Неожиданное вторжение Украины в Курскую область застало Кремль врасплох. Бывший полковник бундесвера и военный эксперт Ральф Д. Тиле не считает, что украинцев ждёт ошеломительный успех. Вместо этого он ожидает сокрушительной реакции Путина примерно через две недели.
Это была "звонкая пощечина" Путину, цитирует российских чиновников независимая газета "Moscow Times". Курское наступление украинцев не только застало кремлевского лидера врасплох, но и стало для него личным унижением.
В интервью FOCUS online бывший полковник бундесвера и председатель Политико-милитаристского общества Ральф Д. Тиле объясняет, как это унижение повлияло на ход войны и как теперь может реагировать Путин. Для военного эксперта ясно одно: вторжение показало слабости российской стороны. Но реакция последует - правда, с задержкой.
FOCUS online: Господин Тиле, на прошлой неделе вы говорили о динамичной ситуации в Курске. Как изменилась ситуация на месте с тех пор?
Ральф Д. Тиле: На удивление мало. Ни Запад, ни эксперты, ни правительственные чиновники не имеют чёткого представления о конкретных украинских целях. Даже Зеленский, который с тех пор сделал заявление, не объявляет никаких чётких военных целей вторжения. Его затея была и остаётся высокорискованной операцией, которая контрпродуктивна для ситуации на фронте.
Почему контрпродуктивна?
Тиле: Украинцам не хватает личного состава, качества и боеприпасов. Он забирает ресурсы у четырех хорошо расположенных бригад и отправляет их в Россию, хотя можно быть уверенными, что они там и сложат головы.
Курская операция Украины: "Отчаянный поступок без перспектив на успех"
Это стратегическое решение или скорее акт отчаяния?
Тиле: Намерения остаются неясными. Судя по всему, это информационная операция, цель которой - произвести впечатление на внутреннюю клиентуру и оживить ослабевающую поддержку Запада, показав, на что Украина способна в военном отношении. Зеленский хочет обеспечить обещанные поставки Запада.
Однако, на мой взгляд, трудно понять, почему дорогостоящее оборудование отправляется не для обороны своей страны, а в Россию для очевидного уничтожения. В лучшем случае можно было с надеждой предположить, что Россия отведёи часть своих сил с фронта. В худшем случае это отчаянный поступок, не имеющий никаких перспектив на успех.
Как Путин может отреагировать на это сейчас?
Тиле: Стратегически у Путина простая задача: он должен прояснить ситуацию, прояснить её раз и навсегда. Как мы знаем, Украина развернула небольшие силы, около 1000 человек. В настоящее время эти силы не занимают больших территорий, а только небольшие участки, откуда они делают вылазкит, уничтожают русскую военную технику или берут солдат в плен. Путин должен предотвратить их дальнейшее продвижение и полностью обезопасить территорию, особенно на границе.
Насколько реалистично то, что Путин хочет и может реализовать это в отношении восточного фронта?
Тиле: У Путина есть большой контингент войск поблизости, не непосредственно на в месте прорыва, но в Курской области. Эти войска в основном не имеют боевого опыта, в то время как украинские войска имеют боевой опыт, что даёт им определенное преимущество. Путину пришлось бы перебросить большую массу солдат и оружия, чтобы создать превосходство. Поэтому Украина надеется, что Путин выведет войска из Донбасса, где идут самые тяжёлые бои.
Но этого не произойдёт?
Тиле: Этот сценарий кажется маловероятным с точки зрения Путина, поскольку он добивается на Донбассе успеха. Как только территория будет закреплена, он сможет уничтожить или взять в плен украинские войска под Курском. Возможно, Украина надеется, что ядро войск заранее окопается и окажет громкое сопротивление, подобное тому, что было в Мариуполе. Но в конечном итоге это выглядит безнадёжным.
"Операция поддерживает путинский нарратив о гибридной атаке Запада и НАТО"
Вы упомянули, что у курской операции были и информационные причины. Оказывает ли украинское наступление на российскую территорию влияние на россиян или пропаганде удаётся замалчивать это наступление в сообщениях?
Тиле: Нет, люди сообщают об этом, что полезно для Путина. Это поддерживает нарратив о том, что Россия стала жертвой гибридной атаки Запада и НАТО. Это единая интерпретация Путина и Си. Большая часть мира, включая страны БРИКС и Шанхайскую организацию сотрудничества, согласна с этой точкой зрения и не дистанцируется от России.
Запад часто игнорирует это. А доказательства, такие как уничтоженные американские машины Stryker или немецкие Martens, теперь служат путинскому нарративу. Теперь он может показать, что Россия де-факто находится под ударом, что, в свою очередь, даёт ему возможность представить свою спецоперацию как превентивную меру.
