Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Кромвель против короля. Глава 18. Ньюкасл против Фэрфаксов в кампанию 1643 года

На севере Англии командующим войсками роялистов был лорд Ньюкасл. Мы уже говорили о нем в Главе 15. Зимой 1643 года ему удалось взять под контроль большую часть севера. И даже обеспечить высадку войск королевы. Всё бы хорошо, но покуда парламентские войска под командованием отца и сына Фэрфаксов (старого лорда Фердинанда и его сына Томаса – Томаса стоит запомнить!) опираются на крепость и порт Халл, роялисты не могут обрести свободу действий. Более того, опираясь на крепость, войска парламента могут предпринимать наступательные операции. И они их предпринимали. После успешного для Томаса Фэрфакса сражения при Лидсе 23 января 1643 года противоборствующие стороны замерли. Как-никак зима на дворе. Войска расположились на зимних квартирах в Йоркшире. В конце февраля с континента прибыла помощь – небольшая армия королевы Генриетты Марии. Баланс сил сместился в пользу роялистов. Обеспокоенный лорд Фэрфакс решил сосредоточить свои силы в одном месте – в Лидсе. Для прикрытия движения войск ста
Оглавление

Положение дел на севере

На севере Англии командующим войсками роялистов был лорд Ньюкасл. Мы уже говорили о нем в Главе 15. Зимой 1643 года ему удалось взять под контроль большую часть севера. И даже обеспечить высадку войск королевы.

Всё бы хорошо, но покуда парламентские войска под командованием отца и сына Фэрфаксов (старого лорда Фердинанда и его сына Томаса – Томаса стоит запомнить!) опираются на крепость и порт Халл, роялисты не могут обрести свободу действий.

Более того, опираясь на крепость, войска парламента могут предпринимать наступательные операции. И они их предпринимали.

После успешного для Томаса Фэрфакса сражения при Лидсе 23 января 1643 года противоборствующие стороны замерли. Как-никак зима на дворе. Войска расположились на зимних квартирах в Йоркшире.

В конце февраля с континента прибыла помощь – небольшая армия королевы Генриетты Марии. Баланс сил сместился в пользу роялистов. Обеспокоенный лорд Фэрфакс решил сосредоточить свои силы в одном месте – в Лидсе.

Для прикрытия движения войск старый лорд послал отряд во главе с сыном для совершения отвлекающей диверсии. Ньюкасл на диверсию купился и выслал наперехват 20 эскадронов кавалерии во главе с Джоржем Гёрингом.

Карта с обозначением некоторых упоминаемых в главе населенных пунктов.
Карта с обозначением некоторых упоминаемых в главе населенных пунктов.

Сражения весенней кампании

Томас Фэрфакс с небольшим отрядом кавалерии прикрывал отход нескольких тысяч неорганизованных пеших ополченцев. 30 марта на открытой местности Сикрофт-Мур кавалерия роялистов смогла внезапно атаковать находящихся на марше ополченцев парламента.

Разгром вышел полный. 200 ополченцев легли на месте, около 1000 попали в плен. Прочие разбежались. Некоторое их число в итоге добралось до Лидса. Потери роялистов были незначительны. Весенне-летняя кампания для Ньюкасла начиналась успешно.

Неожиданным последствием сражения при Сикрофт-Мур стали события в Уэйкфилде. Дело в том, что Томаса Фэрфакса заклевали из-за потерь ополченцев. И он решил реабилитироваться. Причем не просто так, а захватив адекватное число пленных роялистов для обмена.

Разведка парламента донесла, что в Уэйкфилде стоит около 900 человек роялистов. Прекрасно! То, что нужно! Как раз хватит на размен. Дополнительным и приятным бонусом для Фэрфакса стало то, что гарнизон Уэйкфилда возглавлял его мартовский обидчик Джордж Гёринг.

Однако имелся и сюрприз неприятный. В Уэйкфилде находилось не 900, а 3000 человек короля. Фэрфакс же вел с собой всего 1500 человек: 1000 пехотинцев и 500 кавалеристов. Но удача любит смелых.

Отец и сын Фэрфаксы.
Отец и сын Фэрфаксы.

В два часа ночи 21 мая кавалеристы Фэрфакса разгромили дозорный конный отряд роялистов и устремились к Уэйкфилду. Сбежавшие с аванпоста солдаты предупредили гарнизон об опасности. Но это мало помогло.

Фэрфакс быстро осознал, что ошибся в оценках силы противника, но не отказался от штурма. Он разделил корпус на две колонны и атаковал город с двух сторон.

Надо заметить, что в Уэйкфилде не имелось укреплений. Кроме того, гарнизону не хватило твердого руководства. Гёринг лежал в постели. По одним данным, больной лихорадкой. По другим – вдребезги пьяный.

