреблению, особливо у Голландцев и именуются: ялботы, Дагерботы, Зандботы, Велботы, и проч.

Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть I, СПб, Императорская Академия Наук, 1803 г., стр. 404

15 ft Norway Yawl, National Maritime Museum, Greenwich, London. ZAZ7146
15 ft Norway Yawl, National Maritime Museum, Greenwich, London. ZAZ7146
ЯЛ и ялик. Тоже, что елбот. Небольшое двух или четырех весельное судно, употребляемое на реках для перевоза.

Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть III, СПб, Императорская Академия Наук, 1806 г., стр. 1317

план парусности для 26-футового ялика, выданного "Ариэлю" (1854), 9-пушечному винтовому шлюпу. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ7144
план парусности для 26-футового ялика, выданного "Ариэлю" (1854), 9-пушечному винтовому шлюпу. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ7144
Ял, имя сущ. муж. — Гребное Судно о двух или четырех веслах, служит для перевоза людей, и потребностей какие в оный по величине поместить можно.

Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве, СПб, Ученый комитет главного морского штаба его императорского величества, 1832 г., стр. 180

Чертежи 4-х и 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей гребных шлюпок для судов русского императорского флота, СПб, 1886 г., стр. 13
Чертежи 4-х и 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей гребных шлюпок для судов русского императорского флота, СПб, 1886 г., стр. 13
ЯЛ, а, с. м. Гребное судно о двух или четырех веслах.

Словарь церковно-славянского и русского языка Т. 4, СПб, Типография Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 482

ЯЛИК употребляется, жителями берегов Азовского моря, для ловли красной рыбы крючьями. Промышленники, отправляясь на промысел в море, держатся всегда вблизи берегов, так что при свежем ветре ялик укрывается за косой и направляется в берег.
Ялики строятся по всем местам, лежащим по берегам Азовского моря, и бывают длиною по килю до 35 фут, шириною по верху до 8 фут, глубиною по борт до 3 1/2 фут. Стоимость со всем вооружением до 150 рублей серебром. Строятся из соснового с частью дубового леса. Якорь, кошка, один, весом в 1 1/2 пуда. Вода отливается ручным черпаком.
Ялик. Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. Чертежи и рисунки составленные Ф. Яковлевым к ... [Суда, плавающие по Черному морю и рр. Днепру и Бугу; Суда, плавающие по Азовскому морю и р. Дон], Санкт-Петербург, Морск. учен. ком., 1859-1863, 1863 г., фиг 41.
Ялик. Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. Чертежи и рисунки составленные Ф. Яковлевым к ... [Суда, плавающие по Черному морю и рр. Днепру и Бугу; Суда, плавающие по Азовскому морю и р. Дон], Санкт-Петербург, Морск. учен. ком., 1859-1863, 1863 г., фиг 41.
Образование мидель-шпангоута в подводной части круглое, а в надводной—стены уклоняются в на ружу. На прямой сосновый киль, толщиною 5, шириною до 6 дюйм., ставятся в расстоянии 1 1/2 фута дугообразные дубовые тагуны (шпангоуты), состоящее из подошв (флортимберсов, толщиною в правке и по лекалу до 3-х дюйм.) и двух ножек (топтимберсов), идущих до самого верха борта. Ножки присоединяются к боковым граням флортимберсов в накладку и скрепляются с ними гвоздями. На подошвы тагунов кладется пармизан (кильсон), и крепится вместе с тагунами и килем железными гвоздями. На переднюю оконечность киля ставится прямой водорез (форштевень), уклоненный вперед до 40°, имея с боковых сторон шпунты, куда притыкаются и крепятся концы досок наружной обшивки. На задний конец киля ставится ахтерштевень, к передней стороне которого приделывается небольшой шпигель, вырезанный из толстой доски, к которой крепятся концы досок наружной обшивки. Оба штевня с килем связываются деревянными кницами, скрепляющимися с ними и килем, железными гвоздями и деревянными нагелями. Верхние оконечности топтимберсов покрываются планширем, который в носовой и кормовой части значительно возвышается и тем дает большую седловатость борту. Наружная обшивка состоит из сосновых или елевых досок, толщиною в 1 1/2 дюйма, шириною до 13 дюймов, и крепится с тагунами железными гвоздями. По закреплении наружной обшивки, вводятся поворотные шпангоуты, из коих, по одному с каждой стороны, в носовой части, пропускаются фута на 1 1/2 выше планширя; они служат кнехта мидля крепления якорного каната. Внутри весь ялик обшивается тонкими сосновыми досками. С наружной стороны планширя, кругом всего судна, набивается бычек ("горбыль, толщиною в 3 1/2 дюйма), служащий к сохранению борта. Пазы наружной обшивки конопатятся пенькою и весь ялик снаружи смолится. Руль навешивается к задней стороне ахтерштевня на железных крючьях и петлях. Палубы на яликах не бывает, а в носовой и кормовой части устраиваются небольшие площадки; на первой из них помещается якорь, а на второй рулевой. Между площадками по длине судна размещаются 3 банки. На яликах бывает две выемные мачты; передняя из них помещается почти у самого штевня, а задняя немного далее, от средины киля в корму. На верхние концы мачт накладываются по две пары вант. Есть бушприт, но он не всегда бывает в употреблении, а смотря по мере надобности выдвигается в дыру, порезанную в голове форштевня, и тогда на нем распускается небольшой кливер. Паруса на мачтах фок и грот косые рейковые. Реи поднимаются гиндациями (фалами), проходящими в блоки, привязанные к тем частям мачт, где накладываются ванты. На яликах бывает от 4 до 6 весел. Судорабочих от 4 до 6 человек.

Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном: Описание купеческих судов, плавающих по морям и рекам Южной России; Сост. корпуса корабельных инж. подпоручик Яковлев. Санкт-Петербург, Морск. учен. ком., 1859-1863, 1863 г., стр. 63-65

Чертежи парусности 4-х и 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей гребных шлюпок для судов русского императорского флота, СПб, 1886 г., стр. 13
Чертежи парусности 4-х и 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей гребных шлюпок для судов русского императорского флота, СПб, 1886 г., стр. 13
Ялик, уменьш. от ял, голл. Jol— Небольшая шлюпка.

Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, Москва, Манухин А. И., 1865 г., стр. 709

Парусность ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Парусность ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Ял м. ялик, небольшое гребное судно, о 2-х, 4-х веслах; шлюбка.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4, Москва, 1866 г., стр. 620

Парусность ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Парусность ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Ялами называются вообще короткие и широкие шлюпки о 8, 6, 4 и 2 вёслах. Последние иногда делаются для одного гребца; такая шлюпка называется туз, а вообще такого рода шлюпки различаются по числу весел и называются: восьмерка, шестерка, четверка, двойка.
Катера и ялы употребляются для разных посылок и для лёгких работ.
Высота мачт соразмеряется с величиной гребных судов, так напр. на самых больших баркасах грот мачта бывает от 27 до 31 фута; на катерах от 26 до 16 ф.; на шлюпках от 10 до 16 ф., остальные мачты конечно бывают меньших размеров. На дно кладется балласт.
Весла для баркасов бывают от 16 ½ до 19 фут; для катеров от 13 до 16 ф., для ялов и шлюпок от 9 до 12 фут. Из полной длины весла 1/3 составляет его лопасть, а величина валька зависит от ширины шлюпки. Ручки у вальков делаются в 3 дюйма, а ширину лопасти дают от 5 до 7 дюймов. На всех этих судах гребцы сидят на банках в два ряда, по обоим сторонам судов и выкидывают свои весла с той стороны, с которой сидят.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 306-307

Чертежи 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Чертежи 6-ти весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Ялик, небольшая лодка, в 1 или 2 гребца, употребляемая перевозчиками.
Ял (Yole, Yaul)-небольшая четырёхвесельная шлюпка на военных суднах. Я. также называют всякую большую лодку, которая имеет нe менее 6 весел.

Всенаучный энциклопедический словарь Часть III. Ф.—V., СПб, Небе Х. К., 1882 г., стр. 1544-1545

Чертежи 4-х и 2-х весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Чертежи 4-х и 2-х весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Чертежи 4-х и 2-х весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г. Добавьте описание
Чертежи 4-х и 2-х весельных ялов. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г. Добавьте описание

Рабочий ял

Рабочий ял, Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 14-15
Рабочий ял, Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 14-15
Рабочий ял служит для всевозможных работ, …, и для сообщения экипажа с берегом.
Чертеж 2 дает шлюпку очень остойчивую, но не слишком тяжелую на ходу, с хорошими мореходными качествами.
Длина 6,72 м.
Ширина с обшивкой 1,98 м.
Высота 0,77 м.
Вместимость 6,147 кб. м.
Число людей 26.
Шлюпка рассчитана также на 10 весел и имеет парусность, пропорционально несколько большую, чем парусность спасательной шлюпки.

Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 11

Ял, Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 30
Ял, Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 30
Из ялов наиболее важен для работ и имеет лучшие качества шестивесельный ял, или шестерка, которая, однако, по своей величине допускает применение восьми весел. Шестерки вообще обладают хорошими мореходными и парусными качествами, и ими особенно пользуются для гонок. Немецкие восьмивесельные ялы (черт. IV), почти соответствующие по величине нашим шестивесельным, снабжаются так же, как и вельботы, очень хорошим парусным вооружением. Длина их 6,00 м., ширина с обшивкой 1,9 м., высота 0,77, вес корпуса 550 кг., вес инвентаря 270 кг., число людей 20 (грузоподъемность 1500 кг.).

Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 29