Как страна переехала из землянок в собственные квартиры?
Для нас сейчас очень привычно подняться на свой этаж и открыть дверь собственной квартиры, открыть свой холодильник, поужинав сесть на диван и посмотреть что-нибудь из ленты дзена, но еще 60 лет назад это было весьма и весьма проблематично.
У людей не было такой простой блажи, как собственная жилая площадь. Вы можете возразить, простая?
- Да, ведь есть ипотека, съем, на крайний случай квартира, оставшаяся в наследство. Для рядового советского труженика квартирный вопрос стоял весьма остро.
Экскурс в историю.
Царская Россия, начало XX века.
Древле православное государство, занимавшее большую часть суши хоть и славится своими промышленниками, купцами и ремесленниками, хоть и пестрит своим гением, но все же остается страной аграрной. Это тот тип общественного строя, где большая часть людей занято сельским хозяйством.
Они живут в своих деревнях, зимой выходя в город и устраиваются на фабрики, весной же, снимаются с работ и возвращаются в деревню. По данным опроса, проведенного Арсением Морозовым на фабрике К-о Богородско-Глуховской мануфактуры, в 1905 году, 60% крестьян занятых на его фабрике не потеряли связи с землей, что означает, что они не осели в городе и по наступлению оттепели они возвратятся к своим наделам.
Итак, крестьянин живет у себя в избе, зимой живет в артели. Это вид общежития для рабочих, где они живут на постоянной основе. Некий аналог хостела, так как порядка 10-15% заработка уходило на оплату такого жилища тянуть и возвращаться в село с деньгами ему проблематично.
По условиям прибывания это жилье было не однотипным. Где-то, как на фабриках Морозовых – это были хорошо оборудованные, хоть и тесные, жилые помещения. У других фабрикантов были бараки для размещения. И в первом и в во втором случае народ хотел для себя лучшей доли – так разразилась сначала первая, а затем Февральская и Октябрьская революции.
Дальше все происходило, как по учебнику:
Продразверстка;
Продотряды;
Продналог…
После революции.
Страну раздирала Гражданская война. Красный террор сменялся белым, потом наоборот. В общем, чтобы не становиться непосредственным участником этих процессов многие крестьяне стали перебираться в город и впервые возникает острый дефицит жилых помещений.
Страна управляется директивно, ничего нового, без соответствующего распоряжения не строится – так начинается массовое строительство всем знакомых деревянных бараков и превращение купеческих доходных домов и дворянских поместий в коммунальные квартиры, но это ситуацию исправить кардинальным образом не могло. Так начались уменьшаться нормы занимаемой жилплощади. Ситуация привела к тому, что норматив уменьшился до 1.5 квадратных метра на проживающего человека!
Оправившись от ужасов гражданской войны, советское правительство стало думать над решением этой проблемы – так начинаются строиться дома Советов, разрабатываться первые типовые проекты застройки, а позднее на аванс-сцену вошли всеми узнаваемые и любимые «Сталинки».
В 1936 году было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении строительного дела и удешевлении строительства», что инициировало процесс индустриализации и стандартизации в строительной отрасли. В преддверии войны проводились исследования по типизации продукции; начали использовать железобетонные ступени и плиты перекрытий, а в крупных городах появились первые советские здания, построенные из крупных блоков. При застройке Большой Калужской улицы в Москве опробованы поточно-скоростные методы, однако разработка полноценной жилой серии не была поставлена в приоритет. Индустриализация и стандартизация не должны были упрощать эстетику фасадов. На примере «Ажурного дома» А. К. Бурова и Б. Н. Блохина, созданного в 1940 году, было продемонстрировано, что индустриальное строительство и разнообразная архитектура могут мирно сосуществовать.
Это жилье начинало отвечать не только функциональному назначению – расселить людей, но и смысловой. Сталинское социалистическое строительство должно было показать плюсы социализма. Проводимая индустриализация должна была отразиться на всех аспектах жизни рядового советского труженика, воспев и наградив за его труд, а выстроенные микрорайоны должны были стать витриной социализма, но расселить всех людей не удалось и дело не в Великой Отечественной Войне, а в сроках возведения такого жилья.
Несомненной Сталинская архитектура великолепна. Смесь античной архитектуры и эклектики по сей день завораживают своей красотой, но за счет этого и увеличивался срок сдачи такого объекта.
Вторая Мировая Война, в этом смысле унесла результаты социалистического строительства за собой, оставив страну без жилья. Восстанавливать и создавать жилье пришлось пленным немцами, зато в каждом городе западной части постсоветского пространства появились отчетливо знакомые спальные районы с двухэтажной застройкой и гордой фразой живущих:
- Этот дом немцы строили!
Типовое строительство
В 1948 году в Москве началось строительство первых экспериментальных каркасно-панельных домов. Первым был сдан 4-этажный коридорный дом по адресу пр. Будённого, 43, спроектированный архитектурной группой во главе с В. И. Богомоловым. Он имел металлический каркас и навесные железобетонные панели. Затем был построен целый квартал вдоль 1-го Хорошёвского проезда, включая 4- и 5-этажные здания с металлическими и железобетонными каркасами, оформленные гирляндами под окнами и декоративными элементами, скрывающими соединения панелей. Впервые здесь применили сборные марши. Архитектор М. В. Посохин подчеркивал, что новые строительные технологии могут обогащать архитектурное наследие, способствуя более быстрому возведению зданий по сравнению с кирпичными.