Хаотическое сопротивление гарнизона было сломлено. К утру город находился целиком в руках сторонников парламента. Из роялистов кто смог, разбежался в разные стороны. Но около 1400 человек угодили в плен. Оказался в плену и Джорж Гёринг.

Ну что ж, Фэрфакс смог реабилитироваться. Состоялся обмен пленными. Правда, для Гёринга достойной замены тогда не нашлось, и он просидел в Тауэре до 1644 года.

Стратегическим следствием сражения при Уэйкфилде стала очередная задержка в наступлении армии лорда Ньюксла. Ему вновь пришлось оттянуть войска к Йорку, поскольку он опасался развития успеха Фэрфаксом.

Схема сражения при Адуолтон-Муре.
Схема сражения при Адуолтон-Муре.

Сражение при Адуолтон-Муре

В июне центром событий стал город Брэдфорд. Лорд Ньюкасл вознамерился овладеть городом, чтобы установить прочный контроль над Западным Йоркширом. Сюда двинулись главные силы Северной армии – около 7000 человек (3 тысячи кавалеристов и 4 тысячи пехотинцев).

Старый лорд Фэрфакс вовремя узнал об этом движении роялистов. Не желая подставлять под удар гарнизон в неукрепленном городе, он вывел его и присоединил к своей главной армии, собрав около 7500 человек (1,5 тысячи кавалеристов и 6 тысяч пехотинцев).

30 июня 1643 года две армии столкнулись у Адуолтон-Мура.

Лорд Фэрфакс разделил армию на три традиционных корпуса:

  • правое крыло (Фэрфакс-младший),
  • левое крыло (Гиффорд)
  • и, по идее центр, а на деле арьергард под собственным командованием.

Каждое из крыльев состояло приблизительно из 1000 пехотинцев и 300 всадников.

Поначалу парламентские войска шли вперед. Они по полной использовали превосходство в пехоте, то есть в мушкетном огне. Пересеченная местность, большое количество изгородей, болото – всё это сковывало возможности кавалерии роялистов. Тем не менее она бросалась в отчаянные атаки, но всякий раз оказывалась отбитой.

После отражения очередной атаки пехота Фэрфакса и Гиффорда продвигалась вперед. Сзади ее подкреплял старый лорд Фэрфакс. Всё шло к победе войск парламента.

Однако постепенно центр боя сместился к позициям артиллерии роялистов. Пушки Ньюкасла принялись обстреливать пехоту противника. Здесь и наступил кризис сражения.

Не очень устойчивая пехота Гиффорда, обстрелянная артиллерией и атакованная пикинерами роялистов, вдруг подалась назад. В этот момент крупный отряд кавалерии роялистов обошел слева Гиффорда и атаковал во фланг. Всё левое крыло парламентариев вдруг побежало назад.

Опасность нависла над отрядом Томаса Фэрфакса. Старый лорд Фэрфакс отдал приказ сыну отступать. К этому моменту кавалерия роялистов уже влетела в зазор между главными силами и правым крылом парламентариев. Томас Фэрфакс оказался отрезанным от отца.

Так оставшиеся силы армии парламента принялись отступать в противоположных направлениях: старый лорд на север, а его сын на юг. Лорд Ньюкасл торжествовал долгожданную крупную победу.

Сложно точно оценить потери сторон. Парламент лишился едва ли не половины своих сил – до 500 убитыми и ранеными, до 1500 пленными и какое-то количество дезертирами. Роялисты, скорее всего, потеряли от 200 до 300 человек.

Конница преследует бегущую пехоту.
Конница преследует бегущую пехоту.

Последствия победы

Одно дело – победа на поле боя, другое дело – ее последствия. Последствия сражения при Адуолтон-Муре были весьма значительны.

Мало того, что старый лорд Фэрфакс лишился большей части солдат на поле боя, так буквально по следам битвы роялисты осадили остатки его корпуса в Брэдфорде. 1 июля Ньюкасл начал обстрел города из пушек.

Командующий попытался сплотить гарнизон и повести его на прорыв – неудачно. Тогда командиры уселись на коней и просто ускакали. Вся пехота сдалась в плен.

Следом за Брэдфордом пал и Лидс. Остатки войск парламента отступили далеко на восток, к самому Халлу. Йоркшир перешел в безраздельное владение роялистов. Правда, Халл – это осиное гнездо. Без владения им Ньюкасл всё еще не мог считать себя абсолютным господином положения.

Но как бы то ни было, а и на западе в Корнуолле и Девоне, и на севере в Йоркшире летом 1643 года армия короля одержала важные победы. Оставалось надавить в центре и на востоке. Но в центре ощетинился Лондон с армией графа Эссекса, а на востоке восходила звезда генерал-лейтенанта Кромвеля.

Продолжение:

--------

Все материалы серии "Кромвель против короля":

Кромвель против короля | Internetwar. Исторический журнал | Дзен