Ссылка на часть 1: https://dzen.ru/a/ZowIOffqoCEt3oC2?share_to=link
Ссылка на часть 2: https://dzen.ru/a/Zo5SVhy9DQ8jsF2C?share_to=link
Ссылка на часть 3: https://dzen.ru/a/ZpD2YGIG1H1HtHo9?share_to=link
Ссылка на часть 4: https://dzen.ru/a/ZqO5ZdOlRSPV-Y25?share_to=link
Архиепископ Амвросий (Серебренников) был духовником князя Григория Потемкина и говорил о нем как о высокодуховном и смиренном человеке: «Я желал бы, чтобы все высокие пред людьми были смиренны, как он, перед Богом. Видя предстоящего его здесь с наполненными слёз очами, видя в последние дни жизни его с таковым же чувствием не единожды приобщающегося, напоследок видя его молитвенные обращения ко Спасителю и исполненные набожности лобызания икон его, едва мог я воздержаться, чтобы не растворить его слёзы моими».
В год смерти Григория Потемкина, стараниями Василия Васильевича Энгельгардта, вместо старой деревянной была заложена и освящена кирпичная церковь при епископе Парфении в 1791 году. Владыка Парфений был другом свт. Тихона Задонского, которого постриг в монашество в 1758 году. Духовная связь через владыку Парфения со Святителем Тихоном и его молитвы осеняют храм Чижево по промыслу Божьему и чувствуется до сих пор, когда попадаешь в этот храм
Парфений Сопковский стал епископом Смоленским и Дорогобужским в 1761 году и оставался на кафедре до своей смерти в 1795 году; при нем были построены многие из смоленских храмов, в частности – Одигитриевский, Крестовоздвиженский, Богоявленский.
Каменная церковь Покрова Богородицы, была обнесенна каменной оградой с башнями по углам. Белоснежный храм выглядел несколько необычно, поражая воображение какой-то сказочностью, особенно в предрассветье. В храме были две знаменитые иконы: Святителя Григория Великой Армении с серебряной ризой в 19 фунтов. Это был ангел Потемкина, а также святой мученицы Татьяны с серебряной ризой в 18 фунтов.
Из «Экономических примечаний Смоленской губернии, Духовщинского уезда за конец XVIII в.» значится: «Село Чижево владение полковника и флигель-адъютанта В.В. Энгельгардта. Дворов 20. По ревизии_ мужчин 107, женщин 110. Селение расположено по обе стороны реки Чижовки. В том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Господский дом деревянный, изрядной архитектуры». Чижево, 15 км от г. Духовщины (Духовщинский уезд).
В 1868 г.в с. Чижево было 22 дома, 120 жителей, базар, волостное управление, православная церковь.
Василий Васильевич Энгельгардт женат не был, но воспитывал двух приемных дочерей и трех сыновей. "По семейной легенде, рассказанной Николаем Александровичем Энгельгардтом, его невенчанной женой была католическая монахиня, увезенная Василием Васильевичем из монастыря. В действительности же в этой легенде, видимо, отразился факт невозможности для Василия Энгельгардта законного брака из-за обета безбрачия, даваемого рыцарем ордена. По сведениям его внука - Василия Павловича, это была дворянка польского происхождения Мария Осиповна, впоследствии вышедшая замуж за смоленского помещика Ивана Андреевича Глинку, сестра которого Евгения Андреевна стала матерью композитора Михаила Ивановича Глинки. Косвенным доказательством справедливости этого свидетельства является близость семейств Энгельгардтов и Глинок и факт особого подарка - имения Шмакова Ельнинского уезда Смоленской губернии, который сыновья В.В. Энгельгардта сделали после смерти отца 5 ноября 1828 г. Ивану Андреевичу Глинке, управляющему имении В.В. Энгельгардта".
Разрешения на брак от императрицы Екатерины II так и не получил. Не помогло даже покровительство светлейшего князя Григория Потемкина
9 мая 1801 - Рескриптом Александра I незаконные дети были официально усыновлены
Василий Васильевич Энгельгардт отлично управлял всем хозяйством, оставленным ему в наследство. Часто наведывая усадьбу, он много сделал для ее обустройства. По словам его соседа писателя Сергея Николаевича Глинки, он был хорошим хозяином: "У крестьян его не было развалившихся хат и ободранных крыш; подупавшим крестьянам он помогал восстановить хозяйство; пьянство и воровство строго преследовал". При нем Чижево было окружено 5 озерами с рыбными ловлями. В усадьбе были собственные мастера из крепостных - плотники, столяры, живописцы и др. После смерти князя Григория Александровича Потемкина Энгельгардт, как и другие его родственники, получил огромное наследство, в том числе дом на Невском проспекте в Петербурге и великолепную усадьбу Ольшаны в Киевской губернии, где и проживал последние годы жизни. В смоленских же его имениях хозяйство вел управляющий коллежский советник Иван Андреевич Глинка, дядя по матери композитора Михаила Ивановича Глинки. В своих "Записках" Михаил Иванович Глинка, часто бывавший в доме на Невском, писал о Василии Васильевиче Энгельгардте: "Он благоволил ко мне, и впоследствии я сохранил дружеские отношения к его сыновьям и семействам". Умер Василий Васильевич Энгельгардт в 1828 г. и по завещанию был похоронен в церкви в имении Чижево. Долгое время сохранялась плита с текстом: "Здесь покоится прах дражайшего родителя и благодетеля нашего действительн. стат. советн. Василия Васильевича Энгельгардта. Родился 1755 года, апреля 1, скончался 1828 года, мая 12 в местечке Ольшанах Киевской губ., отколь тело по Высочайшему соизволению перевезено для помещения с прахом его родителей в селе Чижево 1829 года, марта 13 дня, на погребении был Смоленский епископ Преосвященный Иосиф".
Василий Васильевич был погребен в церкви с. Чижево под алтарем, в особо устроенной в подвале усыпальнице, или склепе.
По завещанию многочисленные владения Василия Васильевича Энгельгардта перешли к его сыновьям и сестрам. Не был обойден и управляющий его смоленскими имениями Иван Андреевич Глинка: за 30-летнюю добросовестную службу он был пожалован 400 тыс. руб., в эту сумму вошло и Ельнинское имение Шмаково стоимостью 129 290 руб.
Имение Чижево перешло во владение сестры В.В. Энгельгардта Александры Васильевны, в замужестве графини Браницкой, проживавшей в имении "Белая Церковь" под Киевом. Это была любимая племянница Потемкина (он и умер у нее на руках в Бессарабской степи), много сделавшая для увековечения памяти своего выдающегося дяди Светлейшего князя Потемкина-Таврического. Когда в 1797 г. по повелению Павла I в Херсоне была разрушена гробница князя Г.А. Потемкина (в 1874 г. ее восстановил профессор Н.Н. Мурзакевич, сын смоленского историка Н.А. Мурзакевича, архиепископ Иоанн Потемкин перевез золотую урну с сердцем Светлейшего в Белую Церковь графине Браницкой. Оттуда она переправила ее для погребения на родину, в село Чижево, где на ее средства был сооружен своеобразный памятник Потемкину: небольшое квадратное здание, внутри которого на стенах были изображены эпизоды из военной жизни князя. Главным украшением здания был большой художественно исполненный бронзовый барельеф Потемкина. В 1868 г. здание по ветхости было разобрано, барельеф утрачен.
Получив во владение имение Чижево, графиня А.В. Браницкая отпустила всех крестьян на волю, передав им все свои чижевские владения: 2700 десятин земли с лесом, лугами, озерами и угодьями, господским домом и другими постройками в их вечное владение. За это крестьянам было поставлено одно условие: ежегодно вносить на содержание храма в Чижево 500 рублей, творить поминовение по ее родным.
Дочь умершей графини Браницкой графиня Е.К. Воронцова, узнав, что крестьяне не выполняют условий матери, через доверенное лицо возбудила ходатайство о принятии мер. В Смоленской Гражданской палате был составлен соответствующий акт, а из консистории последовало указание: "... в Чижевской церкви на вечные времена творить поминовение по усопшей графине Александре и ее родным - светлейшим князьям Григории и Михаиле и боярах Василии и Марфе, с отчислением ежегодно из суммы 142 руб. - 15 руб. в пользу притча". Этот указ существовал до 1918 г.
В 1851 г. владелец соседнего с Чижево сельца Фролово отставной капитан Е.О. Криштафович, с разрешения прихожан, которым выставил угощение, разобрал на свои нужды каменную церковную ограду с башнями и воротами. В 1870-е гг. по ветхости был разобран стоявший заброшенный усадебный дом Потемкиных. Так печально за ветхостью лет закончилась эпоха поместья князя Григория Потемкина-Таврического. Когда смоленский историк И.И. Орловский, посетил село Чижево в 1907 г., то написал, что увидел на месте усадьбы "только бурьян и одичалые розы".
С Заднепровской Покровской горы в Смоленске издревле начинался Поречский большак (Петербургский тракт). Первым населенным пунктом, встречавшемся на пути, было с. Печерское. По преданию, здесь находился Печерский монастырь, от которого оно и получило свое название. В 12 км от Смоленска Петербургский тракт расходился в двух направлениях: дорога на запад вела в Поречье, на восток – в Духовщину.
Дорога на Чижево от Поречского большака называется до сих пор «Царской дорогой», так как по ней Екатерина ехала в гости к Потемкину
Как и большинство церквей и монастырей в советское время Храм Пресвятой Богородицы пришел в забвение. Священников, служивших в этом храме, ждала не легкая участь.
Отцы исповедники служившие в Покровском храме Отец Алексей Чернобуров и отец Георгий Сеньковский прошли испытания веры лагерями, порой нечеловеческие страдания выпали на долю Русского священства в годы гонений.
Священнослужитель Покровского храма Чернобуров Алексей 1875 года рождения был арестован 15 февраля 1920 года и осужден за антисоветскую агитацию 22 мая 1920 года, о чем записано в архивном деле 6493-с
Сеньковский Георгий Сильвестрович 1870 года рождения. После окончания духовной семинарии В период с 1905 по 1906 год сотрудничал с жандармским управлением. Арестован в 28 ноября 1929года. Обвинен как "активный участник к/р церковного сообщества" и приговорен к 5 годам лагерей. Дальнейшая его судьба неизвестна. Их Архива УФБС по Смоленской области дело 24193-С
В 30-е годы советского периода была закрыта и окончательно разграблена родовая церковь Потемкиных. Бесценные иконы ушли на изготовление столов. А храм Божий превратили в хлев, конюшню и склад. Интересен тот факт, что при содержании скота в храме он никогда не давал привеса, а только худел. Усыпальница Энгельгардтов в Чижево также была разграблена. В Чижевской летописи записано, что при вскрытии склепа (когда и зачем не сказано), было найдено много человеческих костей и выброшено рабочими много золотой и серебряной мишуры.
По сей день в деревне сохранилась легенда о склепе генерала Василия Энгельгардта.
Из рассказа местного жителя Сергея, дело было так. Примерно в 1936 году когда в Чижевской Покровской церкви был клуб, деревенские дети залезли в подвал под алтарной частью и один из них по фамилии Командиров провалился в пустоту дети из любопытства заглянули внутрь и увидели останки на которых еще сохранились фрагменты мундира, пуговицы ,батфорты и сабля, после этого ещё некоторое время дети по деревне бегали с саблей и таскали батфорты, останки якобы остались там, возможно без малого довести лет прах устроителя Чижевской Покровской церкви генерала Василия Энгельгардта находится до сих пор под толщей земли, кирпича и извести ,задокументированных свидетельств изъятия его останков нет.
Ныне в Чижево имеется несколько крестьянских дворов. От бывшей усадьбы Потемкиных-Энгельгардтов сохранилось очень немногое: каменная церковь Покрова Богородицы (с утраченным завершением и разрушенными гробницами), редкие остатки некогда большого парка. Прослеживаются следы высохших озер, иногда встречаются в бурьяне одичавшие розы.
