Мировые продажи полностью электрических и подключаемых гибридных автомобилей (PHEV) выросли в июле на 21% в годовом выражении, до 1,35 миллиона штук, подсчитала исследовательская компания Rho Motion.
Большую часть роста обеспечил Китай: на него пришлось 0,88 миллиона этих машин (на 31% больше, чем в середине лета 2023 года), а спрос на PHEV в стране за первые семь месяцев этого года подскочил на 70%.
В США и Канаде продажи электромобилей в июле выросли всего на 7,1%, а в Европе и вовсе упали на 7,8%. В Германии, крупнейшем рынке ЕС, за семь месяцев до июля спрос просел на 12%.
Компания BYD, крупнейший производитель электромобилей в Китае и мире, сообщила о росте мировых продаж электромобилей и PHEV за тот же период на 13 и 44% соответственно.
Системный сбой
Негативную динамику спроса в Европе ещё сильнее может усугубить введение с июля дополнительных пошлин на электромобили китайского производства.
Им грозят тарифы в размере 17,4%, Geely - 19,9%, SAIC - 37,6%. Ожидается, что последняя больше всего пострадает от новых сборов. В меньшей степени они затронут Tesla, у которой есть завод в Берлине, и BYD, чьё присутствие в Европе остаётся небольшим.
Модель лизинга, которая лежит в основе европейского авторынка, уже даёт сбои в сегменте электромобилей. Низкая стоимость их перепродажи вынудила лизинговые компании удвоить цены за последние три года, а некоторые из них угрожают вообще прекратить бизнес, если регулирующие органы заставят их перейти на электромобили слишком быстро, говорят руководители отрасли.
Скачок цен на лизинг электромобилей вызван сокращением субсидий на покупку новых электромобилей на ключевых рынках вроде Германии, что ударило по продажам и может затормозить переход Европы на электромобили как раз в тот момент, когда Брюссель хочет нажать на педаль газа, предупреждают они.
"Если бы нас очень-очень сильно подтолкнули к тому, чтобы слишком быстро перейти на электричество... мои акционеры скажут, что не хотят рисковать. Мы ушли бы с рынка", - сказал Reuters генеральный директор Ayvens Тим Альбертсен.
"Давайте будем честны: без нас кто возьмёт на себя риск?" - добавил он.
Ayvens, контрольный пакет акций которой принадлежит французскому банку Societe Generale, располагает парком из 3,4 миллиона автомобилей, из которых около 10% составляют электромобили.
Масштаб угрозы
Лизинговые компании играют ключевую роль в Европе. По расчётам экологической группы Transport & Environment, основанным на данных исследовательской компании Dataforce, 60% новых автомобилей всех типов топлива сдаются в лизинг. Когда дело доходит до электромобилей, эта доля оценивается в 80%.
Согласно данным, предоставленным агентству Reuters компанией Dataforce, на шестнадцати европейских рынках, где она может идентифицировать регистрацию автопарка, включая Германию, Великобританию, Францию и Испанию, 60% новых электромобилей поступают в корпоративные автопарки и коммерческим покупателям. Эксперты говорят, что эти покупатели почти исключительно используют лизинг, и на него же приходится около половины оставшихся продаж частным покупателям.
На рынках, где нет субсидий на электромобили для частных покупателей, доминирование корпораций ещё более заметно. Например, в Великобритании и Бельгии в 2023 году на долю частных лиц приходилось всего 23 и 8% новых покупок электромобилей соответственно, сообщает Dataforce.
Тревожные цифры
Цена аренды рассчитывается с учётом амортизации транспортного средства в течение типичного трёхлетнего срока аренды, исходя из предполагаемых цен перепродажи или остаточной стоимости. Но если по истечении срока лизинга цены на подержанные автомобили окажутся ниже ожидаемых, лизинговые компании понесут финансовые потери, когда получат автомобиль обратно.
По разным причинам - от снижения цен Tesla до опасений по поводу инфраструктуры зарядки и срока службы батареи и притока более доступных китайских электромобилей - цены на подержанные электромобили в Европе снижаются с момента достижения пика в октябре 2022 года.
По данным информационной компании Autovista, стоимость перепродаж электромобилей в Германии в начале июля была на 24% ниже уровня, существовавшего до пандемии коронавируса, а в Великобритании - на 30% ниже. Это резко контрастирует с подержанными бензиновыми моделями, которые на обоих рынках по-прежнему стоят примерно на 15% дороже.
"Люди стали более благосклонно относиться к подержанным электромобилям, но они должны быть дешёвыми. Если они дорогие, их не хотят покупать", - говорит партнёр лондонского дилера подержанных автомобилей Cambridge Motors Гэри Кембридж.
По данным немецкого аналитического центра CAR Center Automotive Research, в Германии за последние три года стоимость аренды электромобилей резко возросла. В августе 2021 года аренда такой машины ценой 45 тысяч евро стоила 284 евро в месяц против 473 евро за аналогичную модель на ископаемом топливе. Теперь стоимость аренды электромобиля выросла до 621 евро, тогда как для автомобиля на ископаемом топливе она снизилась до 468 евро.
Продажи электромобилей в Германии упали на 16,4% в первой половине 2024 года после того, как правительство резко сократило субсидии для потребителей в декабре.
В поисках выхода
Альбертсен из Ayvens говорит, что теперь компания сдаёт электромобили в лизинг на более длительный срок, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, чтобы снизить риски при перепродаже. Компания стала чаще сдавать электромобили в аренду ещё один или два раза "по более доступной цене" и удерживать их в своём портфеле дольше - возможно, до восьми лет.
Обеспокоенность по поводу потенциальных убытков настолько велика, что компания RVI Group из Стэмфорда (штат Коннектикут), которая предлагает страховку, гарантирующую определённую остаточную стоимость актива, в прошлом году открыла офис в Европе. Как сообщил исполнительный вице-президент RVI по легковым автомобилям Вэй Фань, за последние три года он получил больше запросов из Европы (все от лизинговых компаний и банков), чем за предыдущие 14 лет по всему миру.
По его прогнозам, волатильность цен на электромобили сохранится в течение следующих 5-10 лет по мере завершения процесса электрификации. Однако лизинговые компании обеспокоены, что консультации Еврокомиссии по вопросу ускоренного внедрения электромобилей в корпоративные автопарки могут привести к установке обязательных целевых показателей их продаж, что ещё больше увеличит риски перепродажи.
Открытые публичные консультации Еврокомиссии по теме "Экологизация корпоративных автопарков", в ходе которых рассматривались возможные меры ускорения внедрения электромобилей, завершились 8 июля.
Базирующаяся в Брюсселе организация Transport & Environment (T&E) хочет, чтобы ЕК обязала крупные корпоративные автопарки и лизинговые компании Европы полностью перейти на электротранспорт к 2030 году. Принудительная электрификация автопарков приведёт к увеличению количества подержанных автомобилей для потребителей и ускорит переход на электромобили, заявил директор программы T&E по электрификации автопарков Стеф Корнелис.
Плохие результаты зелёных и центристских партий на выборах в Европарламент в июне поставили под сомнение судьбу запрета ЕС на автомобили на ископаемом топливе с 2035 года. Пока не ясно, будет ли ЕК настаивать на стопроцентном запрете, но лизинговые компании воспринимают угрозу всерьёз. Представители отрасли утверждают, что запрет нанесёт им существенный ущерб и как минимум приведёт к дальнейшему повышению арендных ставок.