Фестиваль «Горький +»
Режиссер - Денис Хуснияров.
Художник- постановщик - Александр Мохов.
Кого хоронят Горький и Хуснияров?
Режиссер изменил название пьесы намеренно. В центре его спектакля, на первый взгляд, проблема семьи. Но семья, как известно, - малая церковь. Гибель семьи - это и гибель всей христианской цивилизации, в которой центральной фигурой является фигура Отца, то есть Бога. Отсюда и название «Отец». Поэтому замысел пьесы масштабнее. Это спектакль про крушение христианской системы ценностей и, как следствие, института семьи.
Будучи ребенком, Горький наблюдал крушение своей семьи. Дядья забили до смерти своих жен. Мать Алеши Пешкова вернулась домой после скоропостижной смерти мужа от холеры. Тут-то и начался передел собственности. Братья ушли из дома.
Как известно, М.Горький был последователем Ницше, который выразил умонастроение эпохи в лаконичной фразе: «Бог умер». Когда в конце спектакля Любовь (Кассандра) произносит фразу: «Отец умер», ее слова означает приговор миру, повторенный Горьким вслед за Ницше: «Бог умер». Мир этих людей богооставлен и пуст. Отныне - вместо божественного света только неоновый и пустота.
Но есть ли что-то, что по мысли Горького может заменить идею Бога? В спектакле идея гибели семьи имеет опосредованное отношение к марксистской идеологии.
Театральный критик Алла Шевелева перед спектаклем прокомментировала, что спектакль Хусниярова про то, что персонажи пьесы - мертвецы и их скоро снесет ход истории и поднимающиеся трудовые массы, которых в пьесе нет, но они представлены некоторыми персонажами. Видимо, это мать осужденного революционера, госпожа Соколова (Александра Комарова), товарищи ее сына по оружию и новый знакомый Петра, тоже с револьвером.
Но у Хусниярова текст спектакля не только про конец паразитирующего класса. На мой взгляд, в фокусе Хусниярова не классовый вопрос, а вопрос духовности. Каков он, нарождающийся новый мир, и как в нем будут жить люди? Вот главные вопросы пьесы. Конечно, режиссер развернул пьесу лицом к нам, чтобы показать и осветить в прямом смысле свершившуюся перемену декораций, то есть систему ценностей. Дома больше нет! Черная сцена с пустыми рамами-квадратами смотрит на нас, и мы наследники того, что случилось в «доме Коломийцева».
Весь текст пьесы пронизан аллюзиями на Библию. Семья Коломийцева моногамная. В ней два мужа, одна жена и их дети. В христианском плане это не семья. Это надругательство над символом Троицы.
И главное: основой христианской семьи является любовь. Здесь любви нет. Отец (Ренат Фатхиев) готов продать дочь Веру (Эвелин Завричко). Сын Александр (Загир Яруллин) уже развращен: он циник и нахлебник. Надежда (Карина Фат-Ермеева) - мещанка. Она самая циничная из всех сестер. Оправдывает измены мужу с говорящей фамилией Лещ (Асхат Накиев) и учит этому Веру.
Любовь (Светлана Бронникова) изуродована и физически, и нравственно. Она доходит до отрицания всех основ мира, говоря про смерть своего отца, Якова: «Смерть покорно служит делу жизни... Слабое, ненужное гибнет...» Так и слышится за этим афоризм Ницше: человек - это то, что нужно преодолеть.
Мир должен очиститься от скверны капитализма, по мысли Горького, и возникнет новый человек, которого воспитает культура. Культуру писатель боготворил. В центре семьи два брата. Яков (Дмитрий Гусев) предал Ивана и вступил в связь с его женой. Два брата воплощают крушение идеи братской любви. И они же транслируют идею Горького о двойственности человека. Иван в черном. Он низок и жесток. Яков милосерден до самоотречения. Горький верил в идею человечности, в то, что можно создать своего Бога по образу и подобию хороших людей. На примере матери Софьи (Лада Николаева) и сестер писатель показывает отмену христианских добродетелей в обществе. Они никому не нужны в мире капитала. Как известно, без любви человек становится жестоким и циничным. Вера (Эвелина Завричко) теряет веру и решает выйти замуж «за деньги», после ночи, проведенной с Якоревым (Мельсик Петросян). Ее сестра Любовь зла и жестока.