В этом храме служили:
Филарет, архиепископ Смоленский и Дорогобужский (в схиме Феодорит)
До епископства был архимандритом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря Московской епархии.
10 августа 1656 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского с возведением в сан архиепископа.
С 1658 года – архиепископ Смоленский и Дорогобужский.
В первой половине 1666 года присутствовал на Соборе по делу исправления церковных книг и осуждению раскола, а в декабре того же года – на соборном суде над патриархом Никоном.
В январе 1667 года участвовал в Большом Соборе в Москве, в декабре этого же года находился на чреде священнослужения в Москве.
В 1671 году уволен на покой в Саввино-Сторожевский монастырь, где в 1681 году скончался, перед смертью приняв схиму с именем Феодорита.
Архиепископ Филарет был ревнитель Православия, он обратил католический костёл в православный собор. Восстановил в 1658 году Авраамиев и Вознесенский монастыри, много пострадавшие от католиков. Ему принадлежит идея постройки нового обширного кафедрального собора в городе Смоленске.
Филофей, архиепископ Смоленский и Дорогобужский
Родом грек из Константинополя. В Греции имел сан митрополита Охридского и Халкидонского, но изгнан из епархии турками за неправильный сбор денег с архиереев.
В 1714 году прибыл в Россию. Получив аудиенцию у царя Петра I, 13 февраля 1722 года был назначен архиепископом Смоленским и Дорогобужским. Архиепископ Филофей производил следствие по делу совращения в католичество князя Г.А. Потёмкина и его семьи.
В 1723 году обвинён в неисполнении синодальных указов, в расхищении казны, в разрешении на постриг в монашество девиц 15 лет и т. п.
В июне 1727 года отрешён от епархии и уволен на покой в Московский Николаевский греческий монастырь, где и оставался до конца жизни.
Скончался 3 мая 1735 года.
Тимофей, архиепископ Смоленский и Дорогобужский
Котляров [Вещезеров] Трофим Тимофеевич
Родился 23 июля 1782 года в селе Костырях Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника.
Первоначально обучался в Смоленской духовной семинарии.
1 сентября 1800 года поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
В 1806 году окончил курс академии и 1 сентября определён учителем Смоленской духовной семинарии.
10 июля 1817 года назначен инспектором семинарии, профессором философии и смотрителем уездных и приходских училищ.
18 ноября 1821 года пострижен в монашество;
20 ноября рукоположен во иеродиакона;
21 ноября рукоположен во иеромонаха.
9 июля 1822 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Смоленского Троицкого монастыря.
1 сентября 1822 года назначен ректором Харьковского коллегиума.
7 октября 1828 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 24 февраля 1834 года – епископ Смоленский и Дорогобужский.
26 августа 1856 года возведён в сан архиепископа.
16 мая 1859 года уволен на покой в Поречскую Ордынскую пустынь Смоленской епархии.
24 июля 1862 года скончался. Погребён в Ордынской пустыни, в правом приделе Софийского собора.
Епископ Тимофей снискал расположение императора Николая I в связи с известным возмущением военных поселян в 1831 году. Граф А.А. Аракчеев, скрываясь от возмутившейся толпы, прожил несколько дней и ночей в Хутынском монастыре у владыки Тимофея, переодетый в крестьянское платье. Когда на первой панихиде по убитым во время возмущения иеродиакон возгласил «о убиенных рабех Божиих», владыка Тимофей громко повелел говорить: «о невинно убиенных рабех Божиих». Между присутствующими поселянами произошло волнение, но епископ Тимофей ещё громче повторил своё приказание и потом произнёс увещание на тему о раскаянии и признании вины, заключив: «Кровь невинных вопиет на вас пред Господом». Через два часа после панихиды прибыл на место происшествия император Николай I и был свидетелем ещё продолжавшегося волнения. Владыка Тимофей был награждён орденом святой Анны I степени, но без упоминания этого события в рескрипте, а вскоре, в 1834 году, владыка Тимофей был назначен на Смоленскую кафедру. В этом назначении выразилась особая милость к нему императора, ибо во избежание непотизма2 обычно не назначали епископов на места их рождения.
