Работа логопеда очень нужная и интересная, при этом она непростая и связана с большим психоэмоциональным напряжением, а потому подойдет не всякому.
Что должен знать и уметь логопед, чтобы добиться успеха, какими качествами ему надо обладать, чтобы стать настоящим профессионалом?
Важные личностные характеристики:
- эмпатия - сопереживание другому человеку, эмоциональный отклик, умение поставить себя на место другого;
- педагогический такт - аккуратность в общении, понимание меры, достойное поведение в любой ситуации во время занятий;
- педагогическая внимательность - умение замечать любые мелочи, видеть малейшую динамику, понимать особенности развития малыша, обнаруживать прогресс и делать прогнозы;
- оптимизм - видеть успехи и достижения малыша, выделять их, настраивать на лучшее и самому верить в хороший результат;
- терпение и психологическая выдержка - надо понимать, что работать с проблемными детьми нелегко, и процесс может быть медленный и малопродуктивный.
Какие знания нужны логопеду:
- Он должен разбираться в нормативно-правовых аспектах своей работы, знать государственные образовательные стандарты, достижения современной логопедии.
- Специалист должен ориентироваться в областях, смежных с его профессией.
Необходимо знать нормы и этапы правильного речевого развития, виды возможных нарушений и методики из исправления, понимать особенности психики деток с речевыми проблемами, владеть навыками психолого-педагогического воздействия. - Надо уметь правильно проводить диагностику, применять разные методы коррекции на практике.
- Важно обладать правильной речью, чтобы служить образцом для ребенка и для его родителей.
Логопед от Бога должен гореть своей работой, искренне переживать за ребенка, быть настроен с ним на одну волну.
Специалисту нужно уметь находить контакт как с ребенком, так и с его родителями, вот почему очень важна педагогическая этика. Она предполагает понимание психологии родителей с расстройствами речи, умение входить в их положение.
Терпеливость, такт, доброжелательность, вежливость - без этого логопеду никуда.
Выстраивать отношения придется также с коллегами в смежных дисциплинах - с врачами, педагогами, воспитателями.
Особый такт нужно проявлять, оценивая степень тяжести нарушения, выясняя механизмы появления проблемы, делая прогнозы в отношении коррекционной работы.