В мае 1949 года по инициативе Н. С. Хрущёва на Украине стартовало крупнопанельное домостроение. В 1950 году в Магнитогорске был возведён первый бескаркасный крупнопанельный дом, спроектированный Институтом строительной техники. Этот дом имел три этажа и наружные панели толщиной 300 мм. Опыт стал успешным и привёл к проектированию заводов по производству железобетонных изделий.
Спустя неделю, после похорон И. В. Сталина на заседании Верховного Совета СССР Г. М. Маленков призвал к увеличению жилищного строительства, так как это вопрос стоял наиболее остро, про Маленкова дале сложили колхозники пословицу:
«Пришел Маленков – поели блинков», так уж его инициативы нравились народу!
Подготовка к новой реформе активно начала проводиться уже в этом году. 18 августа 1953 года была отправлена секретная «Справка ЦСУ СССР» Л. М. Кагановичу о состоянии жилищного фонда в городах за 1940—1952 годы, а в марте 1954 года Маленкову была представлена докладная записка о коммунальном обслуживании. В 1954 году в газетах активно начали публиковать материалы о типовом строительстве, а в прессе стали звучать критические замечания касательно «большого стиля». Отмечалось это в пафосности, крикливости, даже, простите, буржуазности!
Однако острый жилищный кризис оставался неразрешенным, на что влияли факторы, такие как быстрая урбанизация и старение жилого фонда. В 1952 году общий размер жилищного фонда городов достиг 208,2 млн м², что не соответствовало росту населения. Кроме того, значительная часть жилья представляли собой неблагоустроенные бараки.
Хрущевки - начало...
Выступление Н. С. Хрущёва на строительном совещании 7 декабря 1954 года он окончательно раскритиковал сталинскую архитектуру и призвал к архитекторов к индустриализации и выработке решений по сокращение сроков строительства.
4 ноября 1955 года принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», окончательно положившее конец периоду сталинского зодчества. Перейдя на модернистский язык, советская архитектура вернулась в русло мировой архитектуры модернизма. Жилищное строительство почти полностью стало вестись по типовым проектам, с постепенно увеличивающейся долей индустриально изготовляемых элементов. Вышедшее годом ранее постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» предписывало строительство 400 заводов сборных железобетонных изделий, требовало по возможности заменять металл сборным железобетоном.
Согласно воспоминаниям проектировщиков, возведение «пятиэтажек» воспринималось как символ демократических преобразований в обществе: «строительство для человека, о котором вспомнили среди серьезных государственных дел и забот».
Экономия достигалась через рациональное использование жилого пространства и стандартизацию решений. Все нормы размеров и площади помещений были уменьшены. В рекламном ролике новых квартир звучал голос диктора, который сообщал: чтобы приготовить борщ в старой квартире, необходимо пройти 500 шагов, в то время как в новой небольшой кухне площадью 5,6 м² все важные предметы находятся рядом, и до них можно легко дотянуться. В результате небольшие размеры квартир побудили промышленность к созданию мебели более компактных форм. Так со стандартной застройкой возникла уникальная эстетика малых и удобных вещей. Стандартизация затронула не только мебель, но и повседневные распорядки людей. В конечном итоге затраты на строительство «хрущёвок» снизились по сравнению с периодом сталинского строительства более чем на 30%.
На протяжении экспериментального строительства было протестировано множество конструкций панелей и узлов, а также разработаны методы их транспортировки, монтажа и отделки. Основным недостатком этого процесса было отсутствие целостного подхода: архитектурно-планировочные решения разрабатывались без учета технологий производства изделий и необходимого оборудования. Это создавало необходимость подготовки систем крупнопанельного строительства для масштабного применения. Прогрессивным шагом стало введение нового подхода к организации строительства с использованием мощностей домостроительных комбинатов (ДСК). В период с 1946 по 1956 годы в Советском Союзе было возведено около 225 построек из крупнопанельных конструкций.
Кирпичное строительство также развивалось в процессе индустриализации. В сборных конструкциях стали использовать железобетонные элементы для перекрытий, фундаментов и лестниц, а для перегородок заместо дерева вводились гипсобетонные блоки. Однако кирпичные блоки в несущих стенах не получили широкого распространения. Крупноблочное строительство оказалось более перспективным, и были предприняты попытки реализации этажного строительства и объемно-блочных методов.
В 1956 году по распоряжению правительства Госстрой СССР и Союз архитекторов провели конкурс на разработку квартир для семейного использования по трём климатическим зонам. Первую премию в первой категории получила разработка серии № 1 от Горстройпроекта и Института жилища АСиА СССР, которая отметилась хорошими технико-экономическими показателями и универсальностью в методах строительства и конструкциях, без изменения планировок. Эта серия стала основой для последующих проектов 1958—1963 годов, известных как «хрущёвки».
Какой вывод можно заключить из всего вышесказанного, что не даром у Москвичей из Мастера и Маргариты жилищный вопрос стоял так остро. Но то ли Хрущев молодец, толи он был Волондом, однако большая часть страны живет в его наследии до сих пор. Пускай оно не соответствует текущим требованиям. Пускай оно выглядит невзрачно, зато вся страна смогла получить свой угол и право не драться за чайник, а неспеша посидеть на кухне, не думая, что раздосадованный сосед посмеет нарушить ваше благородное одиночество.
В заключении мне хочется добавить еще выдержку из книги Зощенко «Рассказы», уж больно хорошо они сюда ложатся. https://t.me/c/1239034029/2587
Также смотрите новостной выпуск 1960 года о строительстве «Хрущевок» по ссылке: