Велес- являлся богом богатства, скотоводства и по некоторым предположениям -плодовитости. (Выражение идеи богатства через полисемантичного слова "скот" связанно с исторической эпохой когда скот был главным богатством племени ). Так же имеет один семантический оттенок - культ мертвых, души умерших. (Данное наблюдение было сделано А.Н Веселовским на основе балтийских параллелей "welis-литовск-покойник, welsi-души умерших" ). К той же мысли независимо от Веселовского пришли Топоров В.Н и Иванов В.Н.
Моления Велесу не ограничивались заключительным днем зимних святок, а длились 6 дней января, те самые 6 дней что считаются "разгулом нечисти". Подтверждают это болгарские новогодние обряды, которые в свое книге описала Колева Т.А. В них участвовали 12 старцев, в скотских и звериных масках, обвешанные по пояс коровьими бубенцами-боталами. Их, старцев, называли сурвакары или же медведями, они сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженных. Среди масок есть маски быка и медведя. Второго января болгары проводили "воловий праздник", последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являющаяся в масках, обязательна была маска медведя.
Святки делились на две половины: первая посвященная будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая связанна со скотом и зверьем и представляла собой "велесовые дни". Велес мог выступать и в виде медведя, "лесного царя" и в виде быка -тура, "представителя рогатого богатства".
В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, однако Фаминцын А.С в своей книге "божества древних славян" говорит что под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур: по селам водили водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски именуемые "туром".
У Велеса могли быть две звериные ипостаси: более архаичная, охотничья-медведь,(сохранённая на севере) и несколько более поздняя, связанная со скотоводством, -тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Долманции. Ряженье в звериные маски и вывороченные тулупы производились дважды в год-на зимние святки и на масленицу, два срока связанны с солнечными фазами-зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. До христианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами- праздником пробуждения медведя, когда белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу.
Предположительный календарный цикл молений Велесу:
1)Первая неделя января
2)Масленица
3)Юрьев день(первый выгон скота)
4)Турицы на Троицын день
5)Жатва( оставление в поле последних колосьев "Велесу на бородку". Хранение необмолоченных снопов для обрядового кормления скота в "велесовые дни". Изготовление соломенной бороды, помещаемой под образы.