Найти тему

Эмили Дикинсон: Тихий голос, изменивший поэзию

Оглавление

Есть такие люди, которые словно метеоры – вспыхивают ярко, но ненадолго. Эмили Дикинсон – не из таких. Она, скорее, как далекая звезда: при жизни едва заметная, но после смерти озарившая весь литературный небосклон.

Детство и юность Эмили Дикинсон 

Вы когда-нибудь бывали в маленьких американских городках? Вот такой был Амхерст в Массачусетсе, где 10 декабря 1830 года родилась наша Эмили. Представьте себе большой дом на Мейн-стрит, который местные прозвали "Усадьбой". Здесь и прошло детство будущей поэтессы.

Папаша Эмили, Эдвард Дикинсон, был тем еще фруктом - известный юрист и политик, дома вел себя как генерал на плацу. А мама, тоже Эмили, была тихоней - эдакая барышня-крестьянка с вечно пошатнувшимся здоровьем.

Маленькая Эмили росла настоящим чертенком в юбке. Вместе с братом Остином и сестрой Лавинией они носились по саду как угорелые. Эмили могла часами пялиться на какую-нибудь букашку или листик, будто это было самое интересное зрелище на свете.

Кто бы мог подумать, глядя на эту егозу, что она станет затворницей и великим поэтом? Но именно эти детские впечатления, эта любовь к природе потом выстрелят в ее стихах, как ружье на стене в пьесе Чехова.

Образование и литературные влияния 

Учеба давалась Эмили легко, как рыбе плавание. Сначала Амхерстская академия, потом женский семинарий Маунт-Холиок. Но знаете, что интересно? В семинарии Эмили столкнулась с таким религиозным напором, что ее буквально стошнило от этого. Этот опыт потом аукнется в ее стихах – она будет играть с религиозными идеями, как кошка с мышкой.

А читала Эмили запоем. Шекспир, сестры Бронте, Эмерсон – все это было ее духовной пищей. Но особенно она втрескалась в поэзию Роберта и Элизабет Браунинг. Их стихи были для нее как путеводная звезда, помогая найти свой собственный, неповторимый голос в поэзии.

Затворническая жизнь и творчество

Знаете, как бывает: сидишь дома пару дней, и уже не хочется никуда выходить? Так вот, Эмили довела это до абсолюта. К тридцати годам она практически забаррикадировалась в родительском доме. Местные сплетники чесали языки - мол, может, она вампир или у нее третий глаз во лбу?

На самом деле, Эмили просто нашла свой способ общаться с миром - через письма и стихи. Ее комната стала чем-то вроде творческой лаборатории. Представьте: сидит она там, как безумный ученый, и колдует над словами.

Писала Эмили каждый день, как одержимая. Любой клочок бумаги мог стать полем битвы для ее мыслей. Она собирала эти стихи в самодельные книжечки - называла их "фасцикулами". Звучит как название какой-то редкой болезни, правда?

А процесс написания стихов у нее был похож на работу ювелира. Каждое слово она вертела и так и эдак, пока оно не начинало сверкать, как бриллиант. В результате получались стихи - настоящие шкатулки с двойным дном, полные скрытых смыслов.

Особенности поэтического стиля Дикинсон 

Если бы стихи Эмили Дикинсон были человеком, это был бы панк-рокер в викторианском платье. Серьезно! Она так лихо нарушала все правила, что консервативные критики, наверное, хватались за сердце.

Во-первых, ее стихи короткие, как СМС-ки. Но каждое слово бьет, как боксерский хук. А ритм? Он скачет, как пьяный кенгуру. И знаете, что самое крутое? Тире! Дикинсон их использовала, как Джими Хендрикс - гитарные риффы. 

Грамматика и рифма? Пф-ф, это для слабаков! Эмили их мяла, как пластилин. Ее стихи - это как загадки из "Поля чудес", только круче. А еще она обожала большие буквы посреди строк. Представьте, что читаете текст, а там вдруг БАХ - и слово "Надежда" с большой буквы. Сразу понятно - это что-то важное.

Язык Дикинсон - это просто фейерверк метафор. Она могла сравнить надежду с "пернатой штучкой". Типа, чирик-чирик - и улетела. А ее парадоксы? Это как если бы Эйнштейн писал любовные записки.

Читать Дикинсон - это как разгадывать кроссворд, написанный инопланетянином. Каждый раз находишь что-то новое, и мозг закипает от удовольствия.

Основные темы в поэзии Дикинсон 

Так, о чем же писала наша затворница? Держитесь крепче, потому что темы у нее – просто американские горки для мозга.