Источники и использованы материалы:
1. Лит.: ГАСО, ф. 6, оп. 1, д. 160. – Лл. 275-279; Орловский И.И. На родине Светлейшего, 1907.
https://vk.com/topic-432689_21102553 автор Сергей Медведев.
2. https://topwar.ru/95273-vechnyy-mir-mezhdu-rossiey-i-rechyu-pospolitoy.html
3. Чижков А.Б., Гурская Н.Г. Смоленские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб – Смоленск, 2009. – 192 с
4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., 2001. с. 447; Тихонова, с. 38 42, 317–320;
5. Трофимов А.Я.Чижево // Смоленская об4 ласть, т. 2, с. 560;
6. Трофимов А.Я., 2002, с. 102, 109–111, 251; Шпиленко, с. 211–212.
7. Юрий Иванов. “Смоленщина известная и неизвестная” автор Самсонов Александр
8. Экономические примечания Смоленской губернии, Духовщинского уезда за конец XVIII в
9. https://forum.vgd.ru/post/2721/84317/p2578547.htm Генеалогический форум ВГД
10. Литературоведение DOI http://dx.doi.org/10.20339/PhS.1-16.035 автор Н.Н. Перцова
11. Подлинник. Подпись- автограф. РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Д. 14. Л. 547.
12. Источник. 1995. № 1. С. 19. Статья Н. Болотиной. «Приехал служить Великому Князю». Неизвестный список родословной Потемкиных».
13. Там же.
14. Смоленская шляхта. Т. 1. Смоленск, 2006. С. 156. Источник. С. 21.
15. Там же. С. 21-22.
16. Самойлов А.Н. Жизнь и деяния генерала-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Публикация в журнале Русский Архив. 1867. № 4. С. 5. Последняя фраза взята из рукописи, писавшейся под диктовку Самойлова. РГАДА. Ф. 1453. Оп. 1. Д. 94. Л. 15.
17. Оттиск статьи А.М. Ловягина о Г.А. Потемкине для Русского биографического словаря. С. 48-50..
18. Там же. С. 51.
19. Автограф. Письмо от 3 августа 1790 г. РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 37. Л. 207.
20. Русский биографический словарь. Том «Смеловский – Суворина».1904 г.
21. Смоленская шляхта. Т. 1. С. 189.
22. Источник. 1995. № 1. С. 20-21.
23. Письма Платона, митрополита Московского, к преосвященным Амвросию и Августину. М., 1870.
24. Русский Архив. 1878. № 10. С. 198.
25. Русский Архив.1879. № 9. С. 20.
26. Лопатин В.С. Письма, без которых история становится мифом // Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка. М., 1997. С. 473—540.
27. Екатерина II и Г.А. Потемкин. Личная переписка 1769—1791 гг. / Сост. В.С. Лопатин. М.: Наука,1997. 24.07.2024, 12:50 Последние дни князя Г.А. Потемкина-Таврического - ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ history.milportal.ru/poslednie-dni-knyazya-g-a-potemkina-tavricheskogo/?print=print 4/5 Письмо Г.А. Потемкина Екатерине II от 19 июня 1790 г.
28. Н. Надеждин. Светлейший князь Потемкин-Таврический — образователь Новороссийскогоо края. Одесса, 1839. С.4, 9. 4 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 52, оп. 2, д. 22, л. 91. Г.А. Потемкин Екатерине II. Яссы. 4 октября 1791 г. Подлинник без подписи. Слова «одно спасение уехать» написаны прыгающим, угловатым почерком и читаются с трудом А.П. СВИРИДОВ (Москва) Смерть князя Г.А. Потемкина-Таврического С гравюры Г.И. СКОРОДУМОВА Потемкин на смертном одре С гравюры Г.И. СКОРОДУМОВА
29. https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-992-1892-gg-tom-3/ 30. Азбука веры Православная библиотека митрополит Мануил (Лемешевский) Русские православные иерархи, 992-1892 гг.
31. Открытый список:О проекте — Открытый список (openlist.wiki)
32. БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Смоленской обл. - т.6