Значит, Курское наступление в определенной степени укрепляет Путина?
Тиле: Репортажи сплачивают российское население, поскольку показывают страдания мирных жителей. Кроме того, наступление помогает России получить поддержку на новых экономических рынках. России пришлось переключить свою экономику с Запада на Восточную Азию. Эти снимки и репортажи укрепляют позиции Путина.
"Русским не хватает высокомобильных комплексов войск на границе"
Что это означает для линии фронта и будущих боевых действий?
Тиле: Начну с Украины: здесь определённо есть положительные моменты, поскольку Украина на этот раз успешно собрала и развернула эффективный комплекс сил, сочетающий элементы воздушной войны - особенно беспилотники - артиллерию, пехоту и средства радиоэлектронной борьбы. Это новое и впечатляющее достижение. Однако для этого были разграблены существующие бригады, что означает, что этих ресурсов теперь не хватает на других фронтах.
А ресурсов не хватает, в частности, на украинской стороне.
Тиле: Так и есть. Это критически важно, поскольку Украина уже испытывает нехватку хорошо оснащенного персонала, потому что Запад не поставляет его вовремя. Ситуация с кадрами, которая и так была слабой, теперь ещё больше ухудшилась.
А какова ситуация с российской стороны?
Тиле: Вторжение повлияло и на россиян. Они не предвидели украинского нападения и поэтому не приняли достаточных мер предосторожности. У них нет высокомобильных войсковых группировок на границе, чтобы быстро отреагировать. Вместо этого они бомбят украинские внутренние районы, чтобы помешать подкреплениям и логистике. В настоящее время им приходится кропотливо собирать силы на местах, среди которых много неопытных солдат. Главный вопрос заключается в том, будут ли они отводить с фронта опытные боевые подразделения, что было бы стратегически неразумно. Прерывать успехи Путина на фронте ради борьбы с относительно небольшой угрозой в 1000 человек было бы контрпродуктивно.
"Теперь Путин будет наращивать солидную силу разрушения"
Значит ли это, что Путину придется сначала позволить Украине сделать это?
Тиле: Ну, ему просто нужно время. Другими словами, он фактически дает им немного времени. После первоначального удивления и вопроса о том, кого можно туда направить, быстрое продвижение не сработало так, как планировалось. Российские подкрепления, судя по всему, были сильно потрепаны украинскими HIMARS на пути к операции. Теперь Путину предстоит собрать солидные силы для уничтожения, что займет около двух недель. За это время украинцы не смогут сделать многого, поскольку их запасы на исходе, а важных военных целей в регионе нет. Путин может использовать это время в пропагандистских целях, как я уже говорил.
Что произойдет, если манёвр окажется успешным для Украины?
Тиле: Если манёвр окажется успешным, это может подтолкнуть Зеленского к проведению подобных операций в других местах, чтобы усложнить жизнь Путину. Информационный успех уже есть - все бдительны как в Украине, так и на Западе. Тем не менее, военный успех сомнителен, поскольку потери личного состава для Украины гораздо серьезнее, чем для России, из-за существующих недостатков.
Существует риск, что ситуация может стать еще более нестабильной, чем сейчас. В военном плане наихудшим сценарием может стать прорыв фронта и развертывание ограниченных ресурсов в Курской области, которое в итоге даст лишь медийный эффект.
И какой эффект эта операция уже произвела на Путина? Газета "Moscow Times" говорит о "пощечине" кремлевскому лидеру.
Тиле: Для Путина это означает, что он должен улучшить свое положение на границе. Здесь обнаружилась слабость. Его первоначальный план по быстрому захвату Украины провалился, и его вендетта тоже прошла не так, как планировалось. Теперь он пренебрёг самозащитой и должен выделять гораздо больше ресурсов для адекватной защиты протяжённой границы с Украиной.
Какие стратегические уроки Зеленский может извлечь из сложившейся ситуации?
Тиле: В контексте Курской операции Зеленский хочет, чтобы западные союзники, наконец, разрешили использование Украиной оружия дальнего радиуса действия далеко за российскими границами и в самой России, например, нерманские ракеты "Таурус". Однако послание союзникам заключается в том, что они должны предусмотреть возможность сюрпризов с Зеленским. Это заставляет их более нерешительно давать ему карт-бланш на далеко идущие системы вооружений. С точки зрения военной тактики, умно оставаться непредсказуемым, но это может отпугнуть союзников. Они хотят иметь свое мнение.
© Перевод с немецкого Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».