9 августа в Выборге открылся 32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу» (любопытно, что под оригинальным название он проходит в 31-й раз — год назад мероприятие проводили под лаконичной вывеской «Выборг»). Символом смотра на этот раз стала Инна Чурикова, точнее, тот образ, в котором она предстала на экране в фильме Глеба Панфилова «Начало». Во время церемонии открытия вспомнили еще одну ленту с участием Чуриковой, «Курьера» Карена Шахназарова. В этой картине актриса принимает участие в исполнении любительского кавера на хит «Землян» «Трава у дома»; песня прозвучала и на церемонии — в исполнении питерской кавер-группы «Штрудель». Затем Сергей Урсуляк, с прошлого года занимающий пост президента фестиваля, представил членов жюри всех трех конкурсов — анимационного, документального и игрового (актриса Анна Совранская, соведущая церемонии, обратила внимание на тот факт, что судить анимацию будут исключительно женщины, а док — мужчины). Завершил первую половину программы еще один якутский хоррор — «Моя девочка» Сергея Потапова. Главный герой фильма — живущий в тайге охотник Егор (Гавриил Попов, приехавший представлять картину вместо режиссера). Когда его дочь, переехавшая в город, погибает, выпав из окна, Егор отправляется на поиски тех, кто убил девушку (или довел ее до самоубийства). В бетонных джунглях (или, если хотите, в бетонной тайге) у героя завязываются отношения с Кирой, работающей официанткой ровесницей дочери. Кира, в свою очередь, чувствует, что после знакомства с Егором в ее жизнь начинают вторгаться некие мистические силы. Как и Кудрявцев, Потапов использует в своей работе приемы из арсенала скринлайфа: значительная часть фильма посвящена переписке героя с дочерью в соцсети. Как и работа Романова, лента Потапова выглядит кажется кустарной. Но при этом можно смело сказать, что «Моя девочка» — довольно мематичное кино. Здесь, в частности, есть танец героев в ярких костюмах из спандекса, плашки с сюрреалистичными картинками и психоделическими стихами, а также мелькающее в переписке слово «чукурушка» (предлагаемый перевод — «мимимишка»). Другими словами, в «Моей девочке» есть, что вспомнить, правда, запоминающиеся элементы вряд ли производят на зрителей тот эффект, какого добивались создатели картины.
Изначально предполагалось, что в рамках основного конкурса на «Окне» в этом году покажут 11 лент, но позже фильм Антона Нефедова «За нашим домом сад» убрали из программы (фильм еще находится в работе, его создатели не успели получить прокатное удостоверение к фестивалю). Пять первых фильмов конкурса (то есть ровно половина сохранившейся программы) не похожи друг на друга, но определенную тенденцию все-таки задают: по всей видимости, прогноз на завтра — кино со сглаженными углами, драмы без надрыва и жанровые ленты, не слишком стремящиеся отразить реальную жизнь.