Найти тему
Дом Шварца

Как сдавали выпускные экзамены в дореволюционных гимназиях и реальных училищах

В дореволюционной России выпускные экзамены назывались испытаниями зрелости, т.к. учитывался не только уровень знаний, но и моральный облик выпускника. В исключительных случаях могли не допустить к экзаменам «по нравственной незрелости».

На фото: ученики 7 класса Алексеевского реального училища, 1912 год, Евгений Шварц второй слева во втором ряду
На фото: ученики 7 класса Алексеевского реального училища, 1912 год, Евгений Шварц второй слева во втором ряду

Кроме того, доучивались до восьмого (высшего) класса немногие – переводные экзамены после окончания каждого класса были настолько жесткими, что лишь один из десяти учеников добирался до выпускного класса, не разу не оставшись на второй год. Евгений Шварц писал, что «в седьмом классе от сорока пришедших в приготовительный класс осталось человек восемь, а с второгодниками было нас всего двадцать с чем-то».

Испытания зрелости проводились устно и письменно, в зависимости от предмета. Письменные экзамены – в форме сочинения или контрольной работы. К устным испытаниям по общему правилу допускались только те, кто успешно сдал письменные.

 «Первый экзамен – по русскому языку. Василий Соломонович прочитывает вслух и потом пишет на доске не совсем обычную тему: «Влияние воспитания на образование характера по роману Тургенева «Дворянское гнездо» – и не помню еще по каким сочинениям. Помню, что я доказывал, что воспитание не является единственным влиянием в образовании характера. Получил я за сочинение свое четверку.
Зато едва не провалился по аналитической геометрии, сделав неправильный чертеж: в припадке затмения я не поместил вершину эллипса на пересечении координат. За письменную работу я получил двойку и выплыл с трудом на устной. Выплыл я и на физике и получил тройку по закону божьему, – два самых опасных для меня экзамена», - писал Евгений Шварц.

Во всех гимназиях и реальных училищах учебного округа письменные экзамены начинались в одно и то же время — в десять часов утра. Опоздавшие не допускались. Аттестации всегда предшествовала общая молитва и зачитывание правил испытаний.

Каждый учащийся на выпускном экзамене сидел за отдельным столом и находился под постоянным надзором – на десять учеников назначался один наблюдатель. С собой ученикам разрешалось принести только логарифмические таблицы (на экзамены по математике). Все письменные принадлежности, в том числе листы бумаги со штемпелем гимназии, им выдавали на месте. Покидать аудиторию во время экзамена разрешалось только поодиночке. Все свои бумаги экзаменуемый в этом случае передавал наблюдателю, а тот записывал точное время отсутствия ученика. На протяжении всего испытания вели протокол.

На проверку письменных работ выделялось десять дней. Сначала их смотрели учителя, делая пометки на полях. В том числе комментарии могли содержать характеристику ученика. После этого контрольные обсуждались в экзаменационной комиссии, которая и выставляла оценку большинством голосов.

Возможности подать апелляцию не было. Выпускники, которые с первого раза не сдали экзамен, делали новую попытку на следующий год. Те же, кто и во время второй попытки попался на нарушении, лишались права сдавать экзамен.

Гимназии готовили к поступлению в классические университеты, а реальные училища — в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения. Для поступления в университет выпускникам реальных училищ необходимо было дополнительно сдать экзамен по мертвым языкам. Наиболее престижное среднее образование давали классические гимназии, их учебные планы и аттестаты соответствовали европейским, поэтому выпускники могли поступать в университеты Европы. В Майкопе мужской гимназии не было. Мальчики, желающие получить высшее образование, учились в Алексеевском реальном училище. 

Автор Надежда Суховая.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на наш канал. Здесь мы будем публиковать интересные истории из жизни дореволюционного Майкопа.