Надежда развратна и цинична. Ей не жаль никого. Мальчик Петр (Владислав Нурисламов) предает отца и мать, объявляя, что ищет родителей, более благородных духом. Если в первой части мы видим стол, за которым собирается семья, то во второй - персонажи освобождены от любых связей в мире. Они помещены художником-постановщиком (Александр Мохов) в черное пустое пространство с громадными рамами, подсвеченными неоновым светом, символизирующими громадность их притязаний на жизнь и значительность. Они находятся в театральном пространстве, где считают себя режиссерами своей жизни.
Ужасная сцена изгнания отцом ущербной Любови (девушка с горбом, потому что ее уронил отец в младенчестве) из-за стола в первой части, при молчаливом согласии матери и всех детей, есть пролог ко второй части, где одиноки все.
В той жизни они еще сидели плечом к плечу. Здесь - держатся на расстоянии друг от друга, образуя временные партии друг против друга. А сам отец Коломийцев напоминает клоуна. Он чрезвычайно деятелен и бодр. Коломийцев любит порассуждать, что его место в семье подобно положению Бога, но это только бравада.
Болевой точкой спектакля для меня стала Федосья, нянька (Ольга Мусина), напомнившая мне образ бабушки Горького. Эта женщина, вырастившая в доме всех детей и называющая любовно Петра своим последним, оказалась в углу, никому не нужной. Но роль у нее есть. Она - хранительница народной культуры. Весь спектакль няня поет народные песни. Они - своеобразный саундтрек спектакля. Режиссер через пение Федосьи и небрежение к ней всей семьи показывает и нравственную деградацию этих людей, и значение народной культуры. Няня встречала всех детей на этот свет, и она же с любовью проводила Якова в последний путь колыбельной песней, призывающей ангелов встречать новую душу: «А Успенья Божья Мать уведи раба Божьего спать». Именно нянька напоминает детям про то, что Софью надо как икону почитать, но дети топчут мать ногами.
Недостатком самой пьесы Горького считаю однобокость в изображении Ивана и Софьи. Они - дворяне, следовательно, получили блестящее образование. А Горький не знал дворян. Он знал рабочих, купцов, разночинцев, но не дворян. Поэтому у него Иван чересчур утрирован, до клоунства. Он лишен чести. А Софья - женщина, больше похожая на задавленную бытом купчиху, а не дворянку. В ней нет чувство собственного достоинства. Но и купеческой эту семью не назовешь, потому что в семье нет культа труда и капитала. Есть стремление обогатиться за счет должности и удачной женитьбы дочери. Перед нами какие-то странные дворяне переходного времени. И эта непонятность с происхождением делает пьесу не совсем живой.
Хуснияров, «вставив семью в современную раму», сделал всю ситуацию более правдивой. Глава семьи - современный полицейский, без всякого культурного бэкграунда. Это очень точно. Его дети, кто развращен, кто себя ищет, как Петр, но ни у кого нет почвы под ногами. Это могла бы быть вера в Бога или в необходимость труда и благотворительности, как это было у купцов, или культура, как у дворян. Здесь ничего этого нет. Словом, спектакль о гибели семьи в безвоздушном разреженном пространстве, то есть вне веры и всякой культуры (и народной, и европейской), то есть всего того, что делает человека человеком.
Тема семьи актуальна как никогда в нашу эпоху. Какой должна быть семья и на каких основаниях строится? Споры вокруг этих вопросов идут ожесточенные и со стороны консерваторов, и со стороны либералов. Не случайно очень популярным стал американский сериал «Наследники». Очевидно одно: семья видоизменяется.
А что вы думаете? Какой должна быть семья?
Браво режиссеру и всему актерскому составу!!!