Начнем со смерти. Эмили писала о ней так часто, будто та была ее лучшей подругой. Но не думайте, что все мрачно – иногда она подшучивала над смертью, как над незадачливым ухажером.

Природа – это вообще ее конек. Эмили могла найти целую вселенную в слюнях какой-нибудь пчелы. Ей бы экологом работать, честное слово!

А любовь и одиночество? Тут Эмили – как искусный бармен, смешивающий коктейль из страсти и тоски. Она препарировала чувства со снайперской точностью.

И куда же без религии? Эмили вела с Богом такие диалоги, что святые в раю, наверное, краснели. Она то спорила с Всевышним, то восхищалась им – прямо как с сварливым, но любимым дедушкой.

В общем, темы у Дикинсон – как слоеный пирог. Каждый раз откусываешь – и новый вкус. И послевкусие – на всю жизнь.

Отношение к публикации при жизни 

Знаете, как некоторые люди боятся публичных выступлений? Так вот, Эмили Дикинсон боялась публикаций. При жизни она напечатала меньше дюжины стихов, да и то анонимно. 

Для Эмили поэзия была как личный дневник – интимная штука, не для чужих глаз. Она рассылала стихи друзьям в письмах, как мы сейчас отправляем мемы в мессенджерах. Но опубликовать? Нет уж, увольте!

"Публикация – это аукцион ума человеческого", – писала она. Видимо, считала, что издатели – как барыги на рынке, торгующие чужими мыслями. В общем, Эмили предпочитала держать свою поэзию при себе, как дракон – сокровища.

Посмертное открытие и публикация стихов

Представьте себе такую сцену: 1886 год, Эмили отправилась в мир иной, а ее сестра Лавиния роется в ее вещах. И тут находит кучу самодельных книжечек со стихами. Это было как найти карту сокровищ на чердаке старого дома!

В 1890 году выходит первый сборник стихов Дикинсон. И тут литературный мир словно получил ведро ледяной воды на голову. Одни критики были в восторге, другие в шоке. Типа, что это за странные стихи? Где рифма? Где ритм? Что за чертовщина с этими тире?

Но постепенно народ распробовал. Каждая новая публикация стихов Эмили была как новый сезон крутого сериала. Литературоведы до сих пор копаются в ее наследии, как археологи в древних руинах. И, похоже, конца-краю этому не видно!

Влияние творчества Дикинсон на американскую и мировую поэзию 

Эмили Дикинсон в поэзии – это как Стив Джобс в мире технологий. Она не изобрела поэзию, но чертовски сильно ее изменила. Представьте, что кто-то в XIX веке начал писать рэп – вот такой эффект произвели ее стихи.

Она влияла на поэтов XX века, как Йода на джедаев. Сильвия Плат, Элизабет Бишоп, Уильям Карлос Уильямс – все они были немножко "под Дикинсон". Ее лаконичный стиль и глубина мысли – это как если бы кто-то умудрился запихнуть "Войну и мир" в твит.

Эмили стала своего рода мостом между классикой и модерном. Она показала, что можно писать о сложных вещах простым языком, как будто объясняешь квантовую физику пятилетке.

А для феминисток Дикинсон стала кем-то вроде Жанны д'Арк от поэзии. Она доказала, что женщина может писать не хуже (а то и лучше) любого мужика с пером и чернильницей.

Современное восприятие и изучение наследия Дикинсон 

Эмили Дикинсон сейчас как горячие пирожки – нарасхват. В школах ее стихи зубрят, в универах над ней диссертации пишут. Какой-нибудь профессор, наверное, прямо сейчас корпит над статьей "Влияние фазы луны на использование тире у Дикинсон".

А ее домик в Амхерсте? Это теперь как Диснейленд для книжных червей. Народ туда валом валит – потрогать стены, подышать воздухом, может, надеются, что поэтический гений прилипнет.

И ведь что удивительно – Эмили до сих пор умудряется быть современной. Музыканты ее на ноты кладут, художники малюют, режиссеры кино снимают. Вот уж правда – мертвые поэты правят миром. Интересно, что бы сама Эмили об этом подумала? Наверное, посмеялась бы в кулачок и черканула пару строк о славе посмертной.

Заключение: место Эмили Дикинсон в истории литературы и культуры 

В общем, Эмили Дикинсон – это как редкий бриллиант в мире поэзии. Она сияет уже больше века, и конца этому сиянию не видно. Ее стихи – как хороший виски: чем дольше выдерживаются, тем вкуснее становятся.