Менее десяти лет потребуется искусственным бриллиантам, чтобы стать популярнее настоящих камней. В этом уверен главный исполнительный директор Pandora A/S Александр Лацик. При покупке ювелирных изделий потребители тщательнее оценивают затраты и всё чаще учитывают влияние на климат, поясняет он.
По оценкам топ-менеджера, чья компания производит больше ювелирных изделий, чем любая другая в мире, сейчас на долю искусственных бриллиантов приходится около 20% всего рынка.
"Восприятие потребителей меняется очень быстро. Это серьёзно меняет ситуацию", - сказал он в интервью Bloomberg TV.
При этом во втором квартале Pandora продала ювелирных изделий с выращенными в лабораторных условиях бриллиантами на 8,9 миллиона долларов - на 88% больше, чем годом ранее. Однако в общих продажах компании они по-прежнему занимают менее 1%. Лацик стремится увеличить этот показатель. К 2026 году компания планирует ежегодно продавать синтетические бриллианты на уровне примерно 3% от общей выручки.
В прошлом году ювелирный дом из Копенгагена применил новую стратегию, цель которой - создать имидж полноценного ювелирного бренда, а не только производителя подвесок для браслетов. По словам Лацика, ключевым элементом этой стратегии является обеспечение среднего класса более дешёвыми бриллиантами.
По его оценкам, затраты на производство выращенных в лабораторных условиях камней составляют от четверти до трети стоимости природных алмазов.
В июне Pandora представила первую коллекцию искусственных бриллиантов на внутреннем рынке в Дании. Пока что потребители принимают их очень хорошо, отмечает Лацик.
Его прогнозы расходятся с оценками экспертов ювелирного рынка, которые считают, что бум искусственных алмазов закончился. В следующем году ювелиры сократят бизнес по выращенным в лаборатории бриллиантам и сосредоточат внимание на природных камнях, считает эксперт отрасли Пол Зимниски. По его словам, многие ювелиры сейчас даже не утруждаются хранением искусственных бриллиантов на складе, а покупают их только на условиях консигнации.
Мода на искусственные бриллианты начинает угасать, поскольку такие камни стали гораздо более распространёнными, поясняет эксперт и прогнозирует дальнейшее снижение цены на них.
По сведениям ювелирной аналитической компании Tenoris, за 12 месяцев до ноября 2023 года их стоимость упала примерно на 20%. И если в 2015 году синтетические бриллианты продавались примерно на 10% дешевле настоящих, то сегодня скидка достигает